Иван Николаевич Бурмистров – один из наших 165 земляков, участников Великой Отечественной войны, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Он родился 24 февраля 1920 года в селе Норовка Симбирского уезда (ныне Цильнинского района). Мальчик из крестьянской семьи, он с 13-летнего возраста пахал землю, за ним даже была закреплена колхозная лошадь. В 1938 году устроился в Ульяновское паровозное депо учеником слесаря. Через год перешел на завод имени Володарского. На слесарей оборонного предприятия распространялась бронь от призыва, но молодой парень мечтал служить в Красной Армии.
Мать Ивана Евдокия Михайловна Бурмистрова вспоминала: «Осенью 1940 года мы получили от него письмо: «Дорогие родители, хочу идти в Красную армию. Но нас не пускали. Мы написали письмо тов. Калинину. Получили ответ из Кремля – разрешили отпустить с завода в армию добровольцами. Иду отдать долг советскому народу».
Иван служил телеграфистом в Забайкальском военном округе. А вскоре началась Великая Отечественная война. На фронте Бурмистров воевал под руководством комбата Алексея Беловицкого. Тот был словно заговорен от ранений и связному сказал: «Держись, Ванюша, со мной – не убьют!». Однако в 1943 году удача отвернулась и от комбата, и от Бурмистрова. На Курской дуге Иван Николаевич получил осколок в грудь, но, подлечившись, снова вернулся в свою часть.
Осенью 1943 года связисты 7-й армии получили задание переправиться через Днепр, наладить телефонное сообщение и узнать положение врага. В ночь с 24 на 25 сентября группа из семи человек, старшим которой был назначен Иван Бурмистров, выполняла приказ. Бойцы на двух лодках отправились на противоположный берег. Прямым попаданием вражеский снаряд разбил одну лодку, взрывом перевернуло и вторую. На сушу пришлось добираться вплавь, таща за собой телефонный аппарат и катушку с кабелем, под пулями врага ныряя в воду, чтобы проложить провод и обеспечить войска связью. Выжили лишь двое – старший группы Иван Бурмистров и Никифор Павлов.
Молодые солдаты налаживали связь, а неподалеку от них была слышна немецкая речь. Однако это не помешало Бурмистрову сообщить координаты огневых точек врага. Немцев ждал массированный артиллерийский удар. Спрятавшись под опрокинутой лодкой, солдаты установили связь с батальоном. С риском для жизни за один только этот день они устранили десять повреждений кабельной линии. А когда противник перешел в контратаку и почти окружил командный пункт полка, Бурмистров и Павлов вместе с другими связистами вступили в бой. Огнем из автоматов и гранатами они уничтожили около 50 гитлеровцев.
Немцы отчаянно пытались сбросить смельчаков в Днепр. Чтобы хоть как-то подбодрить солдат, вынужденных держаться до подкрепления и налаживать связь, лейтенант Осипов кричал в трубку с левого берега: «Держитесь ребята, каждому орден Отечественной войны I степени будет!».
Однако подвиг Ивана оценили выше: 26 октября 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Но он не сразу получил свою Золотую Звезду. Уже через два дня после выхода Указа о его награждении полк попал в окружение под Кировоградом. Иван Николаевич вспоминал: «…Мы заняли круговую оборону. Немец пустил большое количество танков и самолетов, к тому же фашисты спустили на окруженных собак».
… Иван Николаевич очнулся в лазарете для военнопленных, весь избитый, в собачьих укусах. С другими пленниками его погнали через Польшу и Австрию в Германию. Бурмистров вспоминал: «Немцы к нам относились как к скоту. Кормили хлебом – по 200 граммов в день – и брюквой, которую рубили лопатой. Хлеб у немцев был с опилками. Сыпной тиф я перенес там. Много наших полегло тогда. Я выжил, вероятно, оттого, что, несмотря на голод, не собирал очистки около кухонь. Другие собирали, не выдерживали, и… им плохо делалось».
Из другого лагеря в Австрии Бурмистров несколько раз пробовал бежать, но охрана ловила и избивала до полусмерти. Только в марте 1945 года улыбнулась удача. При налете советской авиации в суматохе ему с двумя его товарищами удалось вырваться на свободу. Через 30 километров от лагеря их снова поймали немцы, но один из беглецов, Виктор Лужин, поговорил с ними по-немецки, и их отпустили: Нилино обессиленные Фрицы предчувствовали скорое поражение…
И снова Иван среди своих, и уже дошел до Чехословакии. Но за несколько дней до Великой Победы, 3 мая 1945 года, угодил в «госпроверку» СМЕРШа. Его и других «изменников Родины» в вагонах отправили в фильтрационный лагерь в Пермской области.
Однажды разговорился с товарищами по несчастью, сказал, что он Герой Советского Союза. Кто-то донес охране. Ивану пригрозили, что, если он не будет держать язык за зубами, его отправят в «зону» строгого режима.
Лагерные дни тянулись бесконечной чередой. Заключенные работали в шахтах. Время от времени то одного, то другого конвой уводил к лагерному начальству. Обратно никто не возвращался…
Уже после смерти Сталина пришли и за Бурмистровым. Он простился со всеми, готовясь к самому худшему. Но начальник лагеря объявил, что получены неопровержимые сведения, полностью обеляющие его в глазах закона. Услышав это известие, Иван упал в обморок…
Вернувшись в Ульяновск, он работал на Ульяновском автомобильном заводе токарем. С 1972 по 1976 годы был заместителем директора по хозяйственной части в областном архиве. После выхода на пенсию принимал активное участие в воспитании молодежи.
До сих пор старожилы архива вспоминают его добрым словом: прекрасный работник, настоящий рыцарь. Красивый мужчина с ярко-синими глазами. «Это штучная работа Господа Бога», – говорила архивистка Лариса Денисова.
Герой ушел из жизни 10 сентября 2006 года в 86 лет. Похоронен в Ульяновске на Северном кладбище. В сквере перед ДК им. 1 Мая был открыт бюст И.Н. Бурмистрова.
Галина Величкина, заведующая сектором музейных образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея