Награждение архитектора Александра Капитонова медалью Святого блаженного Андрея III степени за помощь в благоустройстве Спасского монастыря 5 января 2017 года
Интервью заместителя председателя Ульяновского (Симбирского) регионального отделения ИППО, епархиального архитектора Симбирской епархии Александра Михайловича Капитонова газете «Православный Симбирск».
Сегодня в нашей стране открывается много новых храмов, возрождаются старые. Процесс возведения храма, его реставрация – это всегда кропотливый труд священников, архитекторов, инженеров, строителей. На всех этапах работы возникает много спорных вопросов, недоумений. Для того чтобы основные положения о строительстве и реставрации храмов привести в единую систему, Священный Синод утвердил ряд важных документов, один из которых Положение о епархиальном архитекторе. В Симбирской епархии указом митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия тоже введена такая должность. О том, к чему она обязывает, корреспонденту «ПС» рассказал епархиальный архитектор Александр Михайлович Капитонов.
– Александр Михайлович, как внешний вид православных храмов сказывался на общем архитектурном облике Симбирска?
– Симбирск в этом году отмечает юбилей – 370 лет. Православные храмы были главными зданиями и главным украшением города, им подчинялась вся окружающая городская планировка и застройка. Комплекс симбирских монастырей и храмов формировал уникальный и неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Симбирска. Подъезжая к городу по тракту или подплывая к нему по Волге, за десятки вёрст можно было любоваться сказочным силуэтом куполов и колоколен. Эту красоту хорошо видно на старинных гравюрах, картинах и фотографиях. В строительстве симбирских храмов принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Михаил Коринфский, Иван Бенземан, Михаил Алякринский, Фёдор Ливчак, Пётр Курочкин.
У Симбирска-Ульяновска очень тяжёлая судьба и сложная история. В советское лихолетье почти все храмы были уничтожены. Город утратил бесценные сокровища и лишился главной части своего духовного и культурного наследия. Разрушены два монастыря, три собора, пятнадцать приходских храмов и два десятка домовых церквей. В настоящее время исторические симбирские храмы частично возрождены: храмовый комплекс в Арском, Воскресенско-Германовский собор, идут работы по восстановлению Спасского монастыря. Очень точно сказал Сергей Степашин, когда рассматривал вопросы программы восстановления православной культуры в нашем городе: «Ульяновская область сегодня пытается ответить добром на то зло, которое здесь, как ни в каком другом городе, было совершено в советские годы, на то, как форсированно были уничтожены здесь православные храмы, какому гонению подвергалось духовенство».
– Сколько в нашем городе нужно храмов и где они должны размещаться?
– За последние десятилетия в городе открылось 39 храмов, а всего в Симбирской епархии службы идут в 102 храмах и 2 монастырях. Храм нужен там, где есть прихожане, там, где живут люди. Приняты рекомендации по размещению храмов, которые учитывают количество верующих прихожан. Храм нужен примерно на 10-15 тысяч жителей жилого района. Исходя из этой рекомендации, в нашем городе должно быть около 50-60 храмов. Храм должен быть расположен не более чем в километровой пешей доступности, чтобы до него было удобно дойти и родителям с детьми, и пожилым людям.
Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В России происходит чудо возрождения веры. Мы не можем назвать иначе, чем чудом, то, что народ снова обретает веру православную в своих сердцах, что открываются тысячи храмов и сотни монастырей, что всё больше и больше людей посещают храмы». И в Симбирске мы видим чудо, которое творится на наших глазах – восстанавливаются исторические храмы, строятся новые.
– Какие проблемы Вы видите при планировании размещения новых храмов?
– Храмы особенно нужны в микрорайонах, построенных в советское время, там, где жителей и прихожан больше всего. Но в этих жилых районах размещение храмов никогда не планировалось, места для них не предусматривалось и удобных свободных земельных участков не осталось. Когда строится православный храм, вместе с ним всегда строятся помещения для воскресной школы, для работы с детьми и молодёжью, для службы милосердия и библиотеки. Храм становится центром духовной жизни жилого района. Не учитывает размещение храмов и новый генплан города, который сейчас готовится к рассмотрению на публичных слушаниях и к утверждению. Не планируются места для новых храмов и в строящихся жилых районах. При проектировании жилых районов должны предусматриваться площадки для размещения храмов. Как и в дореволюционном историческом Симбирске, храмы, которые строятся сегодня, должны занимать главное, подобающее им место и положение, перед ними должна быть площадь, их архитекторское решение должно стать украшением для улиц и районов нашего города.
