К истории судоходства на Суре: Паром на Суре у Промзина. Фото 1870 г. Строились сурские суда здесь же, на сурских пристанях, с учётом особенностей русла извилистой реки, изобиловавшей опасными мелями на перекатах и ещё более опасными «каршами» из стволов упавших в воду деревьев. Хотя осадка судов не превышала 70 сантиметров, многим из них (ежегодно по 2-3) не удавалось дойти до места назначения, а их грузы нередко оказывались на дне Суры. Расстояние от Промзина до Васильсурска – около 400 вёрст – они покрывали самоходом за 8-10 дней. По неполным данным, в первые два десятилетия XIX века в каждую весеннюю навигацию с Промзинской, Барышско-Слободской и других сурских пристаней отправлялось в среднем от 80 до 150 судов. Позднее количество судов на Суре всё время увеличивалось. Так, в навигацию 1831-1832 годов по Суре прошло от 400 до 500 судов, причём на одной только Промзинской пристани грузилось около 200 суряков и расшив. Первые пароходы появились на Суре в 70-х годах XIX века. Среди них был колёсный пароходик «Неожиданный», принадлежавший алатырскому купцу-мукомолу Кириллу Николаевичу Попову. С появлением пароходов на сурских пристанях стали строить больше барж. Так, в 1897 году на пристани села Барышской Слободы было выстроено 10 барж и 1 беляна общей грузоподъёмностью в 450 тысяч пудов, а на Промзинской пристани в том же году построили 4 баржи и 3 беляны грузоподъёмностью в 337 тысяч пудов. После сооружения в 1893 году железной дороги до Казани (через Алатырь) количество грузовых судов на Суре начало постепенно сокращаться и позднее сурское судоходство уже никогда не имело такого значения, как в середине XIX столетия. Фотографии сделаны около села Иваньково-Ленино (бывшее село Иваньково-Дурасово Алатырского уезда Симбирской губернии), в 3 км севернее границы с Ульяновской областью. Из коллекций Александра Макеева Материал из группы “Природа и история Симбирского-Ульяновского края” – подписывайтесь. |
|
|
Дааа!
Были времена! тепрь же одна “стабильность”!
Суряк
Жаль нет фото из Самого р.п.Сурского. Неужели не сохранились? Видимо еще до 30-х годов было и пассажирские перевозки.Грузовые до середины 70-х. Отлично помню областные теленовости в апреле 1970 или 71 года года -“Открылась навигация на реке Суре первым в поселок Сурское прибыл буксир “Утка”и коротенький видеоролик “Сурского порта”. К сожалению только в рассказах В.Еремеева ” Сурские камешки” есть воспоминания о той судоходной поре, и 6-ти киллограмовых стерлядях.И пока ещё не написана подробная документальная история судоходства на Суре с самых первых времён до его сегодняшнего заката по многим объективным причинам.Но всеже кое какие исторические выкладки и старые как и более современные фотографии сохранились.Спасибо великому интернету!Возможно когда нибудь можно будет прочесть и более насыщенный фактурой материал, когда Сура была рекой тружеником.О е судах и людях работавших на этой реке.
Суряк
Теплоход Снегирь наиболее часто попадается на фото. Это разъездное судно Волго-Вятского ремонтного речного управления-курсировавшее по суре с бригадой ремотников. Сейчас навигационная обстановка имеется тольков районе Всильсурска у устья впадения Суры в Волгу. Подпор Чебоксарского водохранилища позволяет судам речного регистра “Р” в частности туристическому теплоходу с пассажирами “Василий Чапаев” подниматься вверх по Суре от Волги до г.Ядрин на 80 км.Сейчас только в Ядрине на баржах перевозят песок и гравий.
Алексей
Администрация сайта, исправьте заголовок. Речь в статье Про 1870-1890, а не про 1970-1990