– 2012 –
05.01. В марте президентские выборы, и вокруг разговоры, что по конституции Путин не имеет права в них участвовать. Позвонил в Москву члену Верховного суда РФ Говорову. Он был краток: «Конституционный суд разъяснит таким непонятливым, как ты, как правильно понимать восемьдесят первую статью Конституции РФ». И мне сразу стало всё понятно.
По областному радио сообщили, что вышла в свет моя книга избранных стихотворений и поэм «Русскоё зарево».
09.01. Получил от главного редактора «Литературного Саратова» журнал со своей публицистической статьей, которая открывает ежегодник саратовских писателей. Книжка толстая страниц на четыреста. Увы, тоже самиздат, и в столице Среднего Поволжья, известной своими культурными традициями, власть, как и у нас, изо всех сил «развивает» культуру», и зажимает писателей.
Президент объявил 2012 год – годом русской истории. Указано создать комиссию в центре и регионах. Меня, автора четырёх исторических романов, конечно, к этому делу не привлекут, хотя население почти полностью обязано знаниями о прошлом своего Отечества книгам исторических писателей. В Ульяновске из руководителей культуры понимает это только Геннадий Журавлёв, но у него не лежит душа к административной службе.
12.01. Выдали 50 экз. «Русское Зарево», книга издана хорошо. Напечатана без ошибок, что удивляет: сейчас небрежность в изготовлении печатной продукции – обычное дело. Раньше за опечатки наказывали очень строго. 50 книжек – это что, авторские экземпляры или авторский гонорар за четверть века моей усердной работы над стихами?.. Наверно, и то, и другое. Послал Гребневу, Говорову и Гайдукову (Воронеж).
14.01. Странное дело: в стране четыре религии опекают народную нравственность, но стыда на всех этажах общества, в государстве, в общении между людьми стало неизмеримо меньше, чем в безбожном советском государстве. Тогда учителями и исповедниками народа были художественная литературная классика и другие классические искусства, ныне находящиеся в государственном небрежении.
17.01. На сайте «Путин 2012» его предвыборная программа. От президентства Медведева у народа оскомина. Проголосуют за Путина, тем более он так широко обещает: 25 млн. новых рабочих мест, повышение оплаты труда, и много ещё чего вкусного и сладкого для народа. Болотная оппозиция отдыхает, по части административных фантазий она не в силах тягаться с властью. Тем более, что народ ей не верит.
20.01. Поразительно, но почти никто из писателей не понимает, что время советской литературы прошло, что идеал человека-созидателя коммунистического будущего превратился в прах, и в литературу должен вернуться Христос, но для этого литература должна обрести русский Дух как понимал его Пушкин, своё национальное лицо, не искажённое заёмными новациями. Я много написал на эту тему в интернете, но не получил ни одного понимающего отзыва.
Поговорив с авторами журнала, предложил организовать «Союз русских писателей», без юридического лица. Вступили 16 человек, председателем избрали Евгения Федоровича Щербакова. Устав Союза писателей разрешает создание таких объединений внутри себя.
Щербаков отнёс Документы нового Союза в наш областной минкульт, чтобы они знали о нашем существовании.
27.01. Продолжаю работать над романом «Бесстыжий остров», осталось написать страничек 150. Заказал печать и бланки билетов «Союза русских писателей». Матвеева со скрипом выдала дополнительные 20 экз. «Избранного» на презентацию. Сегодня для Агаты выкупил сотую книгу серии «Великие художники».
02.02. Путин на всех парах мчится к победе, оппозиция в растерянности, она одинаково ненавидит и либерала чекистского закала Путина, и русский народ.
Вот говорят, что предвыборные обещания кандидатов в депутаты, в лучшем случае, наполовину вранье, однако мы делаем вид, что им верим, потому что сами во многом такие же лгуны, как и претенденты на выборные должности. В таком разе голосование превращается во взаимное вранье: проголосовав за заведомую неправду, я соврал тем, что сделал вид, будто верю в нее без всяких сомнений. Скажут, что это неизбежные издержки демократии, но нестерпимым количеством вранья объясняется массовая неявка к избирательным урнам. Люди, если не понимают, то инстинктивно чувствуют, что их вовлекают в недостойное дело и отказываются соучаствовать во вранье.
03.02. СМИ вопят: мороз – 30, замерзаем, новое всемирное оледенение, хотя лето было жарким.
18.02. Был на встрече с читателями в библиотеке 22, на проспекте Авиастроителей. Меня хорошо встретили, мой роман «Государев наместник» читают и нахваливают. Может, и правда, что роман неплох?.. Благодарили, отправили домой на такси.
Студентка консерватории (в Казани) написала музыку к романсу из комедии «Сибирский греховодник». Меня это тронуло. Надо будет как-нибудь его послушать.
20.02. В Ульяновске многих людей интересует, откуда появляются и где вызревают, будоражащие сознание людей советской культуры столь неоднозначные творческие задумки как флешмобы по любому поводу и пластмассовые памятники во всех городах России?.. Мне, например, это совсем неизвестно, но суть дела не в конкретной персоне. Важна тенденция, а она ясна как божий день: почти всё, что относится к монументальному искусству, появляется у нас не как следствие трезвой оценки авторитетных специалистов по русской культуре, а возникает под воздействием так называемого «клипового сознания», которое следует отнести к базовой основе актуального искусства.
