Воодушевленные Посланием президента граждане еще более сплотились вокруг идеи национального суверенитета, но все же не забывают поглядывать в свои карманы и кошельки.
Озвученные главой государства меры поддержки различных слоев населения по сути своей – прибавка. Однако нелишне будет посмотреть: кому и сколько подкинули. Не столько затем, чтобы в очередной раз посокрушаться насчет бедности, сколько попытаться узреть картину позитивных мер во всей красе.

На покой – с протянутой рукой
Первыми на ум приходят пенсионеры: так уж у нас исторически сложилось, что люди именно этой социальной группы считаются у нас наиболее «бедствующим классом», если не считать врачей и учителей. Данное утверждение заиграло недавно свежими красками на фоне циничных высказываний главы Центробанка о том, что-де люди не умеют копить себе на пенсию. И это при том, что по сей день живы и здравствуют миллионы людей, которые еще в советскую бытность «копили» на пенсию, вкалывая как папа Карло. Галина Васильевна Емельянова, к примеру, отпахав десятки лет на вредном производстве (на фотолитографии. – Ред.), на конец 2017 года получала на руки 14 166 рублей.

Как известно, с начала этого года пенсии у нас в очередной раз «повысили», или по-научному – проиндексировали. Уровень благосостояния той же Галины Васильевны поднялся аж до 14 728 рублей! Разницу вычтите сами – и прикиньте, чего и сколько «сверх меры» на это можно купить.

Ранее Центральным банком и федеральным Минфином было объявлено о том, что регионы должны добавить к пенсии около четырех процентов. Согласно официальным данным, сегодня в Ульяновской области средний размер пенсии составляет 13 600 рублей, минимальный размер равен 8 707 рублям.

Наиболее существенная прибавка в наступившем году – у пенсионеров силовых структур: их пенсии прирастут на 30 процентов. Для наглядности: если до того, скажем, отставной прокурор района получал тысяч 20, то теперь прибавьте к этой сумме тысяч 6-7.

А вот пенсии бывшим военнослужащим проиндексировали на 4 процента (где-то «плюс тысяча рублей»). Минфин регулярно заявляет, что у них-де «и так приличные пенсии». Правда, о пенсиях своих бывших коллег (а равно и о зарплатах) министерские и депутатские традиционно скромно молчат. Видимо, титанические усилия по развалу экономики ставятся выше ратной деятельности по защите Отечества, причем с постоянным риском для жизни и здоровья. Остается добавить, что по линии Минобороны и других силовых ведомств РФ пенсии получают 2,6 миллиона человек.

А вот кто останется без прибавки, так это работающие пенсионеры. Их пенсии индексироваться не будут. Для информации: таких граждан в Российской Федерации чуть более 11 миллионов. По поводу того, что у них «незаконно отобрали индексацию», говорится много с разных трибун, но на сегодняшний день факт остается фактом – размер индексации для работающих пенсионеров составил 0,0 процента. Аргументация проста и понятна: раз работаешь, значит тебе априори есть на что жить.

Несколько цифр для наглядности. Наиболее высокий уровень минимальной пенсии в Приволжском Федеральном округе наблюдается в Удмуртии, Татарстане, Кировской области (9 371, 9 175 и 9 077 рублей соответственно).

Детишкам на молочишко
«Что старый – что малый». Это старинное присловье можно трактовать и так: и те, и другие нуждаются в помощи государства.

К уже существующим пособиям на ребенка в этом году добавились выплаты, анонсированные президентом Путиным. Размер, принятый на федеральном уровне, установлен в размере «полтора МРОТа» (о минимальном размере оплаты труда – чуть ниже) и «пляшет» – с учетом экономических особенностей каждого региона – вокруг цифры 10 000 рублей. В Ульяновске и области «путинские детские» составили 9 818 рублей. И, раз уж любим всяческие сравнения, поглядим, как наша цифра выглядит, если сравнить ее с соседями по ПФО. Получается меньше, чем, к примеру, в Пермском крае (там – 10804 рубля), однако наш показатель превышает показатели Нижегородской области (9 612 рублей) и, скажем, Республики Татарстан (8 490 рублей).

Оставим, однако, соревновательную часть вопроса и посмотрим, как в реальности пришлись ко двору молодым семьям с детьми новые пособия. Говорит Светлана, мама четырехмесячного карапуза по имени Глеб:

– Честно сказать, это пришлось очень кстати. Иной раз даже думаю: что бы делали без этой вот «почти десятки». И, кстати, оформлять пособие, вопреки ожиданиям, получилось малой кровью. Хорошо, что сейчас можно сделать все в одном месте. Я про МФЦ. Да и справок туда надо было всего три: о рождении сына, о браке и о доходах.

