В Ульяновском областном краеведческом музее хранятся записанные воспоминания о Параде Победы его участника, нашего земляка, разведчика Георгия Ивановича Сидельникова.
Георгий Иванович – из семьи литейщиков, родился 17 июля 1920 года. Литейщиком были его прадед, дед и отец – Иван Степанович Сидельников, которого хорошо знали и помнили старожилы-симбиряне. Он возглавлял завод «Металлист», затем Горкомхоз. Был и начальником строительства постамента памятника Ленину, познакомился с известным скульптором Манизером, автором этого монумента.
После окончания средней школы №3 Георгий Иванович поступил в Саратовский автодорожный институт. Но так уж случилось, что, не окончив первый курс, вернулся домой и стал работать чертежником на завод имени Володарского. А летом 1939 года юноша поступил в Ульяновское танковое училище. Быстро пролетели два года, и вот молоденький лейтенант, отлично окончивший училище, впервые надел офицерскую форму с «кубарями» в петлицах.
21 июня 1941 года молодых офицеров торжественно провожали к месту службы. На привокзальной площади играл оркестр, произносились торжественные речи, со словами напутствия выступил начальник училища полковник Шебалин. Последние поцелуи, объятья, и никто тогда не знал, что уезжают молодые лейтенанты не к месту службы, а на войну…
Никогда не забудет Георгий Иванович ее первых дней. Во время бомбежки старший подразделения отстал от поезда, и ему, молодому лейтенанту, пришлось решать все вопросы, связанные и с питанием, и с вооружением, и с размещением 200 бойцов. Сколько пришлось побегать от одного начальника к другому, выбивая, доказывая, требуя…
Сидельников воевал на Калининском фронте. В 1943 году после переподготовки он в качестве помощника начальника штаба разведки прибыл в тяжелый самоходный артиллерийский полк, который дислоцировался в Льгове Курской области. С этим полком наш земляк принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции, освобождал Белоруссию, воевал на территории Восточной Пруссии в составе 3-го Белорусского фронта. За боевые заслуги его наградили медалями и двумя орденами -Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
В 1945 году Сидельникова отправили учиться в бронетанковую академию в Москву. 1 мая там должен был состояться Первомайский военный парад. Победа уже стояла на пороге, и в Москве шли приготовления к празднику. Георгий Иванович, который должен был участвовать в параде, вспоминал: «1 мая стояла чудесная погода, казалось, сама природа праздновала приближение Победы, о которой слушатели академии узнали по радио ранним утром 9 мая. В 2 часа дня слушателей собрал начальник академии генерал-лейтенант Ковалев и поздравил всех присутствующих с Победой советских войск над фашистской Германией. Сразу же началась подготовка к новому параду -Параду Победы».
И вот 24 июня этот день настал!
Полк, в котором находился Георгий Иванович, располагался вдоль линии ГУМа в сторону Исторического музея, поэтому происходящее видно ему было очень хорошо.
«Сначала, – рассказывал Георгий Иванович, – на сером коне появился командующий парадом маршал К.К. Рокоссовский и занял место у Исторического музея. В 9 часов 55 минут на трибуну Мавзолея поднялись члены Политбюро, Государственного Комитета обороны и Советского Правительства. Без трех минут 10 из Спасских ворот на белом коне появился маршал Г.К. Жуков. Конь белой, как символ мира, масти, с голубыми повязками на ногах легко и плавно несет маршала по Красной площади…».
«И только часы закончили свой бой, – продолжал участник знаменитого парада, – как внезапно пошел тихий, очень мелкий дождь, будто сама природа оплакивала своими светлыми слезами всех не вернувшихся с войны. Маршалы Жуков и Рокоссовский объехали войска всех фронтов, здороваясь и приветствуя воинов-победителей. После короткого приветствия маршала Жукова с трибуны Мавзолея прозвучал голос командующего: «Парад, смирно!».
И пошли полки, поплыли боевые знамена, потекла по площади мощная река воинской славы.
Мелкий весенний дождь перешел в летний ливень, но парад продолжался, ибо не было преград радости и веселью».
С особым волнением Георгий Иванович рассказывал, как под сухую дробь барабанов со стороны Исторического музея к Мавзолею двинулась необычная колонна со склоненными до земли знаменами – трофеями советских войск, добытыми в победных сражениях. На них -знаки насилия, высокомерия, на них – эмблемы фашизма. Среди знамен – личный штандарт Гитлера. Он-то и был первым брошен к подножию Мавзолея, за ним полетели другие знамена, застучали древки, сшибались со звоном фашистские орлы, свастики, кресты…
Разведчик, майор Георгий Сидельников прошел по Красной площади со слушателями военных академий.
Этот день запомнился ему еще и встречей с отцом. Иван Степанович был в Москве по служебным делам и готовился пройти по Красной площади в колонне демонстрантов. Но помешал дождь. Насквозь промокшие, радостные, возбужденные причастностью к великому событию отец и сын обнялись в вестибюле одной из московских гостиниц.
После войны Георгий Иванович служил в органах Министерства госбезопасности, а после выхода в запас еще несколько лет работал начальником отдела на приборостроительном заводе. Из жизни ветеран Великой Отечественной войны ушел 24 августа 2002 года.
Галина Величкина, заведующая сектором музейных образовательных программ краеведческого музея им. И.А. Гончарова