Еще один сюжет из серии заметок об ульяновских художниках «старой школы». Как и предыдущий, посвященный «певцу Волги» Петру Григорьевичу Панину, он представляет собой подборку публикаций и других материалов за продолжительный период – с 1930-х до 1980-х гг., объединенных небольшими вставками и ремарками от составителя. Из-за своего значительного объема этот обзор также помещен в виде текстового файла в документы группы. Здесь – лишь самая краткая выжимка, экстракт. Прошу извинить, на сей раз документ не прикреплен к заметке на стене; в конце этого предисловия имеется ссылка на него. Просто в условиях лимита на число прикрепленных файлов хотелось поместить больше репродукций.
За Анатолием Николаевичем Грошевым прочно закрепился эпитет «художник-краевед». И не зря – почти все его работы посвящены истории Симбирска-Ульяновска, от времени его основания до событий, современных художнику, увиденных им собственными глазами.
Родился он 16 апреля 1902 года в с.Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, в крестьянской семье. Отец, Николай Иванович Грошев, талантливый иконописец, образованный человек, привил сыну любовь к живописи и музыке. В 1912 году семья переехала в Симбирск, был приобретен домик на Сызранской (12 сентября) улице. В этом доме Анатолий Николаевич прожил всю жизнь. Из его окна он видел 12 сентября 1918 года наступающие красные части, перенеся впоследствии эти впечатления на холст.
В начале 1920-х гг. А.Грошев окончил художественное училище в Симбирске, его учителями были выдающиеся художники А.Н.Остроградский, П.С.Добрынин, И.П.Гурьев. Он и сам быстро вошел в число лучших художников города, завоевал авторитет среди деятелей искусства и признание ценителей живописи. Молодой художник возглавил созданное на рубеже 1924-1925 гг. Ульяновское отделение АХРР (Ассоциация художников революционной России), стоял у истоков Объединения ульяновских художников (1929). С образованием в 1937 году Ульяновского филиала Куйбышевского союза художников вошел в состав его правления. С середины 1920-х годов А.Н.Грошев – участник всех выставок местных художников, областных выставок в Куйбышеве. Одновременно он много сил отдавал преподавательской работе. Преподавал в Краснознаменной школе командного состава, впоследствии Ульяновском танковом училище, несколько десятилетий работал учителем черчения и рисования в школах города.
В творчестве Анатолия Николаевича Грошева главное место прочно заняла история родного города. Одни лишь названия его работ многое могут сказать о круге интересов художника.
О прошлом Симбирска: «Приезд Б.М.Хитрово с дружиной на Волгу для построения города Симбирска», крепость Симбирск в 17 веке – общий вид и отдельные строения, «Осада Симбирска Степаном Разиным. 1670 г.», «Пугачев в Симбирске. 1774 г.», «Сожжение еретика в Симбирске. 1736 г.» (Яков Яров), «Озеро Маришка»…
О выдающихся людях живших и побывавших в Симбирском крае: портреты И.А.Гончарова, Д.Н.Садовникова и др., «Пушкин на улице Симбирска», «Пушкин на волжском берегу»…
О революционной борьбе и установлении Советской власти в Симбирске: «Подпольная типография», «Конспиративное собрание Симбирской группы РСДРП», «Первая прокламация», «Казнь революционеров», «Первая любовь», «Установление Советской власти в Симбирске»…
О гражданской войне и первых годах Советской власти: «Расстрел Муравьева», «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года», «Фрунзе в Симбирске», портреты Г.Д.Гая, М.Н.Тухачевского, выступление в Симбирске М.И.Калинина и В.В.Куйбышева, «Убийство селькора М.Цветкова»…
Поражает огромный труд по изучению материалов, связанных с эпохами и событиями, изображаемыми художником, особенно, когда речь шла о давно минувших временах. Созданию каждой картины предшествовали месяцы и годы изучения архивных документов, литературы, изобразительных материалов. Необычайно тщательно подбирались типажи героев картин, художник скрупулезно изучал признаки эпохи: архитектуру, одежду, оружие, предметы быта, сам изготовлял образцы для натуры. Большое внимание уделялось свидетельствам очевидцев. Так, работая над картиной «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года» и нереализованным замыслом панорамы «Бой под Симбирском в 1918 году», Грошев консультировался с Г.Д.Гаем, вместе с ним проехал по местам боев, слушал и записывал рассказы легендарного комдива. При работе над картиной «Гостиная Ульяновых» он не раз встречался и беседовал с В.В.Кашкадамовой, записывал ее описания быта семьи Ульяновых в Симбирске.
Стремясь сохранить для будущих поколений свои работы, запечатленную в них историю города, А.Н.Грошев в 1950-х гг. изготовил альбом фоторепродукций – 44 черно-белых снимка картин. «Давно хотелось систематизировать проделанную работу. Ведь до обидного мало еще говорится о замечательном прошлом нашего города, а история его необычайно богата. Хотелось бы, чтоб она стала достоянием народа», – записал в 1968 году слова художника учитель рисования Ф.Хайруллин. Только благодаря этому самодельному «изданию» и дошли до нас некоторые репродукции картин художника-краеведа.
А вот с сохранностью работ А.Н.Грошева в музейных коллекциях дело обстоит намного хуже, и это обстоятельство вызывает ряд вопросов. «К сожалению, богатое его творческое наследие плохо сохранилось», – писала еще в 1985 г. научный сотрудник Ульяновского областного художественного музея Н.В.Спешилова. Из исторических картин Грошева в фондах УОХМ имеется лишь «Пугачев в Симбирске». Между тем, уже с начала 1930-х гг. публиковались сообщения о приобретении Ульяновским музеем его работ. Куда они делись? Ну, ладно, война и другие потрясения, все могло случиться. Но уже в 1950-1960-х гг. не раз упоминается о находящейся в фондах Краеведческого музея картине Грошева «Приезд боярина Б.М.Хитрово с дружиной на Волгу для построения города Симбирска». В современных справочниках и каталогах о ней ничего не говорится. Исчезла? Непонятна и судьба шести работ художника, отправленных в Куйбышевский музей. Среди них – «Осада Симбирска Степаном Разиным», еще в 60-ые годы она находилась в экспозиции музея…
Впрочем, достаточно повторяться. Обо всем этом и многом другом гораздо более подробно говорится в подготовленном обзоре материалов, посвященных художнику-краеведу Анатолию Николаевичу Грошеву. Если Вас заинтересовало это краткое предисловие – перейдите к основному документу по ссылке: https://vk.com/doc-107791040_462959212

