Замечательный музыкант, заслуженный артист России Валерий Уткин отметит 28 апреля на сцене Большого зала Ленинского мемориала свой 60-летний юбилей.
В Ульяновске он, выпускник Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории, живет и работает более 30 лет. Начинал играть как солист-трубач в Ульяновском государственном академическом симфоническом оркестре.

Дипломант и лауреат всероссийских и международных конкурсов, член Всемирной гильдии трубачей, создатель нескольких брасс-коллективов, автор и руководитель первых в мире Международных брасс-игр, Валерий Уткин возглавляет сейчас Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава».

О себе и о своей любимой трубе он рассказывает читателям нашей газеты.

– Валерий Николаевич, с чего началась у Вас любовь к музыке? Как встретились Вы и труба?

– Все-таки странная вещь – судьба. Какие-то чудеса происходят. Все шло к тому, чтобы я стал музыкантом. В родном Магнитогорске, в родительском доме все время звучала музыка. Папа любил играть на баяне. Народные и советские песни пели родители, родственники, наши гости. Я солировал в детском хоре. В Египте, куда папу-металлурга направили учить арабов варить сталь, меня, 11-летнего, пригласили петь в вокально-инструментальном ансамбле. И песня, на которой я сорвал голос, была про трубача: «И встал трубач в дыму и пламени…». Но тогда я и не знал, что это за инструмент такой – труба. Когда мы вернулись из Египта, я бросил музыкальную школу, увлекся спортом. Уже учился в седьмом классе, как вдруг понял: я – музыкант, и музыка – мое счастье, предназначение. И вскоре заходит в мой класс красивый человек, по тем временам просто необыкновенный, интеллигентного вида, с бородкой, и говорит: «Ребята, у вас в микрорайоне открывается духовая студия «Пионер». Приходите!» Этот человек

– Евгений Иванович Можеевский – стал моим первым педагогом. Он мне сказал: «Давайте я Вам покажу, что такое труба», – взял инструмент и начал играть. Мне так понравилось! И так я попал «в трубу»!

– Как складывались отношения с инструментом? Он, наверное; как человек – со своим характером, настроением… Вообще, ведь это только на первый взгляд кажется, что играть на трубе просто. Слышала, это все равно, что шахтером работать…

– Да, очень тяжело физически, нагрузки огромные. Даже стаж до пенсии у «духовиков» – 25 лет. Что касается взаимоотношений с трубой, то когда полюбишь инструмент, то отдаешь ему всю свою жизнь. Если ты его не предашь, он ответит взаимностью. Происходит взаимопроникновение. Человек и труба становятся единым целым. И играть на ней – это уже образ жизни. Я понял, что нашел то, что мне нужно, что могу через музыку – пусть это громко сказано – проповедовать свои идеи смысла жизни, стремления к идеалу, гармонии. Стремясь к этому сам, я передаю свой посыл и людям. Это – счастье!

– Вы – редкий человек, который знает, какова его миссия. И Вы следуете ей?

– Конечно! Я как приверженец Шопенгауэра – единственного философа, который придавал огромное значение музыке, глубоко убежден, что она развивает в человеке абстрактное мышление. Это необходимо, чтобы понимать природу, двигать прогресс. Ведь музыка будет существовать вечно, даже если человечества не будет, потому что источник звука – вибрация. От нее и жизнь зародилась. Вообще, считаю, что сначала был Звук, а не Слово, как это написано в Библии.

– Вы – автор собственной методики игры на медных духовых инструментах. Как это получилось?

– Я много искал, мучился. Изучил все методики, что были, и постепенно сложилась своя собственная. Если по ней заниматься, то трубач может работать бесконечно долго. Это игра, приближенная к природе, к законам акустики и даже к… философии. Методика не громоздкая – всего девять упражнений, которые можно и упрощать, и развивать. Я создал ее 30 лет назад сначала для себя, потом она разошлась в рукописном варианте по музыкантам. В 1998 году вышло ее первое издание, и вот недавно – второе.

– Вы учите по ней студентов в музыкальном училище, в УлГУ. И каковы результаты?

– Все, кто у меня занимался на медных духовых инструментах, успешно работают в оркестрах в Ульяновске и других городах. А это десятки музыкантов, некоторые из них стали заслуженными артистами России. Вот, например, Сергей Крючков – солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Он с детства учился по моей методике. Или Владимир Краснов: будучи уже лауреатом всероссийского конкурса, он перешел на мою методику. Работает сейчас в Москве. Ну и так далее.

– Что ждет публику на Вашем юбилейном концерте?

– 28 апреля в БЗЛМ соберутся сразу три оркестра. В большом фойе перед началом программы поднимать настроение собирающимся на концерт слушателям будет духовой оркестр из Языкова. В первом отделении предстоит играть Ульяновскому симфоническому. С ним Концерт для трубы с оркестром Александра Гедике исполнит заслуженный артист России Андрей Москалев. А я выбрал Концерт для трубы с оркестром Александры Пахмутовой. Кстати, это произведение я играл для самой Пахмутовой, будучи мальчишкой, когда она приезжала в Магнитогорск. Произведение непростое, в нем много контрастов, и в Ульяновске оно еще не звучало. А во втором отделении на сцену выйдет оркестр «Держава», дирижировать которым по очереди будут заслуженный артист России Николай Булатов, Николай Лысюк из Сызрани, народный артист Республики Татарстан Ян Орехов и ваш покорный слуга. На следующий день состоится международный семинар «Брасс-система. Итоги и перспективы». На него соберутся музыканты, работающие по моей системе. Жалко, не смогут быть приглашенные специалисты из Германии и США. Увы, санкции… Но все равно будет интересно, и тоже будет звучать музыка!

Ирина Морозова