Доказано, что клиповое сознание не способно ни к анализу, ни к синтезу, это – ущербный рассудок, поскольку не может воспринимать классические музыку, живопись, литературу, которые требуют сосредоточенности и умения делать выводы, и цепко держится за то, что ему кажется однозначным и понятным. Бравый солдат Кочетков – вот типичный образчик клипового сознания, который мгновеннно был им освоен, во-первых, как понятие (патриот и герой) и, во-вторых, как образ (протез, грудь в крестах). Трезвые сомнения – «А был ли мальчик?» в расчёт не принимаются: разумеется, был, и все его видели. Архивисту Шабалкину заклипованные обитатели УЛПРЕССА устроили нагоняй, хотя он в своих сомнениях был прав. Но не менее заклипованны и ответработники культуры, среди которых, кстати, нет специалистов по монументальному искусству. Конечно, они бы могли пригласить кого-нибудь стороны, но предпочитают опираться на свое мнение дилетантов. Вот образчик самородной административной креативности.
Как-то С. И. Морозов заявил, что участие Ульяновска в программе «Культурная столица Европы» — это не претензия на суперстоличность, а поиск своей региональной идеи, которая могла бы объединить людей и сплотить регион. Как подчеркнул губернатор, «столичность» — это то слово, которое позволяет сформировать у жителей города чувство, что здесь можно жить и работать, «чувствовать себя гражданином мира». С.И. Морозов отметил, что «мы строим мировой креативный город», а через него и «мировой креативный регион». Действительно, в региональной конкуренции российских городов Ульяновск выглядит одним из самых «креативных» — об этом свидетельствует и политическая воля руководства, и насыщенность событийной культурной жизни на всей территории области, и растущая инвестиционная привлекательность области и города.
Любопытные размышлизмы, не правда ли?..
23.02. За последние два года я опубликовал довольно много статей с критикой в адрес культурной политики региональных властей. В ответ я слышал, что сгущаю краски, то есть культура есть, но я из-за своего дурного характера её не вижу. Согласен, не вижу, поскольку её съела, как саранча, житейская, основанная на чиновничьем вранье, пошлость. И произошло повсеместно, и в столицах и на периферии,
Если бы с культурой было просто плохо, то это обозначало бы, что культурная жизнь у нас всё-таки есть, но всё гораздо хуже: в Ульяновске культурной жизни попросту нет – пустота, вакуум. Правда, я трепыхаюсь, еще с десяток отыщется таких же идеалистов, вякающих о прекрасном, добром, вечном. Чтобы расцветала культурная жизнь, нужна питательная среда: литературные журнал, издательство, библиотеки, нацеленные на распространение русской культуры, талантливые авторы, русский классический театр… Но это означает, что региональной культурой должны руководить люди державного полёта, а не пожилая девица с кругозором выпускницы областного музучилища.
25.02 Недавно я просматривал подшивку единственной в 19-м веке газеты «Симбирские губернские ведомости» и был удивлен, сколь мало в то время совершалось уголовных преступлений. Было конокрадство, мелкое воровство, но убийства происходили очень редко, хотя число жителей в губернии по переписи 1897г. насчитывало 1,58 млн. чел., то есть было примерно таким, чем как сейчас.
27.02. За последние два с половиной века наш край стал родиной всего четырех выдающихся литераторов общероссийского значения: И. Дмитриева, Н. Карамзина, И. Гончарова, Н. Языкова. И выходит, что литературные таланты появлялись у нас в 18 в. – 2, в 19в. – 2, в 20в. – 0. Скажем прямо – негусто. Но ведь именно на них и опирается художественная культура нашего края, которая в наши дни подавляется властным абсурдом и пребывает не кабинете губернатора, а помещении, где хранятся веники, тазики и поломойные тряпки. Там же ютятся и писатели.
Могут сказать, что проводятся ежегодные культурные форумы, вручаются премии, множатся массовые мероприятия – разве это не расцвет культуры?.. «Расцвет чего- либо» оставляет после себя плоды, а местечковая лжекультурная суета оставляет кучи мусора на фестивальных площадках и сквозняк в опустошенных головах. Я живу достаточно долго, и на моей памяти у нас еще не было столь «озабоченного» культурой руководителя области. У всех бывших секретарей обкомов на уме было производство, они не были шоуменами, и обращали в первую очередь внимание на таланты. Член ЦК КПСС А. Скочилов поддержал поэта Н. Благова рекомендацией на присвоение Госпремии. Григорий Коновалов указал ему на меня, и мой квартирный вопрос был решен. В 1992 г. я и Е.Мельников обратились к Ю. Горячеву с просьбой профинансировать издание книг писателей. Издали всех – тогда 14 писателей, хотя тогда областной бюджет был никаким. Горячев как-то дал на издание уазик, кажется, к 200-летию Пушкина. Сейчас подход другой: премии, деньги – чужим, а своим — пустые обещания.
Что мы знали бы о себе как о народе, если бы не было литературы?..
- Самокритичная внучка Агата. Бегала, бегала и ударилась об угол стены.Остановилась и произнесла дрожащим голосом: «Побесилась…»
Сомневаюсь, что «Эксмо» напечатает мои романы, они реалистичны.
04.03. Расширенное заседание Совета по книгоизданию и продвижению чтения Ульяновской области в Ленинском Мемориале 4 марта 2012.
Для меня это заседание было решающим шагом к обретению свободы творчества. Для себя я уже решил творческую задачу в прозе, создал около десятка книг из истории и современности, три книги издал в Москве, обрёл уверенность в их значимости, и считал, что должен их сделать доступными для жителей нашего края. Но издавать их губернатор не хотел, однако он никогда не говорил этого напрямую и только обещал, что их обязательно издадут, в следующем году.
