В номере за 6 апреля «СК» опубликовал заметку с названием «Ликерка» свалилась?» – об увольнении полгода назад разом практически всего коллектива спиртзавода на улице Карла Либкнехта в Ульяновске, предположив, что людей выставили за ворота, возможно, обманным путем. Заметка имела продолжение.

Ее главный пафос заключался в том, что коллектив должен был увольняться, видимо, по сокращению штатов либо в связи с ликвидацией предприятия, но ему, по имеющейся у нас информации, сказали, что это временно, на два месяца, после чего всех вернут на свои рабочие места. Сказали в сентябре 2017 года, сейчас – апрель 2018-го, но, по словам оказавшихся по эту сторону забора, на завод они так и не вернулись, и деятельность он, скорее всего, не возобновил. И по факту получилось, что их просто выкинули, причем без положенных по закону компенсационных выплат.

На следующий после выхода газеты день, 7 апреля, один из местных интернет-порталов напечатал в наш адрес отповедь такого содержания: «Сегодня рано утром перед прямым эфиром на ГТРК «Волга» губернатор посетил ООО* «Юпитер Инкорпорейтед», где провел совещание на тему борьбы с фальсификатом алкогольной продукции и ознакомился с ходом работы компании, которая за 2017 год перечислила более 1 млрд рублей акцизов в областной бюджет. ООО «Юпитер Инкорпорейтед» (юридическое лицо того самого «спиртзавода на Либкнехта») работает в обычном режиме. Причем как производственная линия в Чердаклах, так и давно знакомая всем в центре Ульяновска. Визит стал в том числе ответом на последние публикации, в которых говорится об остановке производства».

Если Сергей Морозов в самом деле был в ООО «Юпитер Инкорпорейтед» и ему там сказали, что ООО «работает в обычном режиме», то это – наглая ложь. О предприятии в Чердаклах мы ничего не писали и оставляем его за скобками. Речь – о «спиртзаводе на Либкнехта». Во-первых, работает нечто или не работает, можно видеть и по чисто внешним признакам. Так вот в здании по Либкнехта, 15 с осени и до сих пор стоит мертвая тишина, на него по утрам не идет поток работников, как не идет и с него по вечерам. Из всех звуков слышен только шум, кажется, вентиляционной системы. И во-вторых. Губернатор – человек, конечно, занятой, и у него нет времени ходить по тому же интернету и его базам данных. До появления отповеди нам мы и сами не пытались что-то там искать. Отчасти
потому, что не знали, на какое юридическое лицо нужно делать запрос. Подсказку нашли в названии ООО «Юпитер Инкорпорейтед». В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) смотрим графу «Состояние», и в ней – запись: «Находится в стадии ликвидации. Начало ликвидации – 20.09.2017». То есть в заметке «Ликерка» свалилась?» мы инстинктивно угадали, что там происходит – действительно ликвидация, действительно с сентября, и коллектив действительно был введен в заблуждение и уволен без выходного пособия.

Притом что публично заявлялось совсем о других планах. Так, на сайте облправительства размещено сообщение еще об одном совещании, состоявшемся в июне 2017 года. На нем председатель совета директоров ООО «Юпитер Инкорпорейтед» обещал, что «когда компания выйдет на полную мощность, а это трехсменная круглосуточная работа, в цехах будет трудиться порядка 250 человек». Через три месяца после этих слов была инициирована ликвидация ООО. Не реорганизация, не слияние, не присоединение, не разделение, а тупо – ликвидация. Как трупа. Но «труп» сверхприбыльный, чьи активы растут как на дрожжах, и на сегодня, по данным официальных источников, приближаются к трем миллиардам рублей. И вдруг все это – как бы в никуда. На том совещании присутствовал и Сергей Морозов, которому о радужных планах «трехсменной круглосуточной работы», выходит, врали прямо в глаза.

Больше того: ликвидация – это, оказывается, фирменная технология хозяев «ликерки» на Либкнехта. В 2002 году на ее базе было зарегистрировано ОАО «Ульяновск-спирт», которое в 2006 году было ликвидировано, и наступила эра ОООшек. На смену этому ОАО пришло ООО «Кристалл», чьим учредителем выступила кипрская TROODIMESTO TRADING LIMITED. В 2010 году «Кристалл» был объявлен банкротом. Его заменило ООО «Юпитер Продакшн», ликвидированное в 2013 году. Вместо этого ООО появилось ООО «Юпитер Лоджистик», ликвидированное, в свою очередь, в 2015 году. «Лоджистик» на стрижке «спиртзавода на Либкнехта» заменило ООО «Юпитер Инкорпорейтед», ликвидация которого завершается в ближайшие дни. Активы «ликерки» тем временем неуклонно растут. Процесс, кстати, проходит всегда по одной и той же схеме.

