Штрихи не совсем майские: оба заведения, о которых идет речь, открылись несколько раньше. Но статьи о них в областной газете, с разницей в год, были напечатаны именно в начале мая (1978 и 1979). Тогда уже можно было подводить первые итоги, и стало ясно: в обоих случаях в городе появились далеко не стандартные точки общепита.
А ведь заведения-то и правда были хороши, даже без пресловутой оговорки «для того времени». Думается, большинство из тех, кому довелось тогда в них побывать, согласятся. И если о детском кафе «Лакомка» не могу судить по личным впечатлениям – ко времени его открытия вышел из юного возраста; то «Гриль-бар», открывшийся в кафе «Улыбка» в парке Свердлова, помнится очень хорошо.
И оба – первые в своем роде в Ульяновске, задолго до того, как подул «ветер перемен». Неудивительно, что в их необходимости пришлось убеждать руководство и жителей города, а открытие вызвало бурную полемику. Особенно во втором случае. Но лучше почитаем, как это было тогда.
Жаль, не удалось найти фотографии периода существования «Гриля» (помнится, даже были такие – личные, но, увы…), а также интерьеров обоих кафе. Может, у кого-то сохранились?
***
ТЫ ЖИВЕШЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
(«Ульяновская правда» от 2 мая 1978 г.)
Позапрошлым летом одно кафе сменило название: «Снежинка» стала «Лакомкой». И хоть событие произошло на виду у всех, на центральной улице, вечно спешащий народ едва заметил это. Но если забегали по старой памяти перекусить на ходу, то останавливались на пороге от неожиданности. Кафе преобразилось… Откуда-то взялся уютный холл с фортепиано, журнальными столиками, с рыбками и щебечущими птичками. Но современному горожанину раздумывать недосуг. Вот он уже направляется в зал за низкие расписные столы. И опять неожиданность: «Обслуживаем только с детьми». Он начинает негодовать, требовать. Но, так ничего и не добившись, выскакивает на улицу. Здесь, успокоившись, вспоминает, что какого-то 10-летнего мальчишку явно ему предпочли. Женщина в холле взяла у него клетку со щеглом: «Он у тебя недавно? Какой дикий! Оставь здесь, я постерегу», а официант, как с взрослым, обсуждал с мальчишкой меню…
И дети с присущей им чуткостью быстро поняли, что здесь не на словах, а на деле все для них. Все – это и вкусные, дешевые лакомства (где еще угостят яблоком, заполненным мороженым, или сладким сыром в форме снеговичка). Все – это радушие, которое не позволяет хозяйкам кафе заставлять маленьких гостей томиться в ожидании заказа. На это время их пригласят в холл и затеют какую-нибудь игру: можно разложить настольный театр, порисовать или принять участие в кулинарном конкурсе… Все – это готовность помочь мальчишкам устроить для девочек вечер накануне 8 марта или отметить всем классом день рождения. Это будет настоящий праздник: с музыкой, песнями, танцами, если хотите, то и при свечах…
У кафе появились завсегдатаи – а это примета признания. Каждое воскресенье двое мальчишек проделывают неблизкий путь с Верхней Террасы, чтобы побывать здесь. Другой завсегдатай еще не может высказать своих мыслей (ему два года), но каждый выходной вынуждает папу идти с ним в «ка». Вот в «Лакомке» появилась спешащая и очень взволнованная мама. На полчаса вырвалась с работы, чтобы проверить, почему ее сын с классом зачастил в кафе. И чем они там занимаются? Уехала успокоенная, довольная и несколько озадаченная: не очень-то, к сожалению, сочетается в нашем сознании кафе с приятным и даже полезным времяпрепровождением.
Так чем же стала «Лакомка» для юных горожан? Почему так бурно растет ее популярность?.. На какую детскую потребность удалось ответить создателям кафе и тем, кто здесь работает? На эти вопросы мы сообща пытались ответить с директором кафе М.П.Кубраковой и воспитателем (есть здесь такая должность) Л.П.Кулаевой. И пришли к выводу, на первый взгляд, странному: хоть кафе это детское…, но пытается ответить на потребность, которой «все возрасты покорны». Это потребность в клубе… В таком, где можно почувствовать себя по-домашнему непринужденно – но вне дома.
Как тонко чувствуют это дети! Мальчишки 7-го класса 40-й школы устроили в кафе для своих одноклассниц вечер. Два часа, специально для них, кафе было закрыто на обслуживание, а потом мальчишки записали в Книге отзывов: «Как хорошо, что для нас есть такое место. Большое вам спасибо!».