– Какие условия нужно выполнить, чтобы строительство храмов велось комплексно и последовательно?
– Храмы всегда строятся по воле Божией и «всем миром». Как говорил святитель Феофан Затворник, «из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное». В создании храмов много участников, каждый из которых должен решать свои задачи. Когда есть благословение Божие – создаётся новый приход, выбирается староста приходского совета и назначается священник-настоятель. Они вместе участвуют в выборе земельного участка для строительства храма, оформлении документов, они определяют архитектора-проектировщика и строителей, привлекают в помощники благодетелей и благотворителей. От их слаженной совместной работы во многом зависит успех строительства нового храма. Но чаще вся ответственность и тяжесть работы ложится на священника-настоятеля, он организует слаженную работу прихожан, взаимодействует с административной властью, чтобы работа по строительству храмового комплекса не растягивалась на многие десятилетия. В Москве для поддержки и содействия в строительстве православных храмов принята и действует комплексная Программа «200 храмов», такую программу нужно подготовить и принять и в нашем регионе.
– Что Вы можете сказать о современной архитектуре симбирских храмов?
– Многовековая преемственность и традиция строительства православных храмов были прерваны на 100 лет. Утеряно ремесленное мастерство фигурной кирпичной кладки, сложных столярных и кровельных работ. Сейчас в нашем городе постепенно вновь накапливается опыт, повышаются мастерство, качество, профессионализм проектирования и строительства храмов. Возрождаются традиции симбирского храмового зодчества. Примером может служить комплекс Спасо-Вознесенского собора, который стал градостроительной доминантой для огромной территории улицы Минаева и Засвияжья. В нём использованы архитектурные приёмы, характерные и близкие симбирским храмам.
– Вы – епархиальный архитектор. Какие задачи стоят перед Вами?
– Возрождение этой должности в России вызвано необходимостью координации работы настоятелей, попечителей, архитекторов, строителей и административной власти по размещению, проектированию и возведению храмов, возвращению им прежнего архитектурного значения в застройке города. Епархиальный архитектор – помощник и консультант правящего архиерея по вопросам строительства и архитектуры новых храмов, взаимодействия с государственными органами архитектурного и градостроительного контроля, охраны памятников. Он оказывает содействие в процессах проектирования и согласования исходно-разрешительной документации. Я благодарен за предоставленную возможность хоть в малой мере быть причастным и полезным в работе симбирского храмоздательства.
Беседовал Сергей Николаев
Дохтур
Больше, больше мракобесия!
Тихон
Александр Михайлович Капитонов – Сатана! Как его можно было назначать епархиальным архитектором Симбирской епархии? Он изуродовал весь Ульяновск точечной застройкой, растащил все лакомые земельные участки, все проектные работы захапал себе, творит страшное нечеловеческое уродство. Желаю Симбирской епархии процветания, вразумления и избавления от чертовщины!
Воинтсвующий Аметист
Садики, школы больницы не должны располагаться в радиусе 1км, а вот храмы должны.
Всё, стране п…ц
ульяновск
Кстати в стране намечается огромный дефицит рабочей силы особенно в производственной сфере.
П…ть ,как только речь о повышении пенсионного возрасты,то власть вопит о нехватке рабочей силы,но как только о религии ,власть верещит о том,что в стране острая нехватка попов и церквей.
Турист
Опиум для народа
Алексей
Не надо ничего насаждать насильно.
Атеист
Все сооружения религиозного культа должны располагаться за пределами населённых пунктов и на расстоянии не менее 5 км от детских дошкольных и общеобразовательных учреждений. Боги всех религий мира существующих и почивших стоят по горло в крови своих почитателей. Религия – это власть и как следствие бизнес на торговле культовыми (читай мистическими) услугами.
