Этот русский религиозный философ, литературный критик и публицист родился 2 мая 1856 года.
Его творчество вызывало у современников разноречивые оценки, поскольку он тяготел к крайностям и считал, что «на предмет надо иметь тысячу точек зрения». Вместе с тем книги Розанова «Уединенное» и «Опавшие листья» вошли в золотой фонд русской литературы.
Во времена своего отрочества он был учеником Симбирской мужской классической гимназии. Всего-то два года, но какие! Сколько пережито, прочувствовано, прочитано… Впоследствии в путевом очерке «Русский Нил» Розанов назвал Симбирск своей второй родиной – духовной. Физической была Кострома, позднее – нравственной – Елец.

В город на высоком волжском берегу 14-летнего Василия привез в 1870 году его брат Николай, направленный после окончания Казанского университета учителем словесности в Симбирскую гимназию. Позади, в Костроме, осталась семейная трагедия: смерть отца Василия Федоровича Розанова, пятеро детей на руках матери Надежды Васильевны, безысходность от нищеты, мучительная смерть Надежды Васильевны от рака…

В Симбирской гимназии будущего философа определили сразу во второй класс. В «Русском Ниле» он вспоминал: «Я не только не встречал потом, но и не могу представить себе большего столкновения света и тьмы, чем какое в эти именно годы (…) происходило именно в этой гимназии. Вся гимназия делилась на две половины не только резко различные, но и совершенно противоположные и тайно и даже явно враждебные, – совершенной тьмы и яркого, протестующего, насмешливого (в сторону тьмы) света. (…) Воистину для меня это было как бы зрелищем творения мира, когда Бог говорит: «вот – добро», «вот – зло».

К людям «яркого света» Розанов относил учителя истории Христофорова, инспектора Ауновского, к людям «тьмы» – учителя математики Степанова, директора гимназии Вишневского. Последнего он живописует особенно ярко. «Сивый» (прозвище, бывшее в ходу у гимназистов) генерал «с брюшком» «управлял» заведением по русскому нехитрому обыкновению: криком. Его боялись, но с незаметной, про себя, улыбкой.

Эта бунтарская улыбка появлялась у тех, кто «яростно читал». Розанов пишет: «…никогда я (и мои наблюдаемые товарищи) не читал и не читали столько, сколько тогда в Симбирске читали, списывали, компилировали, спорили и спрашивали. Такой воистину безумной любознательности (…) я никогда не переживал. С «ничего» я пришел в Симбирск, (…) вышел из него со «всем». Отсюда начинается Роза-нов-мыслитель, его энциклопедическая эрудированность.

С нежностью и благоговением он вспоминает о Николае Алексеевиче Николаеве, своем репетиторе, у которого жил второй год в Симбирске: «…он был для меня «Аполлон и музы». Он сам весь светился любовью к знанию и непрестанно и много читал. (…) и я просто стал читать то же, что он: сперва Белинского, затем Писарева, Бокля, Фохта и проч.».

Потрясающим открытием для отрока Розанова стало то, что книги в Карамзинской библиотеке выдаются «совершенно даром». Тогда он был преисполнен благодарности к «величественным и благородным людям города» за это великодушие и «хитрость изобретения». Розанов мог не знать, что Карамзинская общественная библиотека такой и замышлялась. На общественных началах ее создали земляки автора «Истории государства Российского» Николая Карамзина в память о нем. Инициатива принадлежала его друзьям-симбирянам, в частности – брату поэта Николая Языкова Петру Языкову и сподвижнику Суворова, отцу декабриста Василия Ивашева Петру Ивашеву. Интересно, что в отделе редких книг этой библиотеки, которая теперь называется Ульяновской областной научной библиотекой имени В.И. Ленина, хранится первая книга Василия Розанова -классический философский труд «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания».

Вообще, в городе о нем не забыли. В музее «Симбирская классическая гимназия» его имя с гордостью называют среди других прославившихся учеников и выпускников. Под стеклом витрин можно увидеть выписку из классного журнала с отметками Васи Розанова за успеваемость и даже лицо на фотографии того самого «Сивого» – директора Вишневского. Имя Василия Розанова носит городская библиотека №8, где регулярно проводятся Розановские чтения.

И еще. Это, наверное, не случайное совпадение для Розано-ва-мистика: в Симбирске он оказался в год 1870-й, когда здесь на свет появился Владимир Ульянов, которому предстояло возглавить Русскую революцию. Ее в 1917-м философ воспринял как катастрофу и дал следующее пророчество: «Битой посуды будет много, но нового здания не выстроится»; «И новое здание с чертами ослиного в себе повалится в три, четыре поколения».

Из жизни он ушел в страшное время – 5 февраля 1919 года. В Сергиевом Посаде, где жил с семьей, Розанов голодал. Весь ужас его положения можно почувствовать, прочитав последнюю книгу литератора «Апокалипсис нашего времени». Вот одна из выдержек из нее: «Устал. Не могу. 2-3 горсти муки, 2-3 горсти крупы, пять круто испеченных яиц может часто спасти день мой». Не смог дожить, не Дотянул до 1922 года, когда большевики отправили на Запад «философские пароходы» с выдающимися русскими мыслителями на борту…

Ирина Морозова