Дадим читателям время на поиски ответа на вопрос в заголовке статьи, и выскажем несколько неожиданных соображений о почти неприкасаемой для критики детской литературе, которая существовала всегда. Но детские писатели появились в советское время как особая особая категория литераторов, в основном, русскоязычного толка, навострившихся на производстве литературы на русско-советском языке с ходульными персонажами, плакатными идеями и большими гонорарами. Это была интернациональная компашка, вход в которую строго контролировался Маршаком и его «смотрящими» в детских издательствах. Одним из немногих русских писателей, допущенным детскому пирогу литературы, был мой хороший знакомый Тимофей Белозёров из Омска, спец по подростковой литературе. Так вот он прошмыгнул в детскую литературу, щель в которую перед ним приоткрыл один из маршаковских порученцев поэт Аким. Тимофей благоговел перед своим поручителем, ловко строгал пустяшные стихи и рассказики, и не задумывался, что пошлая детская литература портит вкусы, заслоняет от детей устное народное творчество и русскую классику, навязывает испорченный язык, формирует якобы правильное, но во многом ложное представление о жизни. Теория, что детская литература вышла из устного народного творчества несостоятельна. Она есть неуклюжая попытка найти классические корни в выдумках городских словописцев, никак не связанных с культурой русского земледельческого народа, и является подменой устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки) суррогатами воображения людей, ищущих быстрого успеха и лёгкого заработка. Базовые нравственные ценности, внушаемые человеку русской классикой, не изменяются во времени, но детские писатели, чтобы поддерживать потребительский интерес к своим поделкам, постоянно «обогащают» их креативными пошлостями, искажающими в детях представления о красоте и доброте. Детские писатели – это неудачники в литературе, которые свою бездарность пытаются скрыть среди самых беззащитных читателей, кои не могут сказать взрослым дядям, что те мелят чепуху и заставляют ещё и аплодировать. Вся детская литература давно написана Пушкиным, Некрасовым и еще несколькими писателями классического ряда. Весь двадцатый век детские писатели пытались заслонить их произведения монбланами своих безжизненных творений, которые были ловки, звучны, но лишены обаяния чистоты человеческого детства. Это была дистиллировнная литература, которой писатели и издатели до сих пор дурачат детей и родителей. Но вернемся к вопросу в заголовке статьи. В Ульяновке, как в Греции, есть всё, в том числе и детские писатели. Самым известным из них по праву считается Илья Таранов, который издал несколько книг для детей, том числе и две исторических из синбирской старины. Мне, автору пяти исторических романов, судить об исторической прозе Ильи Таранова как-то не с руки, пусть своё слово скажут историки. Но вот название его последней книги «Как Степан Разин по Волге ходил» меня «зацепило». И я написал автору письмецо: «Уважаемый Илья! Скачал твою книгу и поразился твоей ошибке, которая изобличает тебя в полнейшем незнании разинской темы. Степан Разин не ходил по Волге, но ГУЛЯЛ. Тебе известно понятие “гулящие люди”? Народ в песнях говорит о “гулянии”:
«По Дону гуляет казак молодой…»
Сам Разин в песнях говорит о “гулянии”:
„Как пойдемте со мной, братцы, На сине море гулять…»
Ты своим названием книги народного героя опустил до фантастического персонажа, который “по Волге ходил, «аки по суху”. По Волге ходят речные суда, человек по Волге плавает, а вот “гулять” человеку разинского размаха по Волге-матушке — самый раз. Я слышал, что ты хочешь предложить свою книгу для изучения в школах, не делай этого…» Ответа я не получил, поэтому выношу литературный сор из избы.
