В этом году легендарная для ульяновских детей программа «Сказка за сказкой» отметила своей 25-летие. Несмотря на все трудности, программа продолжает выходить — увидеть её можно на региональном канале «Репортер» и интернет-портале «Симкат». Мы поговорили с её основателем, постоянным автором и ведущим Алексеем Крашенинниковым о моменте, когда он был готов закрыть программу, чем он занимался до работы на телевидении и как он относится к тому, что его постоянно называют «дядей Лешей». – Ваша программа «Сказка за сказкой» родилась в 1993 году и в середине апреля отметила свое 25-летие. А чем вы занимались до появления программы? – До этого я учился в политехе на строительном факультете на теплогазоснабжении. Одновременно с учебой для занимался в театре-студии «Диалог». Он до сих пор жив, и, слава богу, процветает. Его актеры принимают участие в нашей программе. Очень талантливые актёры. До диплома, я в институте не доучился — на третьем курсе бросил. Позвали работать на кабельное телевидение. Это был решающий и определяющий момент! Хотя тогда ни чего не планировал. На кабельное меня позвала знакомая, которая пришла работать на канал журналистом в новостную программу. «Канал 2». «Телеканал инженерного центра «Взлет» Канал 2». По началу к нему были подключены несколько домов, потом он начал охватывать весь Новый город. На канале показывали фильмы и несколько собственных программ, Новости, программы о спорте, культуре. Работали очень талантливые авторы. Каждый создатель программы — это клад! Я всегда с благодарностью вспоминаю, что мне довелось поработать, вместе с Ольгой Шейпак. Она очень долгое время потом руководила журналом «Мономах». Мне предстояло рассказывать про фильмы, которые на канале показывали. Была такая программа «Видеолоцман». Это был обзор фильмов на неделю. Потом шумно и весело снимали новогоднюю программу. А после закупили очень большую коллекцию классических советских сказок, и надо было их как-то «упаковать». Вот такой своеобразной «упаковкой» и стала «Сказка за сказкой». Изначально и потом ещё долгий период мы делали программу как подводку к сказкам. – Почти все, с кем я говорил о вашей передаче вспоминают, что отправляли вам рисунки… – Рисунков у нас было огромнейшее количество, их присылали талантливейшие дети. У нас были спонсоры, которые во многом помогали. Организовывали на протяжении нескольких лет новогодние программы. На эти программы приглашали самых активных участников за год. Им дарили подарки, выступали творческие коллективы города. Это все было здорово и интересно, но каких трудов это стоило! Мы старались, чтобы все это было красиво! – Вы все письма читали, которые дети присылали в программу? – Все письма были прочитаны. На большую часть мы отвечали, но в редакции, когда в ней и швец, и жнец, и на дуде игрец, и надо было придумать, написать, съездить на съемки, – не всегда удавалось найти время, чтобы всем ответить. Хотя большую часть интересных писем мы читали в эфире. Они до сих пор у нас хранятся в архиве в коробках от старых мониторов. Все сложены один к одному, упакованы. Я никогда не считал сколько их, но килограмм 50 точно есть. Я всегда относился с трепетом к письмам и рисункам, ведь это обратная связь. – О чем писали дети? – И о себе писали, и как учатся, и какие увлечения. Во многих были только ответы на вопросы, но были очень интересные письма, по которым можно было проследить историю семьи. Обстоятельные письма, с красивым почерком. – Расскажите о коллективе, который делал «Сказку за сказкой». – Работал небольшой коллектив. Многие дети, которые снимались, ушли в творческие профессии, возглавляют творческие коллективы. Одна из первых ведущих рубрики «Уроки творчества» Олеся Романова, например, сейчас живет в Канаде. Со многими переписываемся, поддерживаем отношения. – Как было устроено кабельное телевидение 90-ых? – Его сначала организовал инженерный центр «Взлет». Это было такое молодежное движение, там был технический центр. На канале были объявления, реклама. Этим и жили. Я не всегда понимал эти финансовые процессы — для этого есть бухгалтерия, а мы относились к творческому составу. Нам надо придумать, написать, отснять. На канал приходили люди самые разные, обучались, приводили своих знакомых. Мы все учились на своих ошибках, но все это было весело, задорно, с