Еще до ликвидации одного ООО создается запасное, которое стоит на подхвате. Учредителем этого ООО выступает другое ООО, с уставным капиталом (УК) 10000-20000 рублей. А его учредителем – некое физлицо, до того никак не связанное ни с заводом, ни с ликвидируемым ООО. По завершении ликвидации «ликерка» обретает нового учредителя – ОООшку с капиталом 10000-20000 рублей. Потом в уставном капитале производятся изменения, в ходе которых из уставного фонда учредителя, являющегося юрлицом, выделяется доля в 0,01-0,1 процента, с которой, наряду с ООО, его владелец вступает в уставный капитал еще и как физлицо. Это, вероятно, для того, чтобы облегчить прохождение юридических процедур при будущей ликвидации, поскольку это физлицо и оказывается потом ликвидатором. В руки ему откуда-то сваливаются 80 млн рублей основного уставного капитала, которыми, как и всеми миллиардными активами завода, этот владелец ООО с уставным капиталом в 10000 рублей формально и рулит. Пока не появляется новое физлицо, такое же левое, как и предыдущее, производятся те же самые манипуляции с УК, в который снова сваливаются загадочные 80 миллионов, а через два – два с половиной года все это ликвидируется. При этом неведомым образом основные средства завода на миллиарды рублей перекочевывают от одного юридического лица в активы другого, никоим образом не связанного с первым.

Понятно, что владельцы десятитысячных ОООшек, становящиеся на время как бы боссами завода, не больше чем зиц-председатели по примеру легендарного Фунта из романа «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, которые ничего не решают и ни за что не отвечают.

Реальный же хозяин остается в тени. И карусель из регистраций-ликвидаций нужна зачем-то именно ему. Может, для каких-то комбинаций с налогами (миллиард рублей, уплаченный ими в прошлом году в областной бюджет, для ликероводочного производства смехотворно мал, если помнить, что Михаил Родионов со своим пивзаводом платит то ли четыре, то ли пять миллиардов в год). Еще, наверное, для ухода от проверок – первые три года проводить их надзорным органам запрещено. И если того же Родионова могут щипать хоть постоянно, то этих ребят – не получится, они на «ликерке» все время меняются, как наперстки, под которыми прячут завод. После же ликвидации хранению длительное время подлежат лишь данные о работниках, а вся прочая документация уничтожается. Удобно для заметания следов. Для осуществления этих операций «шило на мыло» нужна, к слову сказать, стопроцентная лояльность госструктур региона и особо доверенные исполнители процедур, и они у «ликерки» от ликвидации к ликвидации – одни и те же, наделяемые ОООшками всеми необходимыми полномочиями.

Да и пусть бы забавлялись, если чиновники не против, но это ведь очередная «Зимняя вишня» в перспективе. В Кемерово этот огромный ТЦ управлялся, как стало известно, тоже ОООшкой с УК в десять тысяч рублей, и ее тоже в связи с надзорными каникулами не проверяли. Итог известен – десятки трупов. Похватали стрелочников, тех самых Фунтов, реальный же владелец и бенефициар торгово-развлекательного бизнеса нежится в Австралии. В случае с Продакшн-Лоджистик-Инкорпорейтедами будет то же самое (на смену Инкорпорейтеду футляр уже приготовлен, сидит в засаде, красуясь на вывеске – ООО «Алкогольная производственная компания»). Сгорят, потравятся или перетонут – отвечать некому. И ведь как раз этому, прилетев в Кемерово, ужасался президент Владимир Путин. Какое ООО на таком огромном комплексе?! Какие надзорные каникулы, когда речь о безопасности?! И когда ему об этих ООО докладывали, он бросил реплику: «Слушать страшно!». Да и за трудовой коллектив «ликерки», периодически ради каких-то схем выбрасываемый, словно грязная тряпка, за ворота, обидно. Как, в общем-то, и за бюджет. Если честно.

Артур ТАНИЕВ