В Ульяновской области работа по привлечению недобросовестных управляющих компаний к ответственности перешла в активную фазу. К примеру, в декабре прошлого года мы писали про возбуждение уголовного дела за фальсификацию протокола общего собрания жильцов домов Ленинского Комсомола, 43, бульвару Новосондецкому, 15, Созидателей, 50. Домами управляет ООО «УО Жилстройсервис». Сведения, содержащиеся в протоколе, не соответствовали в полном объеме действительности: некоторые подписи жильцов были подделаны. Еще об одном факте прокуратура сообщила в пятницу, 11 мая: возбудили уголовное дело за подделку подписей жителей многоквартирного дома № 6 по проезду Сиреневому.

Хороший прецедент. Практика повсеместная. По словам эксперта в сфере ЖКХ, директор управлющей компании “Галактика” Ильи Гурова, проведение честного общего собрания – это огромный труд, материальные и эмоциональные затраты, к которым многие управляющие компании не готовы.

“Большинство УК не утруждают себя этими заботами и обходят данную процедуру. Даже крупные компании эту процедуру обходят. К примеру, дом на Нариманова, 38. Когда я присутствовал на общем собрании, которое инициировала ЦЭТ, стал непосредственным свидетелем. Изначально пришел как наблюдатель, но не смог стоять в стороне. К сожалению, в нашем городе еще не привито умение проводить общие собрания, так как нюансов очень много. В итоге получатся обход закона. Им проще договориться со старшим по дому или с советом дома.
С января требования к УК ужесточили: оригиналы всех бюллетеней и протоколов теперь сдаются в министерство строительства. С этого года им, по сути, придется соблюдать законность процедуры, но при этом, есть вероятность, что в министерстве не будут особо вглядываться во все эти вещи. В любом случае будет реакция на жалобы, если таковые будут.
Я, как представитель управляющей компании, на всех общих собраниях виду видеосъемку, чтобы в итоге было проще доказать проведение собрания и число присутствующих. Могу точно сказать, что культуры проведения общего собрания жильцов сейчас нет. Люди привыкли собирать подписи за кого-то, расписываться за кого-то. Мне приходится прикладывать усилия, чтобы объяснять людям, что нельзя ставить подписи за собственников. Это вина обоюдная: и управляющей компании, и жителей. Один из случаев, к примеру, собственник жилья умер, его наследники еще в права не вступили, но бюллетень уже несут как собственники. Я такие случаи пресекаю.
На собраниях принимаются действительно важные решения, в том числе финансовые вопросы. К примеру, вопрос крышного ремонта. Работы по факту стоят 10 тысяч рублей, а проводят их по 80 тысяч, старшему по дому дают 5 тысяч, а остатки в карман УК. Кровлю сделать в фонде модернизации ЖКХ 2000 рублей за квадрат. Оправдывают они это тем, что у них проходит строительная экспертиза, которая для них тоже стоит денег, и гарантийные обязательства 5 лет. Я пытался воспользоваться услугами их подрядчиков, но в итоге плюнул и нашел реальных исполнителей. Они кроют по 70 рублей за метр. То есть люди платят 2000 рублей, а исполнитель получает 70, еще минус подоходный налог.
За счет этого я на рынке и появился. Показываю, что эти работы стоят в разы дешевле. Это огромный бесконтрольный бизнес. А я сейчас своими действиями прикрываю серьезную “кормушку”, показывая, что на замену, допустим, лифта в доме не надо тратить миллион, достаточно 125 тысяч рублей”.