Анатолий Николаевич Грошев.
1) Фото из брошюры В.Кадышева «Выставка картин к XV-й годовщине Октябрьской революции», Ульяновск, 1932.
2) Фото из архива семьи А.Н.Грошева («Мономах» 2014-2).
«После зимней учебы, а затем работы (будучи преподавателем, имел свободное лето) художник в сравнительно короткий срок успел много «побродяжить», побывал в самых отдаленных уголках республики, плавал на пяти морях, много ходил по Крыму и Кавказу, зарабатывая средства существования выгрузкой барж в портовых городах, рисованием, игрой на скрипке. Художник имел возможность наблюдать и изучать жизнь практически. Потому-то все персонажи его картин так правдиво и жизненно выглядят на его полотнах. Произведения т.Грошева много печатались в репродукциях, последние в тысячах экземпляров разошлись далеко за пределы края. Картины специальной комиссией приобретены для государственного музея.
Художник А.Н.Грошев ценный и нужный нашему времени художник».
(В.Кадышев, «Выставка картин к XV-й годовщине Октябрьской революции», Ульяновск, Гос.музей, 1932)

А.Н.Грошев. Крепость Симбирск в 17 веке.
«Не без труда удалось установить очертания территории, где некогда проходила крепостная стена кремля. Нужно было восстановить архитектуру стены, ворот и т.д., костюмы и оружие 17 века…
Художник должен знать архитектуру изображаемого им века как зодчий, костюмы как портной, оружие как оружейник, со всеми мельчайшими подробностями, ибо все это ему приходится «делать» – изображать».
(А.Н.Грошев, «Пролетарский путь» от 5 января 1938 г.)

А.Н.Грошев. Озеро Маришка.
«А вот трогательная и трагичная легенда, на основе которой написана картина «Маришка». На берегу озера жила девушка по имени Маришка. … Полюбила она парня. Вместе катались на лодке. Договорились пожениться. Парень уехал на заработки и просил ждать его ровно год. Но он не вернулся. И часто можно было слышать с озера печальное пение Маришки. А однажды она не вернулась. Не выдержав разлуки, Маришка бросилась в воду. С тех пор стали называть и озеро, и место возле него Маришка – название, хорошо знакомое ульяновцам».
(Р.Юрьев, «Ульяновская правда» от 14 октября 1967 г.)

А.Н.Грошев. «Осада Симбирска Степаном Разиным».
«Второй год был потрачен на изучение типов действующих лиц. Их в моей картине до 50 человек только на переднем плане, не считая толпы заднего плана. Здесь и трепещущие в смертельном страхе бояре и воевода, и – каждый по своему ликующий: русский мужик, донской казак, чуваш, мордвин, татарин… Каждого из них, чтобы вписать в картину, приходилось разыскивать где-нибудь на базаре, в доме колхозника, в кино. Не всегда мои поиски увенчивались успехом. Не раз приходилось, найдя прекрасный «экземпляр» в полосатых самотканых шишанах или в зипуне покроя 17 века, с курчавой бородкой, с глазами, полными искрящегося веселья, с лихо задернутой шапкой, гоняться за ним, как за самой ценной «находкой». Хожу, бывало, за ним по пятам, слежу почти влюбленными глазами и соображаю – пойдет ли он ко мне, в мою мастерскую».
(А.Н.Грошев, «Пролетарский путь» от 5 января 1938 г.)