А начинали с того, что ходили по школам и просили педагогов, ребят: «Приходите к нам. Кафе открыто для вас, и без вас нам не вдохнуть в него жизнь». Откликались не все и не сразу: сказывались представления о кафе, как о месте невзыскательных развлечений. … Как же живучи старые представления! Но на обиды времени не остается. Надо много, настойчиво работать, чтобы со школьных лет воспитать в человеке культуру отдыха…
В кафе есть негласное правило: все, кто здесь есть – повара, официанты, тетя Катя из гардеробной – все педагоги. Вот почему прямо у порога висит газета, где броскими буквами выведено: «Ты живешь на свете не один». А дальше – правила поведения за столом и в трамвае, на улице и в гостях. Ребятам нравится проверять эти правила на себе. Они приходят целым классом, заказывают обед. А потом ребячье жюри строго судит за ошибки…
Здесь зав. производством Л.И.Цибульник учит их, как правильно нарезать лук, как из свеклы сделать розу для салата… Здесь в новогодние каникулы официанты В.Корухов и Л.Елесина стали Дедом Морозом и Снегурочкой… Здесь имениннику от имени сотрудников обязательно преподнесут маленький подарок… Здесь администратор В.Б.Королева, когда надо, сядет за фортепиано в окружении ребятишек – а ведь это не входит в ее обязанности.
Сотрудники кафе с удовольствие отмечают, как раз от разу меняются их клиенты. Они уже умеют, как говаривали в старину, «войти, встать и сесть». Исчезают скованность или излишняя суетливость. Эта спокойная уверенность в общественном месте очень пригодится им в будущем.
Порой с малышами бывает легче, чем с их родителями. …Иному папе трудно втолковать, что здесь не подают спиртное. Иная мама пристроит купленный на рынке веник у нарядного столика… Идеальным решением многих проблем считают в «Лакомке» пристрой к ней кафетерия для взрослых. Тогда на занимаемые родителями места можно будет посадить больше детей. Тогда и сами родители спокойнее и приятнее проведут время…
Как-то проходила мимо «Лакомки». Оттуда доносились звуки скрипки. Оказалось, празднуют день рождения мальчика, который учится в музыкальной школе, и каждый из гостей играл для именинника на каком-нибудь инструменте. …Говорят, восьмиклассники (народ уже взрослый) назначают здесь девочкам свидания. …Наконец, недавно у входа появилось объявление: «Ребята, записывайтесь в театр кукол, который создается при нашем кафе».
Как жаль, что у нас, взрослых, нет в городе такого же кафе.
Н.Автамонова
***
ПРИГЛАШАЕТ «ГРИЛЬ-БАР»…
(«Ульяновская правда» от 8 мая 1979 г.)
В декабре 1978 года в помещении бывшего кафе «Улыбка», что в парке имени Свердлова, открылся молодежный «Гриль-бар» – первый в городе. Новинку заметили, и попасть в «Гриль» сейчас нелегко. Однако оценки его работы порой полярны. Вот две выдержки из многочисленных писем, пришедших в редакцию.
«…Как здорово, что открыли бар! Появилась возможность хорошо, содержательно провести время. Отдохнуть…». Студентки пединститута.
«Попал на днях в бар и, признаться, был удивлен. Надеялся найти тишину, спокойно посидеть, выпить рюмку коньяку, перекусить. Вместо этого по вечерам оглушающая музыка, танцы, коктейли. Разве это дело…». В.Проханов, летчик.
Кто прав? Попробуем разобраться, найти золотую середину. Ведь «Гриль» и был задуман, как экспериментальный.
НАЧАЛО
Заведующий «Грилем» В.И.Гаджи рассказывает: «Идея создать молодежный бар, что называется, носилась в воздухе. Не мудрено – во многих городах страны бары пользуются большой популярностью. К тому же у нас был опыт работы стойки в ДК профсоюзов. Одним словом, пошел к директору треста ресторанов и кафе Павлу Петровичу Облезину и рассказал о планах. Он сразу одобрил, нашли помещение и начали строить…».
Строили «Гриль» своими силами. Разработали, исходя из имеющихся средств, эскиз интерьера. Доставали материалы. Почти три месяца работали без выходных. Помогали многие – всех и не упомнить сейчас. Даже интернациональная бригада трудилась. Горком комсомола с самого начала принимал самое непосредственное участие. Организовывал субботники, помогал доставать оборудование, доказывал целесообразность и необходимость «Гриля».
ОБЫКНОВЕННЫЙ ВЕЧЕР
Итак, бар открыт. Мы входим в уютный зал, где в углу праздничная, ярко освещенная стойка. Бармен Николай Соколов предлагает выбор коктейлей, соков. Взяли кофе, сидим, смотрим. «Гриль» быстро заполняется. Вот вошла шумная компания студентов. Сдвинули два столика – о чем-то горячо заспорили. У стойки – девушка. Потягивает коктейль, слушает музыку. Два парня устроились у электронного футбола. За наш столик сел пожилой мужчина. Попросил цыпленка-табака (фирменное блюдо «Гриля») и зашелестел газетой. Вошли двое ребят. Взяли сок и прямо у стойки о чем-то беседуют. Ловлю себя на мысли, что в ресторане соком бы не обошлось. Их попросту попросили бы выйти – нечего место занимать!