Путник
По уши в крови,стоят люди отрицающие законы Бога,при этом эти люди могут быть как атеистами,так и “глубоко” верующими.И не путайте Веру в Бога,с той шизофренией,возникшей у отдельных культовых служителей и их почитателей.Как Вы изолили выразиться:культовые сооружения,могут стоять и дальше,либо вообще спрятаны в глуши,это не имеет никакого значения для верующего человека,потому что это человек везде и во всем видит присутствие Живого Бога!
А может всё-таки так…
«….А. Кураев
― Это серьезно, потому что, я говорю, это патриаршье подворье. Это не просто приходской храм. Патриаршье подворье. Второе: это происходит в присутствии архиерея, архиепископа. И это явно для него. То есть это соответствует его вкусам, его представлениям. Поэтому здесь вина, в общем-то, не столько на этом священнике-исполнителе. А он тоже не простой священник — он личный секретарь этого архиепископа. Правда, живет не в Тирасполе — живет и служит в этом храме в Москве и, по сути, является управляющим этим приходским корпусом, старейшим там священником и кандидатом в епископы тоже.
И наконец, что действительно самое неприличное. Видите ли, дело в том, что архиепископ Савва входит в круг (к сожалению, весьма широкий) людей, имеющих очень гнилую репутацию. Вплоть до того, что когда на рубеже веков он был главой Синодального отдела по взаимодействию с армией, генерал Родионов (тогда начальник Академии Генштаба) тогда лично требовал — не просто просил — требовал от Патриарха убрать его с этого поста, потому что педераст не нужен офицерам. То есть всякие банные похождения, когда Савва приезжает и требует в воинской части себе солдатиков в баню — это, к сожалению, стало достоянием широкой известности.
А. Соломин
― Под солдатиками кто имеются в виду? Это действительно солдатики, или это иносказательное, как в случае с генералом?
А. Кураев
― Нет, это именно солдаты. Затем он при своем храме, который был у него тогда в Москве, создал детский приют — и мальчики оттуда тоже очень печальные вещи рассказывали. В общем, патриарх Алексей этого Савву тогда убрал в отставку и дал ему этот пустырь тогда на окраине Москвы: стройся.
А. Соломин
― Можно просто уточнить на секунду: то, что вы сейчас говорите — это прямое обвинение в уголовном преступлении, достаточно тяжелом: я имею в виду, судя по всему, совращение несовершеннолетних. В случае, если вы обладаете этими сведениями, они вообще получали какой-то ход, какое-то развитие? Ведь есть же процедура: заявление в Генпрокуратуру…
А. Кураев
― В прессе, в интернете достаточно много об этом писалось — и тогда, и сейчас. Патриархия, естественно, всё это замяла. И самое интересное следующее: патриарх Алексей уволил Савву и дал ему вот этот пустырь на окраине Москвы. Ладно, чтобы какое-то дело у тебя было, вот строй там храм. Интересно, что сначала этот приход, в котором это сейчас произошло, был по документам оформлен как товарищество собственников жилья, где господин Волков, он же нынешний архиепископ Савва был одним из учредителей этого товарищества.
Ну ладно, это частности. Потом патриарх Алексей скончался. На его место пришел патриарх Кирилл, который 4 епископов, которые по обвинению в гомосексуализме были лишены кафедр и должностей при патриархе Алексее, всех восстановил, а Савву сделал архиепископом.
А. Нарышкин
― Получается, Кирилл был покровитель, что ли, гомосексуалистов…
А. Кураев
― Ну, скажем мягко, он очень толерантный человек в этих вопросах.
А. Соломин
― Это плохо?
А. Кураев
― А это каждый пусть оценивает по-своему.
А. Соломин
― А для вас?
А. Кураев
― Он толерантен по отношению к карьерно удачливым людям.
А. Соломин
― То есть если бы он был толерантен по отношению просто к гомосексуалистам, вас бы это не так возмущало?
А. Кураев
― Нет, по отношению к тем, кто карьерно неудачлив и не сидит в управлении Госдумы или еще где-то, он нетолерантен. Но если сочетание власти, высокого карьерного кресла и вот такой репутации — тут никакой критики в этом случае не следует.