удовольствием. Например, у нас работал Рустам Романов – сейчас это известный клипмейкер. Я его увидел на КВН. Он пришел, попробовал и какой-то период делал «Сказку». Потом появились Антон Тихонов и Сергей Постников. Оба сейчас в Москве снимают. С нами и сейчас работает добрый и талантливый человек, Оператор и видеоинженер Александр Седов. Нам всегда очень везло на людей. Всегда появлялись хорошие, добрые люди. Шла и идет помощь от родителей. – В чем сложность работы с ребенком в кадре? – Иногда в ребенке, который занимается в студии, много вкладывают какой-то театральности. А вот нам всегда хочется, чтобы было просто, по настоящему и естественно. Не всегда так получается. Тут очень много особенностей. Есть утверждения разных мэтров, у которых свои критерии детской программы. Например, Татьяна Кирилловна Черняева – тетя Таня, которая делает легендарную «АБВГДейку», всегда утверждает, что детям не интересно смотреть на детей. Тут можно спорить, можно доказывать. Когда это интересно сделано, то с удовольствием будут смотреть. Руководитель «Спокойной ночи, малыши» Людмила Ивановна Зайцева, потрясающий человек, в свое время сказала, что дети не слишком любят, когда взрослый человек в кадре изображает ребенка. Есть мнение, что в детских программах надо показывать школьные новости или моменты связанные с обучением и творчеством. Но не всегда одной школе интересно смотреть сюжеты про другую. И это тоже проверено! Нужно какой-то универсальный код найти, чтобы все было единым целым. А для детской программы тем не слишком много. Поэтому мы стараемся быть фифти-фифти, чтобы в программе снимались и дети, и были и взрослые актеры. Чтобы обучение происходило через процесс игры. – Как живет детское телевидение в других регионах? – Сложно. Все регионы страдают, от того, что региональные вещатели, точнее центральные каналы, убрали региональные врезки. Когда Госдума приняла закон, что нужно убрать рекламу из детских программ, она вместе с водой выплеснула и ребенка. Кто даст денег, если нельзя рекламу разместить? Сколько с этим мучились. Сейчас вообще с рекламой сложно. Многие программы ушли в соцсети. Только в больших регионах есть качественное детское вещание — Татарстан, Башкирия. Башкирия это вообще регион-лидер. Там есть телеканал «Тамыр». Он создает программы на башкирском и русском языках. Снимают и сказки и мультфильмы. Мы с ними часто на фестивалях оказывались в одном шорт-листе. Мы с ними хорошие, добрые друзья, но все-таки есть конкуренция. Они молодцы, отлично работают. Они создали сказку «Шульганташ». Там была и подводные съемки и съемки в пещерах. Кабельное телевидение много раз меняло владельца. Что-то происходило, но мы как-то в этом процессе всегда выживали. Может жалели нас, потому что мы для детей снимаем. Людям, который идут на то, чтобы помогать детским программам – низкий им поклон! Спасибо им огромное! – Вы обращались к городу или области за поддержкой? Тем более у нас много говорят про воспитание, демографию. – Скромные мы. Может глупые в чем-то. Нужно быть, наверное, более пробивными, чтобы куда-то ходить. – Я правильно понимаю, что программу, которая взяла ТЭФИ в 2014 году, вы снимали на личные средства? – Ну, да. Это была поддержка коллектива. Там не было больших вложений как таковых. Нам на встречу шли все предприятия, все организации, которые мы снимали — УВАУ ГА, музей авиации, Авиастар. Тут был труд Антона Тихонова как оператора и видеоинженера. Он всё собирал и делал. Мы пошли трудным путем. Все заставки у нас были нарисовано пастелью. И Алёна Михайлова, наша потрясающая ведущая рубрики «Уроки творчества», нарисовала все кадры, А Антон все собрал и красиво так всё смонтировал. Финансовая сторона всегда очень проблемная зона. У нас есть поддержка на данный момент от компании «Альтернатива». Спасибо им большое! Ценим. Ну, скажем так больших предложений от властных структур не было. – Вас не спрашивали в 90-ые «Какая на фиг детская программа? Чем вы занимаетесь?» – Да было, много раз говорили, что мы ерундой занимаемся, а надо деньги зарабатывать. Пальцем у виска крутили. – Вас часто узнавали? – На улице постоянно узнавали, и автографы просили, и сфотографироваться. Иной раз даже узнают не дети, а родители. Мы с друзьями пошли в бильярдный клуб, но я ни сделал ни одного удара, потому что сидел