В 22.00 бармен убирает музыку и прибавляет громкость цветного телевизора – идет программа «Время». Кстати, передачи на международные темы всегда пользуются неизменным успехом. «Не было случая, – говорит бармен Николай Соколов, – чтобы «Девятой студии» или «Сегодня в мире» предпочли танцы». А танцуют в «Гриле» здорово: красиво, современно. И стереомузыка тому союзница. Вот если бы еще один магнитофон. А то имеющийся постоянно ломается – ведь целый день работает.
Несколько слов об обслуживании. Оно ведется без суеты, спокойно, с достоинством, профессионально. Не мудрено – получить право работать в «Гриле» трудно. Ребята проходят большой конкурс и только лучшие из них остаются.
В 23.00 бармен выключает музыку. Но никого не торопит, хотя уходят из бара неохотно. Почему, в чем секрет популярности?
ГОЛОСУЕМ – ЗА!
В течение нескольких вечеров в «Гриле» проводилось анкетирование. Более 150 анкет передо мной. Они и помогут ответить на вопрос – в чем же секрет популярности бара? Возраст анкетируемых от 18 до 30 лет, профессии самые разнообразные: от кладовщика до психолога. Послушаем, что говорят посетители «Гриля».
Вопрос первый: «Нужен ли бар и почему?»
«Бар – это своеобразный клуб, где можно встретиться с друзьями, поговорить, поспорить».
«Молодежи нужно общаться. И «Гриль» – хороший тому помощник. Вот если бы здесь еще не курили, а то к вечеру трудно дышать…».
«Танцплощадки безнадежно устарели, в ресторанах даже шампанское дают лишь в бутылках, а без горячей закуски и за стол не посадят. Мы – за бар!».
«Все мы испытываем дефицит общения. Особенно молодежь. А бар сближает людей – это здорово».
Вопрос второй: «Что плохо?»
«Убрали цветы. Кроме цыплят-табака неплохо бы иметь и более простые закуски».
«Ограниченное число мест, плохая вентиляция».
«Оформление стен могло бы быть оригинальнее. Вечером хотелось бы свечи».
Вопрос третий: «Что хорошо?»
«Придешь, возьмешь сок и сиди весь вечер. Никто тебе не напомнит, что мало заказал…».
«Уровень обслуживания. Хорошая музыка. Какая-то свободная, душевная обстановка».
«Хорошо, что нельзя заказывать, как в ресторане, музыку. Никто не пытается подняться над другими. Мы все равны здесь».
А ВСЕ ЛИ ГЛАДКО?
Не сложилось ли у вас впечатление, что уж больно все гладко, хорошо? Не торопитесь с выводами.
В самом начале «Гриль» попытались взять под свою «опеку» великовозрастные бездельники, постоянные обитатели ресторанов и подворотен. Приходили, приносили с собой вино, водку. Выпивали, требовали, а получив отказ, дебоширили, угрожали, шантажировали. Стены бара и сейчас «украшают» различные надписи, сделанные хулиганами. Одним словом, случилось то, о чем предупреждали создателей «Гриля», – бар попытались превратить в распивочную. Не вышло. И не милиция (хотя и она много помогала), а посетители «Гриля» навели порядок, раз-другой с треском выставив хулиганов за дверь.
Большую «битву» выдержали хозяева «Гриля» и с приверженцами комплексных обедов. Но все же доказали, что не отвечают они специфике. Ну, подумайте, что это будет за бар с его интимной обстановкой, когда из кухни подают «комплексы»? Решили делать одно фирменное блюдо – цыпленка-табака.
Хозяева «Гриля» с оптимизмом смотрят вперед. Тем более, что городской комитет комсомола взял шефство над баром. Уже проведены вечера встреч с интересными людьми, интернациональной дружбы, отдыха. Намечена большая и интересная программа на будущее.
Бар наступает на «философию подворотни», бутылки из-под полы, «на троих», наступает на закостеневшее представление о досуге.
О том, что впереди, мы спросили у директора треста ресторанов и кафе П.П.Облезина.
«Работа. Мы совместно с городским комитетом комсомола разработали и уже начали строительство нескольких подобных баров. Все они будут отличаться друг от друга. Например, на месте кафе «Ветерок» [у кинотеатра «Рассвет»] будет открыт молочно-кондитерский бар, а в парке Победы – бар «Северянка», который будет сделан в форме таежной заимки. А всего мы намерены открыть десять подобных заведений во всех районах города…».
О.Куликов
За год до «Лакомки»: Гончаров и «Снежинка».