Инвалид, на разбитых инсультом ногах, я таскался на всякие совещания, чтобы только напомнить ему, о своих патриотических русских книгах. Словом, помотал он мне душу как хотел. Вот и сейчас губернатор говорил, что в настоящее время в Совет подано более 60 заявок на сумму 9 млн. рублей. Начались выступления, бессмыслено-подобострастные. Как член Совета взял слово и я. И поставил вопрос ребром:
— Вот только что говорили о необходимости издания книг по историко-патриотической тематике. Мы не первый раз много об этом говорим, но сразу же забываем, потому что в разговоре не участвуют писатели Мной создана историческая серия книг о прошлом нашего края. Три книги изданы в Москве, в саиом престижном издательстве ЭКСМО. Они разошлись по России. В Ульяновске их не хотят издавать, хотя все четыре романа из истории нашего края. Давайте, проголосуем: нужны мои романы или не нужны?..
Общий шум. Морозов: «Их же не читали, как голосовать?
Я – «Многие читали, У меня пачка отзывов…»
Дальше, объявил о создании «Союза русских писателей».
На следующий день случайно встретился с губернатором в школе на Заречной, на выборах президента.
— Я вчера сказал, чтобы вас включили в план, — весело произнёс он.
И это была опять неправда.
07.03. 4-го марта на Совете по книгоизданию при правительстве Ульяновской области было произнесено много слов, но не сказано главное, – что ведущей фигурой книгоиздательского процесса является писатель. Конечно, поголовье тех, кто считает себя писателем, за последнее время в области резко увеличилось, но «удои и привесы» от этих литературных самозванцев, как были никчемными, так и остались.
При отсутствии критики любой графоман мнит себя художником слова на столько, на сколько позволяет ему фантазия. Она то и побуждает его любыми правдами и неправдами добиваться вступления в Союз писателей, который за последние двадцать лет полностью утратил свой авторитет и значение даже на столичном уровне. Про региональные организации СП России и говорить нечего, они — зачахли.
В 1991году в Ульяновской области было двенадцать членов Союза писателей России, сегодня их уже больше сорока. Разбухание организации привело к размыванию критериев отбора. Писательские корочки получили у нас директор завода, другие охочие до славы номенклатурные господа-товарищи. Особенно вульгарным и безответственным был «призыв в литературу», который произвела бывшая помощник губернатора области Т. Сергеева в 2004-2005 годах, когда чохом в СП России были приняты сразу более десятка, слабо литературно одарённых, хотя и милых людей.
Этот «призыв» оказался неподъёмным для регионального отделения СП России, и оно стало медленно погружаться в непрофессионализм и духовную пустоту. Но апофеозом гибели «титаника» ульяновской словесности стало даже не избрание, а молчаливое согласие членов СП с тем, чтобы региональную организацию возглавила О. Шейпак – весьма посредственный журналист. До этого казуса писательскую организацию возглавляли писатели, в чьем даровании ни у кого не возникало сомнений: Г. Коновалов, Н. Благов, В. Пырков, Е. Мельников, С. Матлина, Г. Дёмин. Г-жа Шейпак со своим недавно опубликованным опусом «Абломов» явно выпадает из этого творческого ряда. Но окончательно нивелировала писательскую организацию ошибочная политика региональной власти, которая сделала ставку на увеличение числа якобы писателей, получающих финансовую поддержу на тиражирование своих, откровенно слабых, произведений. В писатели были зачислены все, кто этого хотел.
10.03.Никто не возразил против пошлой идейки установить памятник «положительному школьнику». Этот скульптурный опус вряд ли вызовет критику, потому что изделия такого сорта находятся вне искусства. Чиновничья культура смело и безоглядно вступила на территорию актуального искусства, основой которого являются перформанс и клиповое сознание, как его творцов, так и его потребителей. Ведущую роль в этом специфическом творческом процессе играет «искусствовед-толкователь» перформанса, которым зачастую становится сам автор «шедевра». Он-то и растолкует зевакам, как правильно понимать «положительного школьника».
Этот проект ульяновцам не в диковинку, нам уже известны «картонный город», собирание пазлов и прочие креативные выдумки. А вот слово поэтам Карамзину, Дмитриеву, Языкову, Садовникову, Благову, которые создали о нашем крае подлинные поэтические шедевры, не дали, они сегодня не актуальны. В том же ряду и другое совсем нежиданное решение – приобщить перформансистов к творческому наследию Аркадия Пластова. Пусть порезвятся. Во всяком случае, в этом году одну премию вручат за «Инновационный проект в области визуальных искусств «Пластов и современность». Вот такой подарок реалисту-художнику от заклипованных потомков.
04.04. Фраза «У России есть только два союзника: её армия и флот», приписываемая императору Александру Третьему, и которую любят повторять, так называемые государственники, ошибочна в своей сути, поскольку армия и флот не суверенные образования и союзниками быть не могут в силу подчиненности государству РФ. Это — государственные структуры, отличающиеся от прочих структур своими оборонными функциями. И тем не менее у России, несмотря на её нелепое государственное устройство, есть могучий и непобедимый союзник — русский народ. В период летне-осенней компании 1941года немцы разгромили советские вооруженные силы, и лишили СССР «союзников», но русский народ в кратчайший срок восполнил все потери, и создал совершенно новую Советскую Армию, разгромившую соединенныё вооруженные силы континентальной Европы. Так стоит ли наводить тень на плетень разговорами о «союзниках»?
10.04.При Советской власти народ хвалили на все лады, в новой России о русском народе в лучшем случае помалкивают, хотя именно за эти четверть века на него было вылито море помоев либеральными СМИ, он успел побывать даже фашистом. И эти поношения, эти помои открыли народу глаза на свое реальное положение изгоя в своём отечестве, что он не хозяин земли русской, а электорат для выборов, и объект для креативных упражнений выбранных им представителей власти. Сидя на бочке с нефтью, кое-кто из державных деятелей вообразил, что народ – скорее помеха для его планетарных амбиций, раз у него есть армия и флот. Но может быть ещё не поздно произнести : «Дорогие братья и сестры!..»
