Строительство двух новых школ в микрорайонах Ульяновска — «Запад-1» и «Искра», о которых так много говорилось в последнее время, вышло на финишную прямую. Совсем скоро первые ученики займут свои места за учебными партами. Образовательные учреждения еще достраиваются, однако их уже признали уникальными в своем роде.

Новым учреждениям-новые директора
Руководители новых школ определились в честной конкурентной борьбе.
— Мы решили, что возглавить «школы будущего» должны по-настоящему горящие своей профессией и бурлящие идеями педагоги, но при этом уже доказавшие на практике свои возможности. Выбор при этом оказался непростым. На две вакантные должности директоров школ подали заявки более 300 педагогов, завучей, руководителей. В итоге победили Владимир Обласов, ныне директор многопрофильного лицея №11 им. Мендельсона, и директор школы №6 им. И.Н. Ульянова Алла Тельгузова, — рассказывает заместитель начальника Управления образования администрации Ульяновска Инна Митрофанова.

Возглавлять сейчас сразу две школы — работа не для слабаков! Обязанностей и у Обласова, и у Тельгузовой прибавилось многократно, но они справляются вполне успешно с поставленной перед ними сложнейшей задачей: руководить своими школами, строить новые, создавать проекты и учебный план, заниматься подбором педагогов, общаться с родителями будущих учеников.

— Сложность поставленных перед новыми директорами задач заключается еще и в том, что проекты отданы им полностью на откуп: каждая новая школа -это их детище. Безусловно, мы им помогаем, поддерживаем, где-то направляем, но в целом поиск и решение остаются за ними. Это колоссальная нагрузка! — говорит начальник Управления образования администрации города Светлана Куликова.

Создавая свою «школу будущего», каждый из вновь назначенных директоров исколесил всю страну, побывал в десятках передовых образовательных учреждений от Урала до Москвы, собрав свой «чемоданчик идей». Затем предстояла долгая и кропотливая работа: собранные материалы нужно было изучить, проанализировать и дать жизнь новому неповторимому проекту и образовательной программе успешного будущего.

На «Западе-1»
Начнем с того, что школа обошлась федеральной казне почти в 1 миллиард рублей, 178 миллионов из которых было выделено из регионального бюджета специально на закупку всего необходимого оборудования. На эти деньги строится настоящий дом знаний.
В первую очередь директор новой школы задумался о системе безопасности. По словам Владимира Обласова, у каждого школьника будет своя личная электронная карта, она же — пропуск на территорию, она же — пропуск в столовую, она же — медицинская карта в пределах школы. Более того, тщательно продумана и «гостевая» система.

— Гостевые карты планируется выдавать, например, родителям. У карт будет строго определенный срок действия. По гостевой карте человек по периметру школы сможет передвигаться только в определенно заданном маршруте. Сейчас ведь у нас как: родитель зашел на разговор к классному руководителю и пошел ходить по школе. Это территория исключительно детей, а потому, выполнив свою миссию, гость должен вернуться вовремя к пропускному пункту, сдать карту и покинуть здание, в противном случае он будет заблокирован, так как не сможет по истечении времени открыть дверь. Да, мы планируем, что даже классы, двери в рекреациях будут открываться с помощью этих карт, — пояснил новшества Владимир Обласов.

Из технических новшеств в новой школе также предусмотрены электронное расписание и электронное меню, которое позволит детям самим выбрать, что бы они хотели сегодня съесть. Вообще, надо заметить, «умная школа» просто насыщена всевозможными современными техническими «фишками».

— Ребенок в школе должен не только чувствовать себя защищенным, ему должно быть интересно, и об этом мы тоже позаботились. Во-первых, наши рекреации спроектированы так, чтобы дети могли общаться, играть в развивающие игры, например, в шахматы, читать и заниматься другими полезными делами на переменах, — поясняет директор.

Школа планируется быть многопрофильной. К традиционным направлениям, таким, как физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное, добавлено архитектурно-художественное.

