Вчера поздним вечером официальная областная газета “Ульяновская правда” опубликовала давно готовившееся интервью с главой региона. По сути в нем он очертил основные контуры своей новой управленческой реформы. Последняя явно предвосхищает и федеральные изменения в управлении страной, которых политическая элита ожидает в начале мая. Мы прошлись по тексту, выделили и несколько структурировали разбросанные по нему основные темы.

Начинает губернатор с “идеологии”, много говорит об “умной” власти. Фактически, речь идет о выстраивании направления проектного развития.
“На смену жесткой иерархической структуре, которую мы создавали с 2005 года, приходит много разновеликих, но независимых акторов, оказывающих друг на друга постоянное влияние. Сегодня мы работаем не по схеме «я жесткий начальник, все – мои подчиненные», а по схеме «я командир – вы моя команда, и все – лидеры».”

Большая часть текста посвящена опоре на общественные институты. Губернатор очерчивает контуры некой “публичной дипломатии как новой институциональной архитектуры” региональной политики. Речь – о бОльшем “сшивании” с общественными институтами. Очерченные контуры носят, скорее, идеологический характер и явно предвосхищают федеральные тренды – аналитики говорят, что президент в выстраивании новой модели также будет опираться на общественников.

“Для этого мы объединим все подразделения исполнительной власти и людей, занимающихся общественной дипломатией, воспитанием профессионального гражданина, а также введем в управленческую структуру чиновника, который будет отвечать за открытое правительство. Создадим новое направление, отвечающее за общественную дипломатию. За работу с гражданским обществом. Нам необходимо адаптировать свои управленческие структуры к новым реалиям. А фактически, модернизировать их. Если хотите, это новая концепция комплексного развития региона. На новом историческом этапе после победы Путина, когда для решения задач и проблем мы должны обрасти союзниками и партнерами. Которые должны взять на себя часть бремени и ответственности. Здесь нам надо донастроить администрацию губернатора с целью расширения ее функций в стратегически важных направлениях. В частности, молодежным направлением”.

Губернатор вернется к теме чуть далее и очертит конкретные механизмы уже ресурсного обеспечения такой политики. Не очень понятно, каким образом будут перераспределяться средства конкретных исполнительных структур на такую необязательную тему как общественные проекты, но еще один фонд создан будет.
“По примеру Фонда президентских грантов мы создадим фонд губернаторских грантов и проектов (за счет перераспределения средств большого количества структур – минфина, управления внутренней политики и пр.). Для получения денег из фонда разработаем показатели эффективности. Это будут гранты и для НКО, и для ТОСов, и для реализации местных инициатив”.
Причем, по словам губернатора, этот же Фонд, как “мощный гражданско-финансовый кулак” будет заниматься и участием в грантах федерального уровня.

Отдельным рефреном и много звучит тема необходимости перестройки работы с молодежью. Которая, похоже, теперь будет вестись уже из администрации самого губернатора:
“нам надо донастроить администрацию губернатора с целью расширения ее функций в стратегически важных направлениях. В частности, молодежным направлением”.

Об изменениях в работе правительства. Сначала в той части, что относится к работе с общественными институтами:
“…принято решение о заместителе руководителя администрации, отвечающим за права человека. Мы расширим полномочия и возможности управления международного развития. Создадим, если хотите, министерство международного и межрегионального развития”.

Об изменениях в системе исполнительной власти. Сначала вынесем фрагмент текста губернатора о мотивах очередного переформатирования власти.
“Та абракадабра, которая образовалась у нас после смешения советского, ельцинского и путинского видов управления на всех уровнях власти откровенно противоречива. Какими полномочиями обладают, к примеру, управления сельского хозяйства в МО? Есть у них деньги? Возможность влиять на обстановку в хозяйствующих субъектах? Нет. Так, зачем их содержат? Исключительно, как пережиток советской системы управления. Новая конфигурация позволит нам все унифицировать, избавиться от балласта и перенести акценты на новые формы управления”.