13.04. Слово «пошлость» выражает самую убийственную эстетическую оценку, какая есть в русском языке. Это понятие, может быть, столь же всеобъемлющее как понятие прекрасного. Но пошлое гораздо хуже безобразного. Безобразное контрастирует с прекрасным, тем самым только подтверждая наше представление красоте.
Пошлость компрометирует прекрасное, потому что обычно подражает ему, и пародия иногда лишь неуловимо отличается от оригинала. Но пошлость убивает в каждом явлении то, что составляет его сокровенный смысл, и поэтому она невыносимо оскорбительна для вкуса. Пошлость всегда шаблонна, цитатна и вне творчества, т.к. берёт за основу уже существующие модели.
За примерами далеко ходить не надо, достаточно взглянуть на название книги Ольги Шейпак: «Федор Абломов»… Ведь на чувства нормального человека оно действует так же, как скрип ржавого гвоздя, когда его вырывают из сухой древесины. Ясно, что у автора нет ни вкуса, ни уважения к писателю Гончарову.
Мало сказать, что вранье проникло во все поры государственного организма, оно заимело и своих апологетов на самом верху госуправления, откуда нет-нет да слышаться речевки о незбежности и бессмертии коррупции и даже о некой его полезности для общества. Эти безумные пассажи свидетельствуют, что ни менты, ни юридическая профессура, ни госслужащие первого ранга, ни первые лица до сих пор не разобрались в сути коррупции, которая представляет собой в сухом остатке вранье, доведенное до крайней степени бесстыдства. И системную борьбу с коррупцией надо начинать с законадательного запрета вранья, которым опутана вся вертикаль власти. За вранье надо наказывать, а не поглаживать по голове. При Сталине нередко сотрудников НКВД за вранье расстреливали. Перед денежной реформой 1947 года расстреляли нескольких начальников областных НКВД за то, что самовольно были вскрыты секретные пакеты, и по стране поползли слухи о замене денежных купюр. И сегодня народ, изнемогая под гнетом вранья всех видов и оттенков взывает к правде… И зовут эту беспощадную народную правду – Сталин!
14.05. Люде вроде получше – и сразу о работе и прочей чепухе. Наверно, еще хочет получить с десяток почетных грамот.
Я прочитал много книг, некоторые по несколько раз, но эти знания не дали мне видимой пользы. Я их читал из интереса, любопытства. Какое-то время приобретённое мной кажущееяся многознание крепко мешало мне в поэзии (она должна быть глуповатой А.С. Пушкин), потому что я не догадывался о работе души, которая насыщалась из моего чтения нужным ей поэтическим веществом, и это давало мне силы удержать мой ДУХ на высоте весьма близкой к поэтам пушкинской школы: Тютчев, Блок.
Кстати, Блок, по молодости. блуждал в потемках философии Вл. Соловьева. У меня
всю жизнь был интерес к истории, который в середине 90-х, помог написать пять десятков удачных стихотворений («Симбирскй временник»).
Мой вывод: поэт должен набрать духовную высоту. Сидя, и на корточках ничего не создашь. Все выше и выше, и выше!..
17.06. Со вчерашнего дня началось празднование 200-летия И.А. Гончарова. Истрачено на подготовку больше одного миллиарда рублей. Ждали Путина, приедет сегодня министр культуры Медынский, ярый антиленинец, и еще кучка либералов.
Позвонил Гребнев, от Союза Писателей России приедет В.Н. Крупин, состоится выездной пленум СП России. Если бы Гончаров вдруг появился на нём, то наверняка спросил:
- Где моя Россия?
- Где русский народ?
- Где русские писатели?
4.Зачем мне этот дом, если в нем нет живой русской литературы? Создайте издательство, литературный журнал… И т.д.
Мне приглашение на торжества не прислали. Пришлось звонить. Но я пойду только на пленум. Вернее, поеду с А. Перепелятниковым на «Волге».
Завтра надо забрать 1-й номер «ЛУ» за этот год.
Приехали с Перепелятниковым ровно 16.30. Пленум, пять-шесть москвичей с измятыми физиономиями, был уже в сборе. Я подошел к Крупину, он был очень мил, приветлив, слегка припахивал коньячком. Он умело соврал, что знает меня как поэта и т.д. Рядом с ним был Дорошенко, Шишкин, Попов и т.д. и т.п.– выездной якобы пленум.
Крупин произнес с полсотни слов о величии русской литературы. Затем Шейпак начала представлять кандидатов в писатели.
Марянин прочитал стишок, другой… Крупин: «Принять, принять…» и т.д.
Я так и не понял до сих пор, чему я был свидетелем. Но, так или иначе, на словах всех одобрили, приняли и разбежались.
Крупин чмокнул меня в щеку, утер поцелуй своей бородой и умчался.
Вчера он был в Екатеринбурге, сегодня у нас, а завтра…
Союз писателей не просто болен, он смердит пошлостью.
18.06. Получил 1-й номер «ЛУ» за этот год, всего уже издан 21 номер. Печатали в Москве. Ездил с Сашей и Людой. Сделать презентацию, чтобы напомнить о себе? И, конечно, о журнале. Завтра потолкую с Перепелятниковым. Соберемся человек 30, пока не разъехались.
После «Пленума» тоска такая – в душу плюнули.
Премию дали какому-то Агееву (из Курска?). Завтра прочту.