Следует уточнить, что на «путинские» (вот же прилипло!) выплаты по закону имеют право те семьи, совокупный доход в которых не превышает 45 тысяч рублей, включая, разумеется, ребенка.

– Конечно, и ранее утвержденное пособие я получаю, – продолжает Света. – У меня это около четырех тысяч. Размер высчитывается по двум последним годам зарплаты. А если в этот период до ухода в декрет женщина не работала официально, то не получит ничего. Со мной в роддоме лежали две такие девочки – они сейчас имеют только «президентские».

Можно ли назвать пособие на ребенка подспорьем? Света говорит, что да. Мы попытались подбить «младенческий бюджет» ее семьи.

– У меня, знаете, получилось так, что, к сожалению, грудью сына я кормила недолго, и волей-неволей встал вопрос о молочных смесях, которые, как известно, из водопроводного крана не текут, – продолжает собеседница «ДЗ». – Так вот, на смеси уходит в среднем 700 рублей в неделю, это цена упаковки. Но Глеб растет не по дням, а по часам, как и все дети в этом возрасте, поэтому и питания ему нужно все больше. Скоро уже выйдем на показатель «пять упаковок на неделю», а это еще плюс 700 рублей. Можно, конечно, покупать смеси подешевле. Да мы, собственно, так и делали. Да только у малыша появилась аллергия, и пришлось вернутся к «своим» смесям. Кстати, многим, а я общаюсь с другими молодыми мамочками, необходимы специальные смеси, например, безлактозные или гипоаллергенные, которые еще дороже.

Кроме питания, существует еще масса необходимых вещей. Одежда, к примеру.

– Есть местные распашонки и ползунки вполне себе приличного качества, в среднем по 50 рублей, – говорит Света. – Но это же только для дома. А вот вещи «на выход» стоят уже гораздо дороже. Свитерок – 700-900 рублей, джинсики – 1100 и так далее. Есть, конечно, акции. Но не всегда и не на все.

Плюс ко всему не следует забывать о медицине. Ежемесячные медосмотры всегда сопровождаются обязательными прививками, а также – прививками внеплановыми, рекомендуемыми врачами. Какая мать откажется от того, чтобы ее дитя было защищено по максимуму? Между тем такие прививки вытягивают иной раз до трех тысяч рублей. Нельзя также забывать и о средствах гигиены. Навскидку, на подгузники, разные присыпки, пеномоющие средства уходит тысячи четыре в месяц.

Как видим, пока Глебу хватает, хоть и с натяжкой, того, что выписал ему «дедушка президент». Но выплаты осуществляются до достижения ребенком полутора лет, и траты по мере взросления перепрыгнут размер пособия кратно.

Вырос МРОТ – пляши, народ!
И наконец, с 1 мая сего года начинает действовать новый МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Его на самом высшем уровне решено было сравнять с величиной действующего сегодня прожиточного минимума – 11 163 рубля (к слову, это значение было взято за основу при расчете новых детских выплат, о которых говорилось выше).

Естественно, увеличение МРОТа должен означать и увеличение заработных плат, поскольку статью 133 Трудового кодекса пока никто не отменял, а в ней четко прописано, что зарплата не может быть ниже МРОТа. В противном случае работодателю грозит штраф до 50 тысяч рублей.

Тем не менее на полноценную «минималку» могут рассчитывать только те из нас, кто работает «по полной». А вот тому, кто трудится по совместительству или занят неполный рабочий день (менее 40 часов в неделю), новый МРОТ не светит.

Мы уже выяснили, что от величины МРОТа зависит размер детских пособий. Также повышение «минималки» повлияет на многие другие компенсации и социальные выплаты, на те же больничные.

Как у всякого блага, у повышения МРОТа есть свои минусы. Известно, например, что увеличение «минималки», наряду с другими причинами, подвигло ульяновских перевозчиков увеличить цену проезда – и с 10 апреля в маршрутке мы ездим уже не за 18, а за 20 рублей; об этом говорил, в частности, не так давно исполнительный директор ульяновского объединения «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко. Известно также, что МРОТ влияет и на величину различных штрафов (в ГИБДД не дадут соврать). И наконец, увеличение минимального размера оплаты труда, увы, провоцирует безработицу. Все просто: работодатель сокращает сотрудников, закрывает вакансии, нагружает оставшихся, а если те не выдерживают, берет на их место «свеженького» кадра. Но, будем надеяться, что квалифицированные работники ценимы своими нанимателями – и без работы не останутся.