Дадим читателям время на  поиски ответа на вопрос в заголовке статьи, и выскажем несколько неожиданных соображений о почти неприкасаемой для критики детской литературе, которая существовала всегда. Но детские писатели появились в советское время как особая особая категория литераторов, в основном, русскоязычного толка, навострившихся на производстве литературы на русско-советском языке с ходульными персонажами, плакатными идеями и большими гонорарами. Это была интернациональная компашка, вход в которую строго контролировался Маршаком и его «смотрящими» в детских издательствах.

Одним из немногих русских писателей, допущенным детскому пирогу литературы, был мой хороший знакомый Тимофей Белозёров из Омска, спец по подростковой литературе. Так вот он прошмыгнул в детскую литературу, щель в которую перед ним приоткрыл один из маршаковских порученцев поэт Аким. Тимофей благоговел перед своим поручителем, ловко строгал пустяшные стихи и рассказики, и не задумывался, что пошлая детская литература портит вкусы, заслоняет от детей устное народное творчество и русскую классику, навязывает испорченный язык, формирует якобы правильное, но во многом ложное представление о жизни.

Теория, что детская литература вышла из устного народного творчества несостоятельна. Она есть неуклюжая попытка найти классические корни в выдумках городских словописцев, никак не связанных с культурой русского земледельческого народа, и является подменой устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки) суррогатами воображения людей, ищущих быстрого успеха и лёгкого заработка.

Базовые нравственные ценности, внушаемые человеку русской классикой, не изменяются во времени, но детские писатели, чтобы поддерживать потребительский интерес к своим поделкам, постоянно «обогащают» их креативными пошлостями, искажающими в детях представления о красоте и доброте.

Детские писатели – это неудачники в литературе, которые свою бездарность пытаются скрыть среди самых беззащитных читателей, кои не могут сказать взрослым дядям, что те мелят чепуху и заставляют ещё и аплодировать.

Вся детская литература давно написана Пушкиным, Некрасовым и еще несколькими писателями классического ряда. Весь двадцатый век детские писатели пытались заслонить их произведения монбланами своих безжизненных творений, которые были ловки, звучны, но лишены обаяния чистоты человеческого детства. Это была дистиллировнная литература, которой писатели и издатели до сих пор дурачат детей и родителей.

Но вернемся к вопросу в заголовке статьи. В Ульяновке, как в Греции, есть всё, в том числе и детские писатели. Самым известным из них по праву считается Илья Таранов, который издал несколько книг для детей, том числе и две исторических из синбирской старины. Мне, автору пяти исторических романов, судить об исторической прозе Ильи Таранова как-то не с руки, пусть своё слово скажут историки. Но вот название его     последней книги «Как Степан Разин по Волге ходил» меня «зацепило». И я написал автору  письмецо:

«Уважаемый Илья! Скачал твою книгу и поразился твоей ошибке, которая изобличает тебя в полнейшем незнании разинской темы. Степан Разин не ходил по Волге, но ГУЛЯЛ. Тебе  известно понятие “гулящие люди”? Народ в песнях говорит о “гулянии”:

 

«По Дону гуляет казак молодой…»

 

Сам Разин в песнях говорит о “гулянии”:

 

„Как пойдемте со мной, братцы,

На сине море гулять…»

 

Ты своим названием книги народного героя опустил до фантастического персонажа, который “по Волге ходил, «аки по суху”. По Волге ходят речные суда, человек по Волге плавает, а вот “гулять” человеку разинского размаха по Волге-матушке — самый раз. Я слышал, что ты хочешь предложить свою книгу для изучения в школах, не делай этого…»

Ответа я не получил, поэтому выношу литературный сор из избы.

 

Скорее всего, меня обвинят в мелочной придирчивости, что не стоит обращать внимание на ошибку, если даже она есть, зато книга прекрасно иллюстрирована и так далее.

Но книга представлена на открывающейся сегодня 23 апреля 2018 года книжной выставке.

И  в 12-00 во Дворце книги состоится творческая встреча с писателем Ильей Тарановым, который презентует свою новую книгу «Как Стенька Разин по Волге ходил …»

Таранов, конечно, хочет стать на этом мероприятии заглавным действующим лицом. И, судя по всему, станет, если здоровый вкус читателей и членов жюри конкурса не заслонит ставшая заглавным трендом в нашей культуре вездесущая пошлость.

Для сведения читателей: я в этом мероприятии не участвую.