25.06. В России когда-то были русские писатели. А потом появилась русская советская литература. Но никто не называл себя русско-советским писателем – все стали исключительно «советскими». А сейчас утрачен основной определяющий признак – и советского не стало, и русское потерялось. Не всякого, кто пишет на русском языке, можно назвать русским писателем, поскольку творят они не в той системе ценностей, которая традиционна была свойственна русской литературе. Сущность каждого народа выражена в его культуре. Стержнем русской культуры является врожденное стремление к справедливости – основе бытия русского народа. Да и вообще народом может считаться только та общность людей, которая живет по справедливости или хотя бы пытается это делать. Такие же стремления свойственны и другим народам России, и это объединяет нас в одну семью. А сейчас пропагандируются совершенно иные ценности – необходимость быть успешным, суметь «взять от жизни все». Вякните, что в человеке все должно быть прекрасно, и вас примут за дурня.
29.06. На презентации было около 35 человек. Раздал журналы, что-то сказал. Сфотографировались всей кучей Дома Языкова.
Затем поехал с Клюевым Ан. Ив. В его мастерскую. Он таки с сыном Олегом взялись лепить мой бюст. Олегу уже 51. Вечером отослал электронкой ему фотографии.
В 2012 году приоритетом в издании были книги, посвящённые 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова. На издания было выделено 2 млн.980 тыс. руб. Ни одного местного писателя не издали, видимо, не заслужили.
Театр к юбилею поставил заказную совершенно бездарную пьесу «Фрегат Паллада». Этакая сценическая пошлость ради бабла. Мой «Симбирский греховодник» мог бы стать культурным событием юбилея, но театр крутит губернатором, как марионеткой, а тот падок на льстивое враньё.
09.07. Созвонился с архивом новейшей истории. Спросил о личном фонде для Леонида Николаевича Суркова, моего автора, своеобразного поэта. Ему 75 лет, вот я и подумал, что надо сохранить его рукописи, фото, воспоминания. Сурков, наверное, последний хоккеист в шайбу, была на автозаводе такая команда до середины или до 1970 г. До моего приезда в Ульяновск. Архивные женщины благожелательно встретили мою просьбу.
Прислал стихи Гребнев и рассказы Богомолов. Поставили в 4-й номер за этот год.
19.07. вчера отправил на адрес Зюганова статью «Как русскому стать русским», сегодня пришел ответ, что ее переправили режиссеру Бортко, чтобы он ответил. А я предложил КПРФ взять себе в союзники Пушкина, что в свое время сделал Сталин, который превратил во многом русскую классическую литературу в идеологию Советской власти.
24.07. Начали делать 3-й номер «ЛУ» за этот год.
Я чувствовал себя весь день дурно. Опять вылетел шурупчик из очков.
Замлелова, добрая душа, прислала три журнала «Великоросс» с моим рассказом «Нос». Журнал хороший, русский.
Завтра надо вычитать журнал, Маша обещала сходить в «Оптику».
30.07. Замлелова поставила в «Камертоне» мою статью «Как русскому стать русским», убрав две – три шероховатости. Там же напечатано обращение Распутина, Крупина, Гребнева с осуждением «русской» интеллигенции, которая потребовала освободить от ответственности поблядушек, устроивших хай в Храме Христа Спасителя. Я послал это обращение на Улпрессу.
11.08. Лена через 3 месяца и 10 дней оцифровала роман «Бесстыжий остров». Объем – 16 п.л. Сегодня просмотрел 1-ю главу, вроде не скучно, однако надо чистить. Лена уже давно помогает мне и занята выше крыши.
Поставил в свой блог ЖЖ статью «как русскому стать русским».
18.08. Позавчера взял в библиотеке книжку о Карамзине «Последний летописец» Эйдельмана. Написана бойко, но меня интересовали некоторые факты из жизни историка. Я написал о нем кое-что, хочу расширить подборку. Например, как он разошелся с Н. Новиковым. Может, что и напишется.
19.08. Просмотрел, кое-где исправляя, три главы «Бесстыжего острова». Вроде написалось, хотя это было сделать трудно из-за слепоты и болезни.
Думаю напечатать романчик в 1-2 «ЛУ» в следующем году к своему 70-летию, но как поволит судьбина. Читаю Лотмана о Карамзине, его путешествие в Западную Европу. Я стихи о нем оставил на время, пока не просмотрю роман.
20.08. Получил пенсию. Приезжала Таня Мельникова, отдал ей журналы, позвонил в архив, чтобы сделали личный фонд Петра Трофимовича.
Прочитал почти 200 страниц романа. Завтра привезут верстки № 3 «ЛУ».
21.08. Владимир Родин, автор принес верстку журнала. Я посмотрел, подписал. Завтра отвезу.
Заплатил за квартиру + телефон = 8 тысяч рублей.
Читал роман, уже 200 страниц. Надо его для журнала сократить до 12.п.л.
24.08. Позвонил в Саратов Ив. Ив. Малоаткину. Ему 82-й год. «Нога отключается» – говорит со смехом. Сказал ему, чтобы взял журнал с публикацией у Федорова.
Агата перед сном несколько раз меня поцеловала.
Сделал (вычитал) до 235 страницы.
26.08. Покупаю «Музеи мира» (художников), всего 30 штук. До этого купил 100 штук художников персональные книжки, конечно, для Агаты. И вот сейчас подумал, что в мое время доступных изданий не было. Но в «Огоньке» и других журналах постоянно печатали иллюстрации картин, очерки о их жизни. Борис Примеров этим занимался, Сафронов, главный редактор «Огонька», дал ему заработать на кооперативную квартиру в Москве.
27.08. Дочитываю роман. Надо его еще скомпоновать: есть вставная глава, сегодня ее читал.