разговаривал с людьми и раздавал автографы. Иногда бывает на каком-то мероприятии встречаешь здорового дядьку, и он говорит: «А я вырос на твоих программах». Когда взрослые люди говорили, что программа в какой-то момент сделала их детство, это, конечно, дорого стоит! На всех каналах все позакрывалось, а тут родное, близкое, рядышком! – А почему программа 25 лет уже на плаву держится? Не ради ли этого? – Программа «Сказка за сказкой» – это ребенок! Мы его любим, жалеем и стараемся учить , воспитывать и развивать. Столько вложено сил, столько потрачено нервов. Иной раз в архиве находишь материал и начинаешь вспоминать «А, здесь было вот это, а здесь вот это». – Была когда-то мысль закрыть программу от отчаяния или усталости? – Мы её почему-то всегда спасали. Благо, что есть люди, которые в такие очень трудные моменты помогали спасти. В 2012 году, когда мы уходили из под крыла кабельного телевидения, нам помог информационный портал «Симкат». Это был момент серьезного спасения. Тогда новые владельцы кабельного телевидения, хотели программу закрыть и всем дружненько написать заявления. Им ничего этого не надо было. – Вам не надоедало, что вас все называют «Дядя Леша»? – Это заслуженный титул! Это имя с гордостью ношу. Когда называют малыши и взрослые, уважаемые люди города «Дядей Лешой» это отлично, это уже бренд. Несу это имя с гордостью! – Часто звучит мнение, что современные дети отличают, например, от тех, кто вырос в 90-ые. Вам как кажется, это так? – Истина есть в этом. Жизнь, заставляет их быть более продвинутыми. Им ещё в детском саду надо писать рефераты. У них сейчас информационная загрузка больше, им и знать надо больше. Они более продвинутые, более умные, но может менее начитанные. В библиотеку раз в неделю мы точно ходили. Не не всегда у родителей находится время, чтобы привить навык регулярного чтения. У родителей тоже цейтнот – Работа, заботы. Но надо находить время, чтобы сказку почитать, куда-то сходить. По музеям пройтись. У нас в городе прекрасные музеи. Идите, смотрите! Всей семьёй, все вместе. – Расскажите о самых необычных случаях на съемках программы. – Мы снимали программу о профессиях людей, которые работают ночью. Там мы рассказывали про работу скорой помощи, про МЧС, про УльГЭС, как пекут хлеб ночью, чтобы он утром был горячий и как печатают газету «Ульяновская правда». В этой программе мы снимали в роддоме деток, которые родились в эту ночь. Они даже сами не знали, что их снимали — знали только мамы, которые на ручках их держали. Мамы отреагировали нормально, хорошо. Но все врачи и медсестры шутили, что мамы, наверное, тоже были воспитаны на программе «Сказка за сказкой», поэтому быстро согласились сниматься. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Зритель
На юбилей пригласите Мурдасову и Никитенко.
Скандальное видео, где они являются фигурантами, дало толчок , благодаря передаче “Сказка за сказкой”, их сказочному взлету по карьерной лестнице)))
Модник
Здравая была программа ;) Реально нравилась. Как-то дядя Лёша был ведущим на нашем корпоративе. Все рады были видеть ;)
СТРОИТЕЛЬ ФЕДОР
В ГОЛОДНОЕ ДЕТСКОЕ ВРЕМЯ 90-Х ЕГО ПРОГРАММЫ ОБЪЕДИНЯЛИ БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ.
Ноунейм
Им бы, чтоб в ногу с временем идти, надо создать свой канал на Ютубе и загрузить архивные выпуски. Аудитория точно прибавится.
Молодцы, снимают программу не смотря ни на какие проблемы, реформы и смены поколений!
Мурдасова как была на бюджете, так и осталась
“А как быть с ульяновскими программами ,та же Сказка за сказкой, ей уже 20 лет, почему ее не пригласили?” https://www.youtube.com/watch?v=KpYQQVOPJog
Гость
При сотнях тысячах, миллионах распилов почему то душевные программы появляются и живут « на личные средства»’ и так во всём.
Константин
я посылал свой рисунок в начале 90-х.. не знал что программа ещё существует, молодцы!
Мимопроезжал
Самое интересное – оно всегда за кадром. Знали бы вы, как дядя Лёша матом ругался на съемках программы, конечно же это не шло в эфир. А как он водочку кушает – просто загляденье.
)
огромное упущение что в региональном эфире нет детских программ. “дядя” делает очень нужное дело. политех, сгаки… главное что бы человек был хороший и команда соответствовала -как сашка седов. всего наилучшего!
собака
привет дяде леше от монтажной группы канал2