Министр здравоохранения Рашид Абдуллов поручил руководителям медучреждений сократить количество немедицинского персонала в больницах и поликлиниках на 30 процентов. Причиной называются долги медучреждений и в целом сложное финансовое положение в отрасли: по данным Минфина, долг в здравоохранении составляет 2 млрд рублей.

Текст поручения за подписью Абдуллова появился в Сети в середине этой недели. В нем указывается, что руководители учреждений здравоохранения должны проанализировать штатную численность и «предоставить штатные расписания с учетом сокращения численности прочего персонала на 30 процентов».

Прочий персонал – это сотрудники, которые не относятся к медицине, а заняты, скорее, обеспечением функционирования больниц: водители, дворники, программисты, электрики, сантехники, уборщицы, экономисты, бухгалтеры. Эти люди властями и так обижены – даже в статистику, которая показывает, насколько хорошо регион исполняет майские указы президенты, они не попадают. Там учитывается только младший, средний и старший медперсонал.

Об озвученных региональными властями причинах этого сокращения – чуть ниже.

Для начала нужно понять, кто же эти жертвы сокращения. Тут тоже не все так просто. Например, что такое сокращение «прочего персонала» на 30 процентов для «Скорой помощи»? Избавление от водителей – притом что у «Скорой помощи» и так большие проблемы. На сайте агентства по развитию человеческого потенциала Ульяновской области (департамент занятости, если по-простому) можно найти вакансии водителей «скорой помощи» в районных больницах. Зарплата – минималка, то есть 9489 рублей на сегодняшний момент. Водители в других организациях получают больше. Причем речь идет о районных больницах (например, Павловской и Новоспасской) – представляете, что такое для района потерять водителя «скорой помощи»?

Еще один аспект: уборщицы, попадающие под сокращение, как выяснилось осенью прошлого года (статья в «СК» от 27 октября «Приказано не указывать»), – это зачастую санитарки, которые переведены на другие должности – менее почетные и не попадающие под указы президента и другие бонусы от статуса медработника. Этим уборщицам и так снизили оклад, уменьшили отпуск. Причем речь, как выяснила тогда прокуратура, шла в том числе о санитарках хирургического профиля, которые участвуют в уходе за больными и работают с биологически опасными материалами. Это массовое для всей России явление – в погоне за приятной для отчетов статистикой начинаются махинации, которые напрямую затрагивают судьбы людей. Теперь эти люди, которые, вероятно, были для больниц очень важны, должны уйти с работы.

Характерно, что сокращение этого персонала происходит именно сейчас, до наступления мая. Почему? Потому что всем этим работникам с 1 мая 2018 года придется повышать зарплату на 17 процентов в связи с популистским предвыборным решением российских властей об увеличении МРОТ до 11163 рублей – хорошее дело, но к нему страна пока совершенно не готова. Об этом, кстати, в среду говорил и премьер Дмитрий Медведев, который открытым текстом заявил, что «денег на увеличение минимального размера оплаты труда в бюджете в настоящий момент нет».

Региональные власти объясняют сокращение все тем же – сложным финансовым положением в отрасли и наличием кредиторской задолженности. О долге отрасли здравоохранения в размере более 2 млрд рублей заявила в своем отчете министр финансов региона Екатерина Буцкая. Причинами она назвала «выполнение указов президента в части увеличения зарплаты медицинским сотрудникам», а также занижение территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Однако в правительстве продолжают бодриться, утверждая, что медучреждения финансируются в достаточных объемах. По словам Абдуллова, есть только «перекос в штатной численности».

Все эти финансовые проблемы рикошетом отразились на проблемах с закупками лекарств. Пока в минздраве говорят, что всем необходимым больницы обеспечены, председатель правительства Александр Сме-калин признается: на лекарства для пациентов с орфанными заболеваниями, например, области денег уже не хватает. Более того, у региона обнаружился долг перед «УльяновскФармацией» за поставку лекарств в 400 миллионов рублей! А это уже вопрос к госзакупкам, о которых «Симбирский курьер» недавно писал со ссылкой на УФАС («64 на одного» в номере за 28 марта) – возможно, регион мог бы эти 400 миллионов и не тратить, если бы все закупки производились не у одной компании, а через нормальные аукционы.

За все популистские, лоббистские и бог знает какие еще решения властей платить придется людям, которые, во-первых, лишатся работы, а во-вторых, могут почувствовать на себе новые проблемы в здравоохранении…

К слову, жертвой проблем с нехваткой финансирования в больницах уже пал главврач облбольницы Павел Дегтярь, о чем мы сообщали в прошлом номере. Ему, официально пока не уволенному, уже нашли замену – новым руководителем главного медучреждения региона станет Наталья Манина, заместитель Дегтяря по организационно-методической работе, которая долгое время работала заведующей эндокринологическим отделением и центром диабета.

Степан ГОРИН