Смотрел Эрзю, одно поголовье. Утомляет. Но бесспорно, мастер. Помню, в конце 1960-х на него была в Омской провинции мода.
Сейчас в стране тихо, как в погребе, только шуршат двуногие крысы и мыши, растаскивая народное добро.
28.08. Купил стиральную машину – 11800. Старая сломалась. Саша в ней копался несколько месяцев и вынес вердикт – сломалась!
Совсем как я, в семь лет, когда разобрал будильник. Пружина «стрельнула», и этим мой ремонт закончился. Теперь жду поломки холодильника. Он сегодня обмерз, что дверца не закрывается. Куплю самый лучший, какой есть по моим деньгам – тысяч за 15.
Выяснилось к вечеру, что холодильник работает без остановки – сломалось реле или вылетела измерительная трубка, посоветовал интернет. Отключил и задумался: взять новый или отремонтировать. Это реле ломается уже в 4-й раз, заменил 2 мотора, это уже 3-й.
29.08. Закончил читать роман. Теперь – распечатать и еще раз прочитать. Кажется, он не скучный. Но, главное, я выразил многое, что меня гнетет, а вот стало ли мне от этого легче, сказать не могу.
Приходил мастер: хороших холодильников, как советский, нет, и не будет, капитализм – задача, чтобы каждая семья покупала каждые 3-5 лет новый холодильник. Самое то – тысяч за 10 лет на 5 хватит. Орск мне отслужил 21 год.
14.09. На «Улпрессе» поставил статью –ни одного комментария. Сам заголовок «как русскому народу стать русским», наверняка напугал.
Составлял вопросы к встрече с Мурдасовой.
- Издание романа о Котошихине.
- Пьеса в драмтеатре.
- Поэт. театр.
- О союзе русских писателей.
15.09. В основном, бездельничаю. Был занят подготовкой бумаг для Мурдасовой. Но она меня зовет на 20.09. Но в этот день начинается “культ«рный форум».
Церетели везет памятник Столыпину для сельхозакадемии. На кресле сидит грузный человек в мундире, с медалями, с растопыренными пальцами рук. Кто это? И что это?…
В античности было главным тело, пластика.
Со временем фигуры омундировали, обули, оштанили, но спрятав тело, оставили движение, порыв, динамику. Наш Ленин на площади это олицетворяет.
Сидящая фигура – это плохо, не грамотно, не художественно.
18.09. Опубликовано положение о премии Н.Н. Благова.
20.09. Условия присуждения премии Благова оказались «ахинейскими». Бальная система: баллы дают за тропы, за участие в поэтических конференциях, за рецензии в специализированных сборниках.
Я отослал текст условий Миндубаеву, и он разразился репликой, где отчитал минкультуры Мурдасову, и указал, что текст получил от меня. Я ему написал, что он «подставил ногу министру и ущипнул меня».
Я должен был сегодня с Мурдасовой говорить об издании своих книг, о пьесе.
Вот журнальный аксакал!
Бабье лето! Но я на все только выглядываю с балкона.
Вчера пришел в голову сюжетец для комедии и не записал, а сегодня не могу вспомнить.
Нестроения в России начались не сегодня. Страна, где «все не так, как надо», с ужасающим нравственным креном движется в сторону бездны небытия, одурманивая себя враньем, поскольку эталоном либеральной «правды» сейчас выступает биржевой курс доллара и евро. Вранье давно уже победило нас в том, что раздвоило Правду на ту, что пребывает на небесах, и так называемую «правду жизни», согласно которой вранье заимело все права гражданства, и так в человеке потеснило стыд, совесть и саму душу, что она пребывает в сомнамбулической прострации. Выгода и чистоган изменили нравственную ориентацию человека, и то, что было вчера черным, сегодня может вполне выдаваться за белое.
Пусть каждый приглядится к себе, любимому, и неизбежно с отвращением поймет, что тоже пребывает в раздвоенном состоянии. На работе он выполняет определенную штатным расписанием роль, щёлкает каблуками, громче всех орёт корпоративную кричалку, но, придя домой, этот же человек превращается в ярого ниспровергателя общественных порядков, и таким образом, на коленях, бунтуют десятки миллионов наших граждан.
25.09. Заседание Совета по культуре при президенте России. Прямая трансляция шла часа три. Сначала ни о чем что-то сказал Путин. Затем его советник Вл. Ильич Толстой (родственник Л.Н. Толстого) изложил программу работы Совета, затем журналюшка Архангельский заумно говорил о «модерне», «контенте» и проч., и проч.
Режиссер Гергиев единственный, кто предложил здравое: создать хоры при церковных приходах, классической направленности. Разумно говорил некто о клубах, домах культуры, что их надо воссоздавать. Но за все заседание не прозвучала «Русская культура», «Национальная культура», «А. Пушкин и пушкинская школа в литературе».
Редактор «ЛГ» Ю. Поляков попросил Путина создать цельную организацию писателей. Владимир Владимирович ухмыльнулся и переадресовал этот лепет министру (не понятно какой) культуры Медынскому.
Обещано повышение зарплат культработникам на 30%.
Я крепко расстроился, взялся писать за эту тему, затем плюнул, но стресс снял. Да и слов не нашел, не материться же в интернете.
Два дня хмурая погода. Болят глаза, и это лишает меня работоспособности. Но пора определяться.
26.09. Сегодня мелькнула идея устроить шумок вокруг Степана Разина: Присвоить ему «Почетного гражданина Ульяновска». А что?.. Сегодня поставили памятник Столыпину, но этот деятель ничто перед Степаном Тимофеевичем. Пушкин назвал Разина самым поэтическим героем нашей истории.