Фото А.Н.Блохинцева, 1975 год.
hautiev-sh.livejournal.com.
1983 год. Улица Гончарова, вид на детское кафе «Лакомка».
«Улица Гончарова», автор-сост. А.Ю.Шабалкин, Ульяновск, 2005.
Кафе «Улыбка» в парке Свердлова.
ok.ru/profile/529921285876 – Любовь Лагунова-Карпова
ok.ru/profile/529921285876 – Любовь Лагунова-Карпова, из архива Л.Назаровой-Фадеевой.
1967 год. Фото Georg Oddner, музей г.Мальмё, Швеция: carlotta.malmo.se/carlotta-mmus/web/
ok.ru/group/53233331732682 – Олег Иванов.
Видно что не узбеки клали
Плитка как ровно лежит на предпоследней фотке, а вид на Волгу!!!!!!!!
Владимир Воронин”
На столиках бутылки свободно стоят. Тогда “борьбы с пьянством” ещё не было – свободно разливали даже в кафе на АЗС.
Владимир Воронин”
В январе 79-ого окончание зимней сессии в Гриль-баре отмечали. Помню полностью зашторенные окна с цветомузыкой под “Бони-М”, фирменные коктейли с трубочкой, цыплёнка-гриль. Тепло вспоминали тогда “Улыбку”, в которой хлеб и горчица в 60-е были бесплатные.
Также тогда был популярен бар “Под шпилем” у старого вокзала.
Владимир Воронин”
Немного позже ещё один популярный бар открылся: на Верхней террасе на Жуковке в водонапорной башне.
Авиатор
А можно подробнее? Насколько помню, на Жуковке кроме кафе “Светлана” и пиворазливушки рядом с баней до 90-х ничего не было. Хотя и сейчас тот же паритет: одно кафе “Колобок”, один бар “DUBESH” и одна пиворазливайка ПИВОМАН…
Владимир Воронин”
Подробнее, насколько помню…
Год примерно 80-ый. Когда услышали про новый бар на Верхней поехали специально, чтоб на экзотику посмотреть. На 14-ом автобусе, который с “пятачка” в центре до ЦГБ ходил.
Издали на башне никакой рекламы не увидели, а народ шёл в рядом расположенное административное здание. Решили, что бар в подвале. Зашли через центральный вход и спустились в подвал. Но там увидели клетку с цыганами: за решётку двумя руками держался лохматый цыган с кольцом в ухе, по-видимому, главный.
Поняли, что попали не туда, пошли к башне.
По крутой винтовой лестнице внутри башни поднимались наверх, пока не дошли до свободного столика. Что-то заказали. Запомнились полумрак, тихая музыка и теснота за столиком. Больше ни разу там не был.
Юрий
Краем уха слышал про попытку сделать бар в этой башне, но, видимо, это быстро закрылось.
Юрий
Кафе “Бригантина” было на Верхней, диско-бар в кафе около завода “Комета”… Было и там…
Жан Миндубаев.
У “Гриль-бара” и “Улыбки” были еще два “псевдонима”: “Гниль -бар” и “Кафе Гримаса”.
А также наличествовало потайное помещеньице ,где любили расслабиться комсомольские активисты.
Ежов
Жан Бареевич, пора воспоминания!)
Ледоруб Меркадера
народ в Снежинке перед хоккеем “малость разгонялся”.
Владимир Воронин”
…но держался в основном в рамках дозволенного.
Пьянство и алкоголизм начали процветать позже, когда с ними началась официальная “борьба”, эффект от которой был примерно такой же как от нынешней “борьбы” с коррупцией.
Жан Миндубаев.
Да уж….
Юрий
По пьянству это к Миндубаеву
… Вот кому действительно есть что рассказать.
Кстати, туфта…. Пьянство теми мерами реально приструнили… Знающие люди говорили.
Аl
О, гнилуха. Помню там, в добрые 90-е бухали, как не в себя. И чужих то не было.
дрын
А погребок!!!!МЕШОК в 16квартале… там парни с 15кватрала рулили!!!!Был порядок..Ветерок у Классиков был….на Верхней -Звездный
голос
накатили воспоминания на молодеж.орловская база
Юрий
На Нижней было кафе “Ровесник” очень популярно – там тематические вечера такие вёл некто Коган.
Юрий
Погребок был хорошим местом в своё время. В “Улыбку” редко милицию вызывали, сами справлялись :))
Какие вы все взрослые)))
А я прекрасно помню кафе “Лакомка”, действительно было детское кафе. столики для детей, мороженое вкусное и пироженки. Помню папу заставила сесть за столик и он своими коленками как раз в столик упирался) не удобно, но сидел))) Помню. что, подрастая, площадь кафе как то уменьшалась, уже не так все вкусно было и в итоге кафе совсем исчезло….. Жаль…