А. Соломин
― А как вы объясняете эту терпимость? Как вы сами себе ее объясняете?
А. Кураев
― Ну, один человек из Патриархии мне сказал так: «Понимаешь, для патриарха легче пожертвовать тобой, то есть одним диаконом, чем несколькими десятками епископов».
А. Соломин
― Почему?
А. Кураев
― Потому что они могут объединиться и создать какую-то такую группу, чуть ли не свой Раскол, а может быть даже и официальный переворот в Церкви устроить.
А. Нарышкин― То есть будут играть против Патриарха?
А. Кураев― Ну да.
А. Нарышкин― Поэтому, грубо говоря, проще заткнуть Кураева…
А. Кураев― Ну, это одна из версий. Возможно, это такая лайт-версия
специально для меня. А может быть, реальность еще хуже.
А. Нарышкин― Объясните мне тогда ситуацию с «Муркой» с точки зрения церковной этики и, может быть, вообще с точки зрения отношения верующих к подобным историям. Почему священнослужителям нельзя подобным образом проводить время?
А. Соломин― Ты про «Мурку» сейчас?
А. Нарышкин― Да.
А. Кураев― Нет, дело не в том, что они не имеют права на какое-то послеслужебное застолье, не имеют права петь песни, в том числе и народные. Имеют. Вопрос вкуса. Понимаете. Нет канона, который запрещает быть дураком. Нет церковного канона и государственного закона. И, тем не менее, мы все-таки ожидаем определенного уровня культуры от лиц социально ответственных, от социальных работников. Которые при этом проповедники, педагоги. Вот при этом храме действует подростковый клуб. Естественно, когда я узнал об этом, сразу же меня это изрядно напрягло: как там могут использовать подростков и зачем. Все-таки от священника очевидно ожидается определенный уровень, скажем так, даже просто культурной самооценки.
Понимаете, что меня удивляет — я об этом много раз по разным случаям говорил: нам в церкви не хватает профессионального лицемерия. Да, без лицемерия не обойтись, конечно. Мы должны были быть святыми. Не можем — ну хотя бы кажитесь! Noblesse oblige. Хотя бы изобразите…»
Васо Колбасо
.
Эссер
Чем больше, тем лучше! Надо поднимать духовность в обществе!
Полина
В обычные дни людей в уже действующих храмах очень мало. В праздничные дни (несколько дней в году) церкви заполнены, но всем желающим место находится.
А вот в школу дети ходят каждый день. Например, в лицее № 11 Ульяновска, в первых классах по 33-34 ученика, потому что нет свободного помещения для дополнительного класса. В некоторых школах нашего города дети учатся во вторую смену.
Гость
Было бы прекрасно , если бы РПЦ или Управление мусульман на свои средства построили в области школу и передали её на баланс министерства образования. Вот в этом и есть истинная вера.
Усал малай
Татарскую школу предлагаете построить ?)))) Наверное, нет))))
В Латвии отменяют русский язык в школах – кричат геноцид.
В Татарстане, Чувашии, Башкортостане наехали на языки – и тишина))))
Батюшко-оффлайн
Просто надо перенаправить часть людей из школ в храмы. И проблема решена! В храмах полно места, а в школах помещений не хватает. На что нам такие тесные школы? Лучше строить просторные храмы!
Soldi Viktor
еще 50-60 к имеющимся? А мечетей? А сооружений других конфессий?
наярмаркебыл
наш мракобес сидит глаза лупит на госсовете сказать нечего!
Батюшко-оффлайн
Я считаю, что храмов в Ульяновске должно быть миллион.
Или миллион и еще один, маленький.
Если из бюджета уходят деньги на всякую ерунду, типа здравоохранения, образования или жкх и благоустройства, то надо это прекратить и все деньги направить на миллион храмов.