28.09. Культурный форум достиг апогея. Паханы «Советского искусства» устроили сходку и так охмурили губернатора Морозова, что он в каком-то кураже воскликнул, что Ульяновск будет культурным кластером (?) всего мира. А что мельчить? Даешь культурную столицу мира.
Все креативные русофобы отметились на культурном форуме, «возвопили» о «культуре как национальном проекте России».
А может быть взглянуть всерьёз, а все ли граждане культурной столицы чистят зубы?..
01.10. (октябрь уж наступил…) День пожилого человека к коим я могу себя причислить телом, но ни как не душой.
06.10. Совесть (со-весть) – это весть человеку о Боге, о том, что только этим он отличается от животных.
Люда принесла зарплату, она за весь месяц только заработала ≈ 8 тысяч рублей = 1 квартплата.
«Литгазета» опубликовала условия премии им. Дельвига, но я-то знаю, что премия будет распределена среди нужных или милых людей.
Я собирался послать на премию Есенина и не послал – дали Марии Кудиновой – ничего о ней не знаю, трется в «ЛГ», пишет статейки.
А в Дельвиге – 1 млн. рублей. Куда там нам! Не по соплям.
07.10. Поп Смирнов (из Москвы) ласково заговорил о родине и русском народе.
60 лет Путину, 2-й канал TВ «Вести» объявил, что в ХХ веке есть одна фигура, равная юбиляру – это Сталин.
12.10. Получил письмо из мэрии от некоего Мидленко. Книгу можно издать, но в 2014 году (?). Видите ли, местных авторов мы издаем не чаще чем раз в три года.
15.10. Утром позвонил А. Шишов и сказал, что привезли журнал. У Саши машина была возле дома, и он свозил меня Медиа-центр. Журнал сделан чистенько: я прочитал свою поэму «Школа». Напечатанная, она смотрится еще убедительнее.
16.10. Прочитал стихи А. Черевченко, они меня поразили тем, как он изменился. Ему пришлось в Латвии пережить такое, где при его романтизме, интернационализме и прекраснодушии (таким он был в Литературе) ему не снилось даже в самых ужасных снах.
Будем презентовать 22 и 23 № «ЛУ».
18.10.В Ульяновске книжное издательство закрыто где-то в начале двухтысячных годов, и это было ошибочное решение, поскольку им ликвидировалась проверенная практикой система похождения рукописи от автора к читателю. Сейчас всё перевёрнуто с ног на голову: рукописи подают в Совет по книгоизданию, который уполномочен принимать окончательное решение по изданию книги. А этому должен предшествовать процесс подготовки текста к изданию: рецензирование, редакторская работа с автором и лишь затем представление рукописи Совету по книгоизданию, который, кстати говоря, должен сформировать внятную издательскую политику на перспективу. Полезно было бы начать выпуск книжной серии по краеведению, библиотечек прозы, поэзии, исторической документалистики, небольших альбомов о творчестве местных художников – со временем эти книги образовали бы прочный культурный фундамент, на котором и должно строиться воспитание граждан культурной столицы Европы, коей вознамерился стать наш милый провинциальный Ульяновск. Но для достижения этой цели нужно, в первую очередь, непредвзято оценить авторов, которые имеются в области. Понимаю, что рискую многим не угодить, но состоявшихся писателей у нас, раз – два и обчёлся, и все они публикуются в «Литературном Ульяновске», где, по сравнению с другими изданиями, редакция предъявляет более строгие требования к авторским текстам. Тем, для кого литература баловство, это не нравится, зато позволяет определить авторов, которых стоит печатать за бюджетные деньги. Называлась головокружительная сумма, выделенная на издание книг, но сколько будет потрачено на книги ульяновских авторов, пока не известно. И вообще всё, что касается русской литературы, находится и в области, и в стране в подвешенном состоянии.
22.10.Происки Шейпак и Матвеевой увенчались прекращением финансирования «Литературного Ульяновска». Обратились к губернатору культурной столицы Европы.
Уважаемый Сергей Иванович!
Обращаемся к Вам по поводу заявления заместительницы директора Департамента массовых коммуникаций В.В.Матвеевой, сделанного ею в связи с некоторыми публикациями в журнале «Литературный Ульяновск».
Суть дела. В четвертом номере журнала за 2011 год, подготовленном для сдачи в печать, под рубрикой «Беседка «ЛУ» были помещены:
а) рецензия литератора, собственного корреспондента»
Литературной газеты» и сотрудника ряда федеральных изданий Ж.Б.Миндубаева на роман О.Шейпак «Федор Абломов»;
б) беседа главного редактора журнала Н.Полотнянко с Ж.Миндубаевым о современном литературном процессе.
Обе публикации носили чисто литературоведческий и дискуссионный характер – это вполне закономерно и естественно и в журнальных публикациях, и вообще в литературной жизни.
Однако реакция госпожи В.Матвеевой по этому поводу была поразительной. Суть её возмущений можно свести к репликам: «Кто вам позволил критиковать О.Шейпак, которую назначил на должность председателя союза писателей сам губернатор?» «Почему вы выступаете против линии губернатора?» «Я прекращаю финансирование вашего журнала!»
Мы возмущены и логикой, и тональностью высказываний госпожи замначальницы по следующим причинам:
1.Финансирование выпуска журнала осуществляется не за счет личных средств В.Матвеевой, а согласно Вашему распоряжению. Следовательно, и не ей решать эту проблему.
2.Цензура в РФ давно отменена. Тем более она никак неуместна в сфере литературного творчества. И не госпоже В.Матвеевой определять, что достойно быть опубликованным в журнале «Литературный Ульяновск» – а что нет. На это существует редколлегия. Тем более, что читатели этих публикаций приглашались высказать своё мнение на страницах журнала.