Стоит отметить, что оборудованию профильных классов и лабораторий смело могут завидовать даже научно-исследовательские институты. Так что при всех прочих условиях детям должно быть легко и непринужденно погружаться в кипучий мир знаний.

В микрорайоне «Искра»
Проект еще более дерзкий по своим образовательным ноу-хау. Начнем с того, что школа представляет собой лишь один из сегментов образовательного пространства. В дальнейшем на базе этой школы планируется открыть и детский сад.

Здание школы разделено на четыре блока, соединенных между собой стеклянными коридором. Первый блок — это пространство для образовательного процесса, второй блок отведен под административно-хозяйственную часть.

Все внеурочное пространство — холлы — зонировано по интересам. Более того, по задумке, в оформлении школы должны будут принимать активное участие сами дети. В частности, на стенах холлов предполагается разместить плазменные панели, которые будут выполнять роль выставочных залов. Экспозиции будут сменяться каждые 30-40 минут, а готовить их должны ученики.

Также в школе предусмотрено наличие «социально ориентированных коридоров». Например, один из холлов планируется оформить в виде городского участка дороги с интенсивным движением. Здесь дети смогут испытать себя в роли всех участников движения.

Совершено новый подход разработан был и в образовательной программе.

— Наша школа также будет многопрофильной. Прежде, чем приступить к созданию программы, мы изучили все аспекты рынка труда будущего, это позволит легко ориентироваться нашим ученикам на рынке профессий и быть востребованными. Кроме того, мы планируем для каждого ребенка разработать индивидуальный образовательный маршрут, — рассказывает директор новой школы Алла Тельгузова.

Под новые стандарты образования рассчитаны и школьные классы. Вместо принятых 45 кв. м на 25 учеников в новой школе предусмотрены кабинеты площадью 65 кв. м. Все это сделано для того, чтобы можно было менять учебное простран-
ство под задачу урока. Мебель в классы подбиралась по тому же принципу. В результате в одном кабинете можно будет создавать и индивидуальное учебное пространство, и групповое.

Интересно, что в школе планируется изучение сразу трех языков, внедрять их в учебный процесс будут постепенно, начиная с 1 класса.

Вместо привычной библиотеки в школе на 600 кв. м будет расположена медиатека, которая включит в себя конференц-зону, творческую зону и зону для индивидуального обучения — для прослушивания аудиокниг. Также в школе станет функционировать зона инноваций — место, где ученики будут собираться для презентаций своих научных работ. Всего на закупку оборудования из регионального бюджета было выделено 196 млн рублей.

Спорт, кружки, безбарьерная среда
Спорту в новых школах будет уделено огромное внимание. Так, например, в каждой предусмотрено несколько спортивных залов, где в распоряжении детей будет различное оборудование, включая скалодромы, а в школе в микрорайоне «Искра» предусмотрен еще и бассейн.

И еще одно новшество, о котором стоит упомянуть: программно-учебная деятельность в школах рассчитана на полный день пребывания ребенка. Иными словами, здесь дети будут получать и знания по дисциплинам, и вести активную внеурочную деятельность. В этих целях созданы все условия, чтобы ученики могли выполнять домашнее задание и посещать всевозможные кружки и секции. Например, в школе в микрорайоне «Искра», в дополнение к привычным занятиям, планируется организовать балетные и гимнастические классы, в обеих школах будут действовать телерадиостудия, всевозможные исследовательские лаборатории и многое другое.

При всем при этом школы станут доступны всем желающим, включая детей с ограниченными физическими возможностями.
Для последних, к слову, там создадут все условия — от пандусов и подъемников до удобных туалетных комнат.

P.S. Напомним, школы в микрорайонах «Запад-1» и «Искра» будут открыты для учащихся в ближайшее время. Задать все интересующие вопросы по функционалу школы, а также по вопросам набора можно, связавшись с директорами школ — Владимиром Обласовым и Аллой Тельгузовой.

Елена Капустина