По официальным данным, в целом по Ульяновской области количество систем фото- и видеофиксации до конца этого года будет увеличено с 194 до 300 комплексов, включая мобильные камеры.
– Основная цель этих мероприятий – снижение количества ДТП на дорогах области и изменение культуры участников дорожного движения. Важно, что у нас теперь есть возможность оперативно менять дислокацию камер, что позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на дорогах, влиять на улучшение обстановки по безопасности дорожного движения. Вместе с этим мы закупаем современное оборудование, что позволяет расширить и улучшить эту систему, – сообщил в своем докладе на международном форуме «Интеллектуальные транспортные системы» в Рязани 29 марта первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Андрей Тюрин. Он также рассказал, что в регионе с 2012 года работают посты весогабаритного контроля – два стационарных и три передвижных. Планируется увеличить их количество до 15.

Слова чиновника находят подтверждение в реальности: в целом по Ульяновску в последнее время замечена активность по установке фото- и видеофиксаторов. Хотя многие автомобилисты утверждают, что в областной столице и так этого достаточно. По словам водителей, в городе более 60 точек наблюдения уже действует исправно.

Некоторые водители, однако, считают, что количество камер не влияет на показатели аварийности.

– На некоторых участках дорог, где без контроля однозначно не обойтись, камера не спасет, мне кажется, нужен непосредственно сам инспектор. Все потому, что дисциплина участников движения (здесь я имею в виду всех: пешеходов, водителей и даже инспекторов) хромает, – уверен ульяновец Антон Важжанов.

Власти же возражают, утверждая, что данные меры уже приносят свои плоды, пусть и не сразу. Водители же в ответ проявляют недовольство, говоря, что устанавливаются эти камеры без соответствующего знака, считают это нарушением.

Тем не менее в Правилах дорожного движения (ПДД), если их изучить, четко прописано, что знак «Фотовидеофиксация» обязателен только для стационарных автоматических технических средств. Согласно действующим ПДД и законодательству, не требуется установка табличек перед участками дорог, на которых осуществляется наблюдение мобильными камерами.

– Кроме того, водители должны четко понимать: отсутствие указанного информационного знака не дает возможности игнорировать требования ПДД и не может служить основанием для отмены вынесенных в отношении водителя постановлений, – поясняют в ГИБДД.

Впрочем, среди автолюбителей есть и те, кто считает наличие передвижных камер на дорогах мерой необходимой. И в ГИБДД отмечают, что с появлением передвижных камер наблюдается положительная динамика: водители стали реже нарушать Правила дорожного движения.

И, к слову, из практики других стран. Так, Институт экономики транспорта Норвегии вывел прямую зависимость между скоростью транспортного средства и рисками совершения ДТП. Поэтому во всем мире применяются системы фотофиксации превышения скоростного режима, а контроль средней скорости стал следующим этапом в развитии этого направления, поскольку побуждает водителя соблюдать его на всем пути следования, а не только в месте установки датчика. А в Швеции шагнули еще дальше. В 1997 году они разработали концепцию БДД (безопасность дорожного движения) под названием Vision Zero. Главная цель программы -минимизировать случаи ДТП со смертельным исходом. В 1997 году на дорогах этой страны погиб 541 человек. В 2012-м – 286, несмотря на рост автомобилизации. И на пути к решению этой проблемы использовались различные меры: системы фотофиксации и снижение максимальной скорости в городе до 30 км/ч.

Сторонники «живого общения» с инспектором считают, что «бездушные» камеры не останавливают торопящегося водителя, не просят пройти в машину, не составляют протокол и не тратят время на прочие формальности. И этот их плюс оборачивается поводом для безнаказанности: ведь пролететь под «стрелкой» можно сейчас, а разбираться с наказанием придется позже. Но главная беда – камеры не универсальны и штрафуют практически только за нарушение скоростного режима, проезд на красный или заезд на стоп-линию, но проверка документов, тонировки или пьяных водителей им вряд ли когда станет доступна.

В общем, кто бы что ни думал, фото- и видеофиксация есть и будет развиваться. А всем участникам движения пора приучить себя к дисциплине, и тогда будет комфортно и безопасно всем участникам дорожного движения.

Елена Капустина