Ответ на этот вопрос ищут 6 апреля в столице региона на круглом столе Ассоциации «Аэронет» по развитию беспилотных авиационных систем.

В отеле Hilton Garden Inn ульяновские разработчики – участники региональной рабочей группы «Аэронет» представляют инновационные проекты в сфере беспилотной авиации. Один из таких — система «автопомощник пилота» для сельской авиации. «Аэронет» — одно из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ). В Ульяновской области оператором реализации НТИ является Центр кластерного развития региона Вадима Павлова.

У нас будет организован Центр компетенций совместно с ассоциацией «Аэронет». Ульяновская область прорабатывает необходимую для этого центра инфраструктуру. В состав Ассоциации «Аэронет» входит много организаций, разработчиков, производителей, эксплуатантов. Региону же интересны все эти технологии, потому что с одной стороны, в Ульяновской области развито сельское хозяйство (есть где примененять дроны, есть территория), а с другой стороны, развиты производственные площадки и промышленность, и такому бизнесу интересно внедрять в свои авиационные проекты новые технологии, включая беспилотные авиационные системы (БАС). Некоторые Центры компетенций в других регионах создает ООО «Финко» (ГК «Беспилотные системы»), оно входит в состав членов ассоциации «Аэронет». Руководитель проектов ГК «Беспилотные системы» — Александр Залецкий.

Один из представленных проектов — «Автоматизированная система управления самолетом сельскохозяйственной авиации» от ООО «ПРИЗ» из Димитровграда. Проект предполагает разработку специального аппаратно-программного комплекса помощника пилота. «Второй пилот» возьмет на себя решение сразу нескольких задач: управление всеми сельскохозяйственными системами, к примеру, опрыскивателей и опылителей, сбор и анализ данных по обработанной площади, соблюдению плана обработки и расходу реагентов, фото- и видеосъемка, функции автопилота – поддержание заданного курса самолета.

«Сейчас обработка ведется так: пилот и его помощник выполняют обработку сельскохозяйственных угодий: опыление, опрыскивание, например. Процесс можно оптимизировать. Например, улучшить качество обработки. Если заранее планировать миссию и точно рассчитывать траекторию движения, можно получить экономию реагента и топлива. Это первое. Второе – в процессе задействованы два человека: два человека работают, два человека рискуют. Задачи штурмана при этом возможно поручить автоматике. Разработанная нами система управления имеет открытую архитектуру и может быть адаптирована под любой самолет», — рассказал директор ООО «ПРИЗ» Сергей Летуновский.

Ниже проект в деталях плюс смета на 4,5 миллиона рублей.

Возможности использования водорода как энергоносителя для беспилотных летательных аппаратов представила компания ООО «ХитЛаб», резидент Ульяновского наноцентра. Это новый участник ульяновской рабочей группы «Аэронет».


Лабораторный прототип водородной батареи

«Сейчас беспилотные летательные аппараты работают либо на ДВС (двигателях внутреннего сгорания), либо на литий-ионных батареях. Наша разработка является уникальной в России. Она подразумевает под собой обеспечение полета БПЛА на основе устойчивого потока водорода. Устройство обеспечивает выработку электроэнергии больше в 2 – 2,5 раза относительно литий-ионных батарей. Это позволит и БПЛА в 2-2,5 раза дольше находиться в рабочем режиме и выполнять свои функции», — пояснил гендиректор ООО «Хитлаб» Константин Полетаев.

Наша справка:
Национальная Технологическая Инициатива – долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Наш регион попал в десятку субъектов РФ, которые стали пилотными в разработке региональной модели НТИ. По каждому рыночному направлению формируется рабочая группа, которую возглавляет уже состоявшийся технологический предприниматель, профессионал в соответствующей тематической области, и профильный заместитель министра ответственного федерального органа исполнительной власти. В состав рабочей группы НТИ входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие заинтересованные участники.

Aeronet – часть НТИ. Главная стратегическая цель — сделать к 2035 году Aeronet глобально конкурентоспособной отраслью российской экономики, лидером в ряде сегментов мирового рынка беспилотных авиационных систем (БАС) и распределенных систем малых космических аппаратов (МКА).