Отметим, что губернатор говорит о ликвидации правительства с оговоркой и обозначает, что в создаваемые “проектные офисы” будут откомандировываться (подчеркнем) работники министерств и ведомств. А “глобальная реформа” исполнительной власти только готовится и, возможно, будет проведена только в 2020-м году. Окончательное решение принято только по “закостеневшему министерству здравоохранения и социальной защиты”, которое будет переформатировано в агентство сразу (об этом в конце текста). Однако обязательства по сокращению штатов при этом берутся серьезные и вполне конкретные. И реформа, и сокращения пройдут за счет “цифровизации” и, даже, внедрения “региональной системы блокчейн” (по последней теме попытаемся сегодня получить более глубокий комментарий).
“- С целью исполнения послания Президента, совершения прорыва в экономике и социальной сфере, мы практически ликвидируем правительство. Минимум, серьезно и жестко переформатируем. Специальным законом создадим администрацию развития, которую возглавит губернатор. В ее структуру войдут все заместители председателя правительства, руководители институтов развития, центра стратегических исследований и центра управления реформами. Администрация развития возьмет на себя организующую, координирующую и контролирующие функции. Зона ответственности – все региональные инициативы, все приоритетные проекты. Под всеми руководителями будут созданы проектные офисы, в которых на постоянной основе будут работать откомандированные из министерств и ведомств сотрудники. Будет разработан особый порядок принятия инициированных администрацией развития документов и законов. Структуре администрации будет придан специальный стратегический офис, который займется контролем стратегии развития Ульяновской области и ее переработкой. Займется согласованием всех госпрограмм, их существенным сокращением и оптимизацией – все, кроме прорывных направлений, будет финансироваться по остаточному принципу. Разработает показатели эффективности и займется публичной отчетностью. Займется разработкой, внедрением и повышением политической и административной ответственности министров и глав МО за выполнение стратегических приоритетов. Будут разработаны и новые правила, и критерии оценки эффективности и системы мотивации чиновников как регионального, так и муниципального уровня. Займется офис и сокращением стратегических документов и расходов на функционирование управленческих аппаратов. Добавлю, что в течение ближайших пяти лет мы будем ежегодно сокращать не менее 10% чиновников и сотрудников подведомственных правительству учреждений. За счет цифровизации и новых управленческих решений. Стратегический офис объединит центр регулирования и устранения административных барьеров, центр цифровизации управленческих процессов, и региональную систему блокчейн. Это даст возможность существенно сократить расходы на управленческий аппарат – не менее чем на 30% в горизонте до 2021 года. Даст возможность повысить уровень цифровизации управленческих процессов в 10 раз. Мы намерены в самое ближайшее время максимально минимизировать бумажный документооборот за счет развития IT-структур. И внедрить единые требования к информационным системам оказания услуг. В 2020 году это даст нам возможность провести уже глобальную реформу исполнительной власти путем создания проектных офисов”.

Еще одна новая структура. Насколько мы поняли из перегруженного новой лексикой текста, речь здесь прежде всего идет об усилении кадровой политики.
“- В целях внедрения всех принципов меритократии, мы создадим одноименный офис. Главным структурным подразделением там станет Департамент эффективности государственного и муниципального управления. Кроме того, в него войдут государственная комиссия (пока – это комиссия по кадровой политике), как координатор поиска, обучения и расстановки кадрового резерва, корпоративный университет…
Таким образом, у нас заработает уникальный проект под названием «администрация развития». Конкретный план будет готов в ближайшее время, и с 1 января 2019 года вся система и модель нашего управления будет перестроена”.

Об усилении и систематизации работы с федеральным центром губернатор говорит не первый год. И вот теперь “в каждом нашем министерстве будет введена должность заместителя по работе с федеральным центром (отмечу, за счет перераспределения штатных расписаний в рамках текущего фонда оплаты труда, ни дополнительных единиц, ни дополнительных денег не будет)”. Последние будут работать в Москве. “С сентября московское представительство должно начать работу полностью в новом формате”.

В финале большого текста губернатор тезисно, но конкретно:
“Учитывая, что у нас крайне неэффективно организована работа по земельно-имущественному комплексу, до конца I полугодия мы создадим единую имущественную корпорацию на уровне региона. С 2019 года приступим к спусканию этой схемы на муниципальный уровень.

Учитывая, что кроме экспортного центра в области никто не занимается продвижением товаров наших производителей в другие регионы и за рубеж, мы частично переформатируем минконкуренции и экономики в министерство коммерции.

Закостеневшее министерство здравоохранения и социальной защиты переформатируем в агентство семьи и социального развития.

Готово положение о представителях Ульяновской области по международному сотрудничеству. Это будут наши региональные послы за рубежом. Но не за счет бюджета. Это будет общественная деятельность.

Наконец, начнем большой процесс по созданию милиции, которая объединит дружинников, казаков, еще ряд общественных организаций“.