3.По какому праву В.Матвеева берет на себя функции «воспитателя и наставника» творческих людей? Насколько нам известно, на этом поприще данная особа себя пока никак не проявила.
Мы надеемся, Сергей Иванович, что Вы сможете объяснить все это госпоже В.Матвеевой – ибо наши аргументы ее не устраивают.
Гл. редактор журнала «Литературный Ульяновск» Н. Полотнянко;
Члены Общественного совета: Виктор Сергеев, Татьяна Федорова ,Жан Миндубаев, Владимир Мельник.
Редколлегия: Вячеслав Ташлинский, Андрей Перепелятников, Валерий Кузнецов.
24.10. Сегодня совершил вояж к министру культуры Мурдасовой.
13.00. Её нет. Помощница: «Извините, подходите к 15.30».
Прошелся, успокоился, купил пряников, выпил чаю и посетил «Худфонд». Все старое, я здесь 20 лет не был, зашел к Борису Скляруку, поговорили. Он жалуется на заработок. Нет закупок. Художники впали в нищету, советский жирок с них давно сошел. А я, как тогда, так и сейчас – работаю за бесплатно, пишу стихи, комедии, романы, издаю журнал за шиш с постным маслом.
15.30. Министр встретила с улыбкой, обнадежила, даже о театре (пьеса)
– Как я узнаю ваше решение?
– Я вам позвоню.
Диво! Велела своему шоферу отвезти меня домой.
Боюсь верить, но впечатление обнадеживающее.
27.10. В 16.00 была презентация № 2 и № 2 «ЛУ». Собрались в прежнем составе. Поговорили кое о чем, посмотрели друг на друга – стареем. Таков итог.
Красноперов принес фото с июньской презентации. Я с костылем, толстый, пузатый. Как похудеть?
Завез в минкульт пьесу со «Скромной отшельницей». Надо приступать к последнему номеру журнала за 2012 год.
День был яркий, золотой, теплый.
Возил Перепелятников на новом «Рено» (вездеход).
Маша получила удостоверение аспиранта.
Агата завтра принимает присягу кадета.
28.10. Жду звонка от Мурдасовой.
Аверины курили шкаф, диван, кроватку Агате. Молодцы!
Делаем журнал № 4.
Мне уколы – актовигин, Б-1, карбоксилаза.
Моя статья «как русским стать русскими» напечатана в «Московском литераторе». Это сделала Светлана Замлелова.
29.10. Низкое давление, плохое самочувствие.
01.11. Сегодня приходили две пятикурсницы из педуниверситета. Рассадин (ученый) затеял выпустить хрестоматию по лит. краеведению (переиздать).
Я поговорил с будущими педагогами – умные, честные, русские люди. Собираются работать в школе, откуда приехали учиться, Николаевский район, Маша Спицина, другая Валя. Маша очень похожа на мою Машу. Она сказала: «Эти (Путин и Медведев) мне не нравятся».
06.11. В Кремле скандал с сексуальным привкусом банального воровства. Сняли министра обороны Сердюкова, пришли с обыском к его любовнице, а он там. Назначен Шойгу
07.11. Вчера заснул, а сегодня проснулся с одним и тем же – мыслью о России.
Сегодня – 95 годовщина Великого Октября. На дворе дождь, в головах – разруха, в Кремле – жулики.
09.11. Ждал и гадал сколько книг издаст Мурдасова, а получил от нее письмо, что меня в ее планах на издание нет и не будет. Зачем же она мне мотала нервы два месяца, обнадежила и т.д.? Щелкнула старика по носу и довольна. Вот сволочь!
Я даром отдаю романы, а она устроила себе забаву.
Написал ей в блог.
10.11. Выслал в Ригу Черевченко членский билет Союза русских писателей, он ожил, прислал письмо, что создал оргкомитет по созданию Союза русских писателей. Пусть объединяются, это пойдет на пользу.
Я разморозил холодильник, он, бедняга, пашет, а мы ему не сочувствуем.
22.11. По TV «Культура» Захарченко художественный руководитель Кубанского хора.
Беда народных хоров в том, что заимев успех, их худруки начинают привносить в народное придуманное ими искусство. Это проявляется в странных нарядах, слишком броских и выдуманных, сочинением музыкальных композиций и песен, под народностью, иногда с какими-то гимнастическими прыжками.
Этой напасти не избежал ни один хор. Я видел его по TV в конце 80-х, он был проще, душевнее, народнее, без духовно-православных натяжек.
В 2012 году сделано: 4 журнала «ЛУ».
Опубликовано: журнал «Великоросс» № 2 рассказ «Нос», № 4 поэма «Школа», альманахи в Перми и Саратове, статья «Как русскому стать русским», журнал «Литературный Мередиан» две подборки стихов.
Сделано: закончил роман «Бесстыжий остров», два-три десятка стихотворений, статьи, рассказ «Хрустальный графинчик».
Уходит из России Красота
Холодный май – и все мы холодны,
Бесчувственны. Народу не до песен.
И дни России Богом сочтены,
Но час суда, как прежде, неизвестен.
Он не простит отступничество нам
От Красоты и призовёт к ответу.
И нелегко живётся соловьям,
Прекрасной Даме и её поэту.
Она ко мне бежала из Москвы,
Столицы пошлости и суетной мороки,
Где все поэты стали так мертвы,
Что пишут обескровленные строки.
Я затопил на ветхой даче печь,
Подал ей, чтоб согрелась, полушубок.
И слушал плач и пламенную речь
Под воркованье молодых голубок.
Когда вокруг ликует срамота,
То не найдёт народ судьбу-удачу.
Уходит из России Красота,
И я над ней разбитым сердцем плачу.