Строительство двух новых школ в микрорайонах Ульяновска «Запад-1» и «Искра», о которых так много говорилось в последнее время, вышло на финишную прямую. Совсем скоро первые ученики займут свои места за учебными партами. Образовательные учреждения еще достраиваются, однако их уже признали уникальными в своем роде.

Руководители новых школ определились в честной конкурентной борьбе.

— Мы решили, что возглавить «школы будущего» должны по-настоящему горящие своей профессией и бурлящие идеями педагоги, но при этом уже доказавшие на практике свои возможности. Выбор при этом оказался непростым. На две вакантные должности директоров школ подали заявки более 300 педагогов, завучей, руководителей. В итоге победили Владимир Обласов, ныне директор многопрофильного лицея №11 им. Мендельсона и директор школы №6 им. И.Н. Ульянова Алла Тельгузова, — рассказывает заместитель начальника управления образования администрации Ульяновска Инна Митрофанова.

Причем от руководства своих «родных» учреждений ни Владимира Обласова, ни Аллу Тельгузову не освободили. Пока им предстоит возглавлять сразу две школы. Обязанностей директорам прибавилось многократно, но они справляются вполне успешно с поставленной перед ними задачей: руководить своими школами, строить новые, создавать проекты и учебный план, заниматься подбором педагогов, общаться с родителями будущих учеников.

— Сложность поставленных перед новыми директорами задач заключается еще и в том, что проекты отданы им полностью на откуп: каждая новая школа – это их детище. Безусловно, мы им помогаем, поддерживаем, где-то направляем, но в целом поиск и решение остаются за ними. Это колоссальная нагрузка! — говорит начальник управления образования администрации города Ульяновска Светлана Куликова.

Создавая свою «школу будущего», каждый из вновь назначенных директоров исколесил всю страну, побывал в десятках передовых образовательных учреждениях от Урала до Москвы, собрав свой чемоданчик идей. Затем предстояла долговая и кропотливая работа: собранные материалы нужно было изучить, проанализировать и дать жизнь новому, неповторимому проекту и образовательной программе успешного будущего.

Школа в микрорайоне «Запад-1»

Начнем с того, что школа обошлась федеральной казне почти в 1 миллиард рублей, 178 миллионов из которых было выделено из регионального бюджета специально на закупку всего необходимого оборудования. На эти деньги строится настоящий дом знаний.

В первую очередь новый директор школы задумался о системе безопасности. По словам Владимира Обласова, у каждого ученика будет своя личная электронная карта — она же пропуск на территорию, она же пропуск в столовую, она же медицинская карта в пределах школы. Более того, тщательно продумают и «гостевую» систему.

— Гостевые карты планируется выдавать, например, родителям. У карт будет строго определённый срок действия. По гостевой карте человек по периметру школы сможет передвигаться только в определенно заданном маршруте. Сейчас ведь у нас как: родитель зашел на разговор к классному руководителю и пошел ходить по школе. Это территория исключительно детей, а потому, выполнив свою миссию, гость должен вернуться вовремя к пропускному пункту, сдать карту и покинуть здание, в противном случае он будет заблокирован, так как не сможет по истечении времени открыть дверь. Да, мы планируем, что даже классы, двери в рекреациях будут открываться с помощью этих карт, — пояснил Владимир Обласов.

Из технических новшеств в новой школе также предусмотрены электронное расписание и электронное меню, которое позволит детям самим выбрать, чтобы они хотели сегодня съесть. Вообще, надо заметить, «умная школа» просто насыщена всевозможными современными техническими фишками.

— Ребенок в школе должен не только чувствовать себя защищенным, ему должно быть интересно, и об этом мы тоже позаботились. Во первых, наши рекреации спроектированы так, чтобы дети могли общаться, играть в развивающие игры, например, в шахматы, читать и заниматься другими полезными делами на переменах, — поясняет директор.

