О судьбе и творчестве знаковых личностей мировой музыкальной культуры рассказывает выставка «Два великана. Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин» в Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова.
Экспозиция – из Москвы, из Российского национального музея музыки. Большую долю экспонатов составляют подлинники. Это уже третья выставка, которую сотрудники данного учреждения культуры привозят в наш город. В 2015 году они представили экспозицию, посвященную Петру Чайковскому, а в прошлом году их выставка повествовала об образах России в произведениях русских композиторов XIX – начала XX веков.

Российский национальный музей музыки объединяет семь музеев, посвященных русским композиторам. В его фондах хранится более одного миллиона предметов, крупнейшая в стране коллекция музыкальных инструментов.

Выбор на великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова и великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина в качестве героев для новой выставки пал не случайно. Это были гении одной эпохи, в их судьбах много общего, они дружили, и музыка была для них и страстью, и главным делом жизни. Кроме того, в этом году отмечается 145-летие со дня рождения того и другого.

Дворянин Сергей Рахманинов и крестьянский сын Федор Шаляпин были очень разными. Современники вспоминали: «Шаляпин – динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов – сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл». Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой».

Они встретились в Московской частной русской опере – театре известного мецената, тонкого знатока и ценителя музыки Саввы Мамонтова. Здесь солист Шаляпин разучивал оперные партии под руководством дирижера Рахманинова, что сыграло решающую роль в творческом росте артиста.

Сергей Васильевич наставлял певца в постижении души русской классической оперы, помогал создавать сценические образы. Чуткий к красоте и силе певческого голоса, его интонационной и тембровой выразительности, он, работая с Шаляпиным, часто опирался на мысль, что голос может определять не только характер исполнения, но и сценическое поведение. Федор Иванович эту формулу хорошо усвоил. И это помогло ему, когда он с Рахманиновым готовил партию Бориса Годунова. Образ царя, отягощенного нравственными муками, стал величайшим творческим завоеванием певца-артиста, вершиной музыкально-драматического исполнения, которую и поныне не могут постичь другие исполнители.

Они дружили, что называется, семьями. Связь не прервалась и после революции, когда оба оказались в эмиграции. В апреле 1938 года Рахманинов успел в последний раз побеседовать с умирающим Шаляпиным в Париже. Их дружба продолжалась 40 лет. В память об этом остались пять романсов композитора, посвященных певцу. Рахманинов пережил Шаляпина на пять лет. Он тоже умер на чужбине – в США.

Экспонаты из Российского национального музея музыки – трогательные свидетели их взаимоотношений. Это не только фотографии, где они запечатлены вместе. Оказывается, связи семей не прервались и после смерти Шаляпина. Кисти старшего сына певца Бориса Шаляпина, известного портретиста, принадлежит мастерски написанный в 1940 году портрет Рахманинова, где композитор, глубоко ушедший в свои музыкальные переживания, запечатлен за роялем. В моменты создания портрета он работал над сочинением «Симфонических танцев».

Особый трепет у знатоков творчества этого композитора может вызвать автограф цикла хоровых песнопений «Всенощное бдение»,прижизненное издание Второго концерта для фортепиано с оркестром, программы оперных спектаклей с участием обоих музыкантов.

О творческом окружении великого композитора и певца можно узнать в разделе с бесценными фотографиями выдающихся деятелей культуры и искусства. Здесь режиссер Константин Станиславский, писатели Антон Чехов, Иван Бунин, Лев Толстой, Максим Горький, художники Константин Коровин, Валентин Серов и другие.

Кажется, до сих пор хранят тепло тел и рук своих хозяев их личные вещи. Здесь фрачный сюртук Сергея Рахманинова, в котором он вставал за дирижерский пульт, его очки, карандаши, которыми он записывал ноты. Роскошен театральный костюм Федора Шаляпина для исполнения партии Хана Кончака в опере «Князь Игорь». В нем артист пел в театрах США в первой четверти XX века.

Оба были востребованы на Западе. Оторванные от Родины, они служили во славу русского искусства за рубежом. Об их успехах у публики Америки, Европы и Азии свидетельствуют фотографии, афиши, программы оперных постановок и концертов.

Кстати, выставка не только показывает предметы и документы, она еще и звучит. Видео и аудио с исполнением Рахманиновым своих произведений, а Шаляпиным – оперных арий воспроизводится при помощи специальных устройств, которыми самостоятельно могут пользоваться посетители.