На ульяновском молочном заводе «Алев» прошла встреча «Лидеры молочного рынка». Представители ведущих российских предприятий собрались для того, чтобы обсудить самые наболевшие проблемы отрасли и попытаться найти ответы на острые вопросы.

«В России сегодня, по официальной статистике, производится около 30 миллионов тонн молока. За последние 18 лет эта цифра не меняется несмотря на то, что государство делает большие вложения в отрасль, оказывает производителям поддержку. Но на самом деле динамика есть: если отбросить неучтённую продукцию от личных подсобных хозяйств, прирост объемов производства в год, по итогам 2017 года, составил около 6 процентов», — рассказал директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.

Главная проблема, с которой столкнулись сегодня производители молока — падение его потребления. Этот показатель, по данным экспертов, в настоящий момент — около 160 килограмм на душу населения в год. Падение произошло впервые, как минимум, за последние 100 лет. И это очень яркий тренд: в ход идут истории о непереносимости лактозы, «исследования» о необязательном употреблении и даже вредности молока для взрослых.

«В России есть высокопоставленные чиновники, которые говорят, что в молоко добавляют гипс. СМИ в последнее время сделали молочную продукцию самой упоминаемой из пищевых продуктов. Все ищут фальсификат, потребитель все чаще, глядя на сыр и курицу, делает выбор в пользу последней, ведь и там, и там есть белок. Ведь конкурируют не только продукты разных производителей, но и разные продуктовые группы. Потребитель запуган, он не знает, что именно купить. Итог — в Китае потребление молока растёт, а у нас падает», — говорит Михаил Мищенко.

По его мнению, на рынке большое количество натуральной продукции. Но потребитель попадает в информационный капкан, созданный, в том числе, и благодаря действиям наших законодателей. В частности, в технический регламент, определяющий правила производства молока и молочной продукции, были внесены изменения, благодаря которым в эту категорию попадают и молокосодержащие продукты. Даже те, в которых вообще нет молочного жира. Эти продукты также есть на полке, они вводят в заблуждение потребителей, которые справедливо рассуждают, что их «травят не пойми чем».

Об этом говорит и тот факт, что по данным Роспотребнадзора (который как раз отталкивается от техрегламентов и не учитывает продукты, которые потребитель считает «подделкой»), объем фальсификата на российском рынке — 4 процента. А по данным Россельхознадзора, который исходит из внутреннего понимания качества молочной продукции, фальсификата — 7 процентов.

Что с этим делать?
«Вносить изменения в техрегламент, убирать из него продукты которые не являются молочными. Это даст возможность производителям натуральной молочной продукции более понятно коммуницировать с потребителями, а рынку — развиваться, вытеснять аналоговые продукты», — уверен Михаил Мищенко.

Сами производители считают, что выход из ситуации прост: нужно работать над привлечением новых потребителей, выпуская качественную продукцию и расширяя ассортимент.

«Мы сейчас активно развиваем линейку злаковых напитков: это соевое, рисовое, овсяное, гречневое молоко. В апреле появится новая линейка в молочном направлении: она создана в сотрудничестве с одним из известных российских диетологов. Важно развивать культуру потребления молочных продуктов. Современная молодежь даже не знает, что такое ряженка и варенец. Ценность восприятия молочных продуктов упала. И в том, чтобы переломить ситуацию, может помочь государство», — прокомментировала директор по маркетингу компании «Алев» Алевтина Никитенко.

«Поддержка государства должна заключаться в том, чтобы перестать говорить глупости. Любая кампанейщина ни к чему хорошему не приведёт. Вспомнить хотя бы ситуацию с сухим молоком, с которым в 2009 году в стране развернули активную борьбу. В итоге производство этого продукта в России практически исчезло. Между тем существует Кодекс Алиментариус – свод международных пищевых стандартов, где есть понятие «восстановленное молоко», которое изготавливается из сухого молока и воды. Перегибов быть не должно», — считает Михаил Мищенко.

По его словам, сегодня похожая ситуация разворачивается с массовым поиском фальсификата. Контролирующие органы находят продукты, которые появились на полках благодаря законодателям. Когда техрегламенты будут откорректированы, потребители наконец увидят настоящие молочные продукты, а не подделку.

Мир меняется: молодые люди видят сегодня молоко в капучино, они предпочитают употреблять что-то готовое, быстрое, снэковое. Падает популярность классических дорогих ресторанов: даже обеспеченные люди зачастую предпочитают перекусить в фаст-фуде.

«Потребительские предпочтения меняются, а вместе с ними должны меняться и участники рынка. Сегодня важно предугадывать тренды и следовать им, давать молодежи то, что она хочет, вернуть доверие покупателей. А чиновникам я был посоветовал говорить меньше нелепостей, которые только вредят делу», — резюмировал Мищенко.