Скорее всего, меня обвинят в мелочной придирчивости, что не стоит обращать внимание на ошибку, если даже она есть, зато книга прекрасно иллюстрирована и так далее. Но книга представлена на открывающейся сегодня 23 апреля 2018 года книжной выставке. И в 12-00 во Дворце книги состоится творческая встреча с писателем Ильей Тарановым, который презентует свою новую книгу «Как Стенька Разин по Волге ходил …» Таранов, конечно, хочет стать на этом мероприятии заглавным действующим лицом. И, судя по всему, станет, если здоровый вкус читателей и членов жюри конкурса не заслонит ставшая заглавным трендом в нашей культуре вездесущая пошлость. Для сведения читателей: я в этом мероприятии не участвую. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Суряк
В 60-70-годы, издавались хорошие, интересно написанные книги, для детей среднего и старшего возраста о народных героях; Суворове, Кутузове, Ермаке, Минине, Сусанине,Пугачеве, Разине. Идущие наряду с известными историческими “взрослыми” романами. На которых взрастало тогда читающее молодое поколение. Трудно определить то время, когда последних двоих отделили, и они попали в категорию антигероев. Как известно, собиранием обширного архивного материала о Разине в волжских городах занимался В.М.Шукшин (его знаменитое вынужденное Астраханское сидение во время эпидемии холеры) изыскания в архивах Саратова,Волгограда,Ульяновска. Может тогда, когда ему на худсовете, откровенно заявили по поводу съёмок Разина-“Ничего кроме насилия, и большой крови, мы там от вас не увидим?” и когда товарищ Шукшина А.Заболоцкий, уже после смерти писателя, задал вопрос в лоб бывшему главному киношнику Лаптеву-” Ведь вы уже знали тогда,.что съемки фильма о Разине не разрешат,чего же тогда морочили несколько лет ему голову?- “Меня бы сняли тогда бы с должности, скажи я ему правду”.
Потом уже в 90-е,после развала СССР, сняли “правильные” фильмы Разине и Пугачёве, как о гос.преступниках и величайших злодеях нашей страны. Но это уже тоже история. Сейчас, в современных реалиях борьбы с терроризмом и экстремизмом, скорее всего автор предусмотрительно убрал из названия, показавшееся ему слишком фривольно “экстремистское”, вызывающе звучащее “Гулял”. Как хотя бы в названии, уберегая детишек от параллелей с современной действительно “гуляющей” в криминале страной. Разин, конечно как и писали в в старину писатели о нём, и говорил народ – Разин “гулял” по Волге,”гулящие люди”,”воровские людишки”- это оттуда. Но сейчас, в детской книге к этому термину подошли очень осторожно и “дифференцировано”. Как бы не истолковали его привратно … не спровоцировать бы названием ,схожесть исторического Степана Разина с героями из сериала, типа “Бригады”.
Капкан
Идеология разбойников Разина и Пугачева близка представителям современной субкультуры АУЕ. Та же свободная воровская жизнь, веселая братва. Тогда были струги, сейчас – “тазы”. У нас государство почти не контролирует детскую литературу, а потом все удивляются – откуда столько молодежных группировок? Подростки узнают про “хороших и справедливых народных героев” (а на деле – разбойников и убийц) – и самим захочется отжимать телефоны у младших, крушить остановки, устраивать гонки на машинах по городу, демонстративно нарушая закон. То же и с телевидением. А еще заявляют о борьбе с экстремизмом и преступностью.
Филолог
Зачем же так уж откровенно невежество своё демонстрировать? Почитайте В.Даля, у слова «ходить» есть и такое значение — плавать, двигаться по воде. Он даже пример приводит: «Я ходил, хаживал на судне этом, ходил в Астрахань». Так почему же Стенька Разин не мог ходить по Волге на своих стругах? В песнях и преданиях о Стеньке Разине много примеров есть, как и куда он ходил, даже у Пушкина есть… Почитали бы сначала, прежде чем на посмешище себя в очередной раз выставлять.
А.С.Пушкин, «Песни о Стеньке Разине»: «ХОДИЛ Стенька Разин / В Астрахань-город / Торговать товаром…»
Е.Савельев, «Песни о Разине»:
«Заказали вы ясну соколу / Сизокрылому любить волюшку, / Как ХОДИТЬ-летать на свободушке / По крутым горам Волги-матушки, / Разудалому атаманушке, / По прозванию Стеньке Разину…»
«Как бывало мне, добру молодцу, да времячко: / Я ХОДИЛ, гулял по синю-морю Хвалынскому; / Я бил-разбивал бусы-кораблики, / Я татарские, персицкие, армянские, / Еще бил разбивал легки-лодочки…»
Книга «Крестьянская война под предводительством Степана Разина»: показания пленных казаков…
«И после того он, вор Стенька Разин, ПОШЕЛ из Астрахани в Верховые городы воровать, и он де, Оброська, с ним, вором, с Стенькою, ХОДИЛ же и на приступе под Синбирском был же…»
«А под Синбирск де с Стенькою Разиным он, Митька, не ХОДИЛ, а ХОДИЛ де он, Митька, под Синбирск с Федькою Шелудяком…».