От здравоохранения и образования никакой пользы, от ЖКХ тем более. Вся польза – от храмов! И накормят, и оденут, и вылечат ваши серьезные недуги, и обучат всему и кров дадут и работой обеспечат – всем хороши храмы! Я не знаю, как жил бы без храмов. Когда надо продукты купить – иду в храм. Хочу погулять в парке – зачем мне парк? Ведь есть же храм! Дороги разбиты, дома облуплены – ну и что? В храме-то чисто и нарядно! Золоченое всё, красиво! Грязь и мусор везде – пусть! Это тщета и тлен, когда есть храм, а там красивые картинки и все в узорчиках. Думаешь, в какой ВУЗ ребенку поступать? А что думать?! Вот же – храм рядом с домом! Все мы должны поставить себе задачу и идти к ней – в Ульяновске должны быть только храмы!
Сколько храмов должно быть в Свиnбирске?
Ровно столько,сколько вам Красные комиссары после Великой Октябрьской Революции оставили!
Васо Колбасо
.
Нет проблем
– Убивать нельзя?
– Нет, нельзя.
– А за веру?
– Ну, это святое дело…
vladimir
Цивилизованному светскому обществу развивающемуся на основе познания ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ, религиозно церковное мракобесие и поповские храмы, как и сами попы НЕ НУЖНЫ ! Идти вперёд, жить и развиваться с головой повёрнутой назад-невозможно. Только просвещение, только знания двигают цивилизацию вперёд!!! Религия-шоры для мозга: верь, и всё. Абсолютный бред!
«Нужно или нет»?
Растут и пошлость, и преступность,
растёт количество церквей,
И от того, что храмов много
не стал народ наш здоровей.
Не стал народ добрей и чище,
и благороднее не стал,
И от поборов, от церковных
народ решительно устал
Духовность, нравственность поблекли,
растут коррупция, разбой
Здесь вера в бога не поможет
здесь точно нужен путь другой.
Растёт число церквей и храмов
и в Забайкалье, и в России,
Блестят на солнце куполами
в погожий день под небом синим.
Растёт число церквей и храмов,
дацанов, синагог, мечетей
Монастырей конфессий разных.
зачем нам столько, кто ответит?
Быть может жизнь светлее стала
мы стали чище и добрей?
Так для чего тогда скажите
растет количество церквей?
Несёт огромные расходы
всё наше общество, народ,
Что б содержать все храмы, церкви,
монастыри, каждый приход.
Нужны нам школы и больницы,
нужны театры, детсады.
Нужны рабочие места нам,
нужны, чтоб не было нужды.
Нужны и клубы, и музеи,
что нужно нам, не перечесть,
Нужны доступные квартиры,
церквей же хватит, тех, что есть
Ты, гражданин Руси великой,
попробуй чёткий дать ответ,
Так нужно ли нам столько храмов?
ответь мне: – «Нужно или нет»?
Нет!
1000 лет у церкви было человека сделать человечным. И что получили: жирных попов, бездельников, монастыри в городах, но никак не в пустынях. А “пустынями” хитро назвали задние дворы рынков и базаров, самодуров
епископов, однополую любовь в семинариях и монастырях, спесивых протопопов, холуев, лизоблюдов, приспособленцев, подобострастных кликуш, разочаровавшихся гимназистов, отчаявшихся интеллигентов, и много-много дураков. Могли такие люди что либо изменить в природе человека, когда сами умирали от обжорства?
Марго
Вы что такие злые, люди! одни отрицательные комментарии и практически к каждой статье! Только критика мат и неудовлетворение.. Начните с себя! Это у тебя все плохо- дома на работе или со здоровьем, разберись в себе! Зачем живешь, какая цель?! Не обсуждай всех, обсуди себя посмотри внутрь себя. А что ты сделал и делаешь? Какие добрые дела или только дом-работа и бухнуть на выходных.. Ты как обозленная масса, народ, как быдла
Совесть, Скромность, Стыд и Честь
Основная заповедь славян: «Свято чтить своих богов и предков, жить по совести и в ладу с природой».
Что там в библии про Совесть, Скромность, Стыд и Честь?
Почему?
Каждый год в России наблюдается удивительная закономерность: к Великому Посту число «верующих» резко падает до НУЛЯ, а к Пасхе – число «верующих», резко возрастает…