На персональной выставке в Картинной галерее Ульяновского отделения Союза художников РФ Станислав Петрович Слесарский представляет в живописи свою позицию гражданина и мастера.
Отличительная особенность его творчества – глубина и серьезный подход в разработке тем и образов, и в то же время – многоцветье и воздушность в их подаче. Большую часть жизни он посвятил созданию сюжетных полотен, часто – густонаселенных персонажами. Художник внимателен к деталям: предметы раскрывают и дополняют образы, обретающие символическое значение.
Если говорить обобщенно, то художника Слесарского волнуют темы духовности, отечественной истории, любви и красоты. Он переживает за судьбу России, судьбу русской деревни. Ему интересны как простые люди, так и исторические персонажи, властители душ и умов – святые и поэты.
Творческий почерк мастера отличает разнообразие стилей, в которых он работает. Прослеживается влияние и иконописи, и лубка, и реалистической русской живописи XIX – начала XX веков, и русского авангарда. Он меняется, чтобы найти что-то новое, небывалое, свое.
Зримо проявляет себя то, что Слесарский многие годы занимался иконописью и росписями храмов по всей России. Вопрос веры для него не риторический. В центре экспозиции можно увидеть Симбирского святого Андрея Блаженного в окружении простолюдинок, пытающихся растолковать смысл его иносказательных слов и действий. За их спинами высокомерный профиль барина в пролетке. Кто знает, не ему ли адресовано только что озвученное судьбоносное «андреюшкино предсказаание»?..
Тему блаженных на Руси продолжает сюжетная картина, посвященная поэту Анатолию Чеснокову, нашему земляку и современнику, несколько лет назад трагически погибшему от пожара в отчем деревенском доме. На полотне художника поэт, уронив книгу на пол, спит сладким сном на лоскутном одеяле; в зеркале отражается пузатый самовар; за распахнутыми окнами идет своим чередом деревенская жизнь. А на потолке парит над спящим его поэтическая муза. Ее кожа зеленого цвета неожиданной кажется только на первый взгляд: мало кому из творческих людей удалось избежать соблазнов «зеленого змия», в конце концов, их и погубившего…
Ярко представлена женская тема. Судьба русской женщины прослеживается мастером от девочки до глубокой старухи. Трудно оторвать взгляд от молодого роскошного тела невесты, в чем-то кусто-диевской, причесывающей свои пышные волосы в сияющей золотом свежего дерева бане. Невозможно не восхититься, с одной стороны рембрантовской, а с другой, очень русской, – бабы Нюры, в темном облачении, с монашеским прилежанием ушедшей во вдумчивое чтение Евангелия.
А вот кормилица: венециановская крестьянка на террасе барского дома кормит младенца-барчонка. К ней прижалась другая ее питомица в богатом, нарядном платьице, уже подросшая. Рядом – коса и грабли, а за спиной – поле созревшей пшеницы со жницами. Получается, для крестьянки дать грудь младенцу – своего рода отдых. Но с какой самоотдачей она это делает! Чем здесь не образ матушки-России, кормившей и продолжающей кормить многих, кто в этом нуждается?..
Выступая с ответным словом на открытии выставки, Станислав Петрович говорил, что писал о том, что ему близко, что художник в отрыве от своей земли ничего хорошего создать не может, он должен быть соединен со своей родиной, своим народом:
– Нас в художественном училище и в академии готовили как граждан своей страны. И каждая моя картина – отклик на происходящее в России. Я старался делать свою работу искренне и по совести.
Лично мне запомнилась одна из картин Слесарского из 90-х годов, которой на выставке не было, но которая о многом говорит. Это автопортрет: художник переносит на спине старую раму, переплетом очень напоминающую крест. Для Слесарского этот крест – Искусство. И он будет нести его во что бы то ни стало…
Наша справка
Станислав Слесарский, член Союза художников России, заслуженный художник России, лауреат международной премии имени А.А. Пластова.
Родился в 1945 году в Казани. Окончил Казанское художественное училище и Ленинградский институт имени И.Е. Репина. С 1987 года живет в Ульяновске. Участник выставок – от региональных до международных. Работы художника находятся в собраниях музеев и частных коллекциях России и за рубежом.