А.Н.Грошев. «Пугачев в Симбирске». УОХМ.
«Не скрою, трудности были большие. Нужна была масса костюмов: кафтаны, камзолы, бархатные, атласные, замшевые рейтузы, лакированная с золотыми пряжками обувь, белые парики, головные уборы. В костюмерной театра я нашел очень немного из того, что было необходимо. Только моим многолетним натурщикам известно, на какую сложную «эквилибристику» приходилось пускаться, чтобы, например, из полуметрового куска атласа сделать и написать кафтан на рослого мужчину. Парики пришлось делать из кудели и густо осыпать пудрой. Легче обстояло дело с костюмами для пугачевцев. Мною были изорваны в клочья все старые вещи, и мои натурщики с содроганием надевали на себя это рубище».
(А.Н.Грошев, «Пролетарский путь» от 5 января 1938 г.)

А.Н.Грошев.
1) А.С.Пушкин на волжском берегу в Симбирске («Мономах» 2014-2).
2) И.А.Гончаров на фрегате «Паллада» («Ульяновская правда» от 18 августа 1957 г.).
«Много картин посвящено приезду в наш город А.С.Пушкина. Вот он на улице города, а вот (большая картина в масле) поэт стоит на крутом берегу Волги, любуется волжскими просторами. В альбоме мы видим также репродукции с портретов Гончарова, Садовникова (автора песни «Из-за острова на стрежень»), Чернышевского в доме Гончаровых».
(А.Родин, «Ульяновская правда» от 18 августа 1957 г.)

А.Н.Грошев. «Провозглашение Советской власти в Симбирске 10 декабря 1917 года».
«Но больше всего работ посвящено истории революционной борьбы. Картина о первой прокламации, появившейся в Симбирске на столбе архиерейского дома, картины «Первая любовь», «Подпольная типография» и «Казнь революционеров». И, наконец, «Установление Советской власти в Симбирске», «Фрунзе в Симбирске», «Расстрел Муравьева». … В них и радость победы идей Октября, и трагедия судеб людских, без которых невозможна борьба».
(Р.Юрьев, «Ульяновская правда» от 14 октября 1967 г.)

Газета «Пролетарский путь» от 12 сентября 1938 года с репродукцией картины А.Н.Грошева «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года» (фото с экрана проектора).
«Картина «Бой под Симбирском» – это песнь о лучших сынах пролетариата, беззаветно дравшихся, вырывая город из рук врагов рабочего класса. Мы видим, какой неудержимой лавой льется красная сила, нанося последний сокрушительный удар, разбивая вдребезги ненавистного врага. Пройдут годы напряженной борьбы, и не сотрется из памяти время героической эпохи, ибо «молчаливые» памятники расскажут шумной детворе о битвах своих отцов, старому рабочему расправят складки лица: заиграет улыбка в усах, вспомнятся боевые дни».
(В.Кадышев, «Выставка картин к XV-й годовщине Октябрьской революции», Ульяновск, Гос.музей, 1932)
«Анатолий отчетливо запомнил, как мимо его дома прорывались красные конники 12 сентября 1918 года к тюрьме. Гораздо позже он напишет картину. И в основу ее ляжет именно этот эпизод, сохранившийся в острой памяти подростка».
(Р.Юрьев, «Ульяновская правда» от 14 октября 1967 г.)

А.Н.Грошев. «Месть» («Убийство селькора М.Цветкова»?).
Репродукция из брошюры В.Кадышева «Выставка картин к XV-й годовщине Октябрьской революции», Ульяновск, 1932 (название картины по источнику).
«…О них [героях] и их борьбе за свободу и слагает красивые песни своей сильной кистью талантливый художник. «Расстрел Муравьева» – эта песнь о горсточке самоотверженных героев-коммунаров, пресекших муравьевскую авантюру, которая исторически была неудавшейся попыткой задушить молодую власть советов. «Месть» – это большой рассказ о коллективизации, о героях деревни, трагически погибших от руки классового врага».
(В.Кадышев, «Выставка картин к XV-й годовщине Октябрьской революции», Ульяновск, Гос.музей, 1932)

А.Н.Грошев. Портрет дочери Ирины.
Из собрания семьи А.Н.Грошева («Мономах» 2014-2).
«- Это я со скрипкой, – поясняет Ирина Анатольевна.
– А почему такой печальный вид?
– Позировать художнику – нелегкая работа, занимающая часы. Помню, говорила отцу: «Папа, я устала. Кому это нужно?». А он успокаивал: «Что ты, дочка, это же память. Ты повзрослеешь, потом поседеешь, а картина сохранит тебя школьницей, правда, чуть грустной. Но я пишу такой, какой вижу».
(В.Кузьмин, «Мономах» 2014-2)