«И в воровство Стеньки Разина и Федьки Шелудяка жил в Астрахани, а под Синбирск с ними не ХОДИЛ, а был при атамане при Ваське Усе…»
«И как де вор Стенька Разин ХОДИЛ под Синбирской и его де, Оську, взял с собою ж, и из-под Синбирска съехал в Астрахань…»
Державин
Филологу-адвокату невежества. Ошибка не филологическая, но смысловая. Бурлаки по Волге не гуляли, а ходили. Гулять — ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ гулевой вольницы Разина, это и видел задавленный народ в Атамане всея гулевой Руси.Целые деревни уходили летом на ГУЛЕВУЮ путину, грабить усадьбы.
Филолог
Ошибки вообще никакой нет. Стенька по Волге и гулял, и ходил, что подтверждается многими источниками, в том числе 17 века. Почитайте чуть выше показания казаков Стеньки Разина, они все говорят, что именно ХОДИЛИ в свои разбойничьи походы. И ходили не пешком по суше, а на судах по Волге. Ходить – в значении плавать, двигаться по воде.
Державин
Послушайте, липовый филолог, гуляние – это не передвижение из точки А в точку Б, но образ(содержание) жизни гулевого казака. Вы, случаем не от Рассадина и Матлина набрались столь впечатляющих знаний?..
Филолог
Я ему про Фому, он мне про Ерёму… Гуляние меня вообще не интересует и к делу не относится. Вам с Полотнянко, видимо, умственный ликбез требуется.
Фома – филолог
В названии книги просто несколько смягчили ситуацию. Понятно, что и тогда гуляние (захват добычи, грабеж) было уголовно наказуемым деянием. Поэтому, сейчас более приемлимый вариант для детей, выглядит как ходил. Гуляет, сам по себе очень растяжимый в понятии термин. К примеру из романа Ж.Б.Миндубаева “..С утра первый ещё на месте, подписывает документы, отвечает на звонки-но после обеда на месте не найдешь, уже “знакомится с летним с держанием крупнорогато скота”, или “проверяет на месте качество всходов зерновых культур” и.т.д.- это значит, пропал как в джунглях вьетнамский партизан. Иногда на неделю. Это не руководителях, это о Гулянии или хождении. В 16-17 лет с о дружбе с девчатами в нашем поселке говорили, что он с такой то “ходит”. А вот через три деревни от нас, о таких парочках говорили, что они “гуляют”.
Тут как в детском фильме про мудрецов, которые годами гадали, где у палки начало, а где конец. Ходил Разин, так пусть будет что ходил, но мы то знаем, читали, что проверить “стойловое содержание скота на летних выгонах” он тоже не забывал.
Державин
Как Разин по Волге гулял https://yandex.ru/search/?lr=195&text=как%20разин%20гулял
Ха-ха-ха
Плотнянко как всегда всех обгадил и думает что чистеньким остался. Мелко и противно.
Вопрос, однако
Тимофей Белозёров, кстати, которого тут Полотнянко грязью вымазал, прожил всего 56 лет, но издал более 60 книг, вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска общим тиражом около 16 миллионов экземпляров. Не иначе, от зависти Полотнянко на него взъелся.
И земляки о Белозёрове не забыли. На доме в Омске, где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф. Д. Бугаенко. Именем Тимофея Белозёрова названа одна из улиц и библиотек Омска. В 2005 году одному из танкеров Омского речного пароходства присвоено имя поэта. На Аллее литераторов (бульвар Мартынова) появился мемориальный камень с именем Тимофея Белозёрова. В краеведческом музее создан личный фонд писателя, где хранятся рукописи, переписка, фотографии, издания и личные вещи.
Нашему завистнику такое явно не светит.
Державин
А какому писателю в самой “Культурной столице Европы” сказали хотя бы спасибо за его бескорыстный и самоотверженный труд, за очеловечивание народа литературой?..
Вопрос, однако
Карамзину, Гончарову, Языкову. Благову сказали. А г-ну Полотнянко не скажут, душонка мелкая и завистливая.
Эк, хватили…
Полотнянко не обгаживал ни ситуацию, ни Белозерова, он разговаривает с читателем на равных. Как он видит, и ему представляется та ситуация. Просто и без воды. И про Маршака тоже. Он давно уже вырос из областных штанишек агитпропа,где – “В одном отделе пропаганды, служил товарищ из Уганды”. Он честно завязал с этим отделом лет 35 назад. А некоторые кочегары до сих пор, в поте лица, раскаляют топку старого Угандийского паровоза. С Лёгким паром, Ту-Ту! Следующая остановка платформа Абломово! Приготовится!