Школа планируется многопрофильной. К традиционным направлениям таким, как физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное, добавлено архитектурно-художественное.

Стоит отметить, оборудованию профильных классов и лабораторий смело могут завидовать даже научно-исследовательские институты. Так что при всех прочих условиях детям должно быть легко и непринуждённо погружаться в кипучий мир знаний.

Школа в микрорайоне «Искра»

Проект еще более дерзкий по своим образовательным ноу-хау. Начнем с того, что школа представляет собой лишь один из сегментов образовательного пространства. В дальнейшем на базе этой школы планируется открыть и детский сад.

Здание школы разделено на несколько блоков, соединенных между собой стеклянными коридором. Один из них — это пространство для образовательного процесса, другой отведен под административно-хозяйственную часть.


Все внеурочное пространство – холлы – зонировано по интересам. Более того, по задумке, в оформлении школы должны будут принимать активное участие сами дети. В частности, на стенах холлов предполагается разместить плазменные панели, которые будут выполнять роль выставочных залов. Экспозиции будут сменяться каждые 30-40 минут, а готовить их должны ученики.

Также в школе предусмотрено наличие «социально ориентированных коридоров». Например, один из холлов планируется оформить в виде городского участка дороги с интенсивным движением. Здесь дети смогут испытать себя в роли всех участников движения.

Совершено новый подход разработан был и в образовательной программе.

— Наша школа также будет многопрофильной. Прежде, чем приступить к созданию программы, мы изучили все аспекты рынка труда будущего, это позволит легко ориентироваться нашим ученикам на рынке профессий и быть востребованными. Кроме того, мы планируем для каждого ребенка разработать индивидуальный образовательный маршрут, — рассказывает директор новой школы Алла Тельгузова.

Под новые стандарты образования рассчитаны и школьные классы. Вместо принятых 45м2 на 25 учеников в новой школе предусмотрены кабинеты площадью 65м2. Все это сделано для того, чтобы можно было менять учебное пространство под задачу урока. Мебель в классы подбиралась по тому же принципу. В результате в одном кабинет можно будет создавать и индивидуальное учебное пространство, и групповое.

Интересно, что в школе планируется изучение сразу трех языков, внедрять их в учебный процесс будут постепенно, начиная с 1 класса.

Вместо привычной библиотеки в школе на 600 м2 будет расположена медиатека, которая включит в себя конференц-зону, творческую зону и зону для индивидуального обучения – для прослушивания аудиокниг. Также в школе будет функционировать зона инноваций – место, где ученики будут собираться для презентаций своих научных работ. Всего на закупку оборудования из регионального бюджета было выделено 196 млн рублей.

Спорт, кружки, безбарьерная среда

Спорту в новых школах будет уделено не меньшее внимание. Так, например, в каждой предусмотрено несколько спортивных залов, где в распоряжении детей будет различное оборудование, включая скалодромы, а в школе в микрорайоне «Искра» предусмотрен еще и бассейн.

И еще одно новшество, о котором стоит упомянуть: программно-учебная деятельность в школах рассчитана на полный день пребывания ребенка. Иными словами, в школе дети будут получать и знания по дисциплинам, и вести активную внеурочную деятельность. В этих целях созданы все условия, чтобы ученики могли выполнять домашние задние и посещать всевозможные кружки и секции. Например, в школе в микрорайоне «Искра» в дополнение к привычным занятиям планируется организовать балетные и гимнастические классы, в обеих школах будет действовать телерадиостудия, всевозможные исследовательские лаборатории и многое другое.

При всем при этом школы будут доступны всем желающим, включая детей с ограниченными физическими возможностями. Для последних, к слову, там создадут все условия — от пандусов и подъемников, до удобных туалетных комнат.

P.S. Задать все интересующие вопросы по функционалу школы, а также по вопросам набора можно, связавшись с директорами школ Владимиром Облаосвым и Аллой Тельгузовой.