С 3 апреля 2018 года в России вступил в действие Федеральный закон № 59, предусматривающий изменения в Жилищный Кодекс. Нововведения предполагают возможность перехода к прямым договорам между собственниками жилья и поставщиками коммунальных ресурсов – тепла, воды и электроэнергии. «Плюсы» и «минусы» изменений, которые коснутся всех жителей многоквартирных домов (МКД), обсудили на заседании парламентского комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, которое провел его председатель Геннадий Антонцев.
В работе приняли участие депутат Валентин Трубчанин, советник Губернатора Ульяновской области в сфере ЖКХ Александр Потапов, заместитель регионального министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Александр Черепан, представители ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, председатели советов МКД.
Вступивший в силу закон достаточно долгое время (более двух лет) проходил разработку и обсуждение. Свое мнение о нем не единожды высказывали и депутаты Законодательного Собрания.
Новый закон предоставил возможность жильцам обходиться в вопросах тепло-, водо- и электроснабжения без посредников в лице управляющих компаний. Правом заключения договоров напрямую могут воспользоваться как собственники жилья, так и его наниматели. В свою очередь ресурсоснабжающие организации также могут инициировать прямые договора, отказавшись в одностороннем порядке от сотрудничества с управляющей компанией. Такое допустимо, если долг за коммунальные ресурсы перед поставщиком составляет два и более среднемесячных платежа.
– И даже после принятия и начала действия правового документа он вызывает много вопросов и имеет недостатки, – отметил Геннадий Антонцев. – Теперь жильцы могут сами заключать прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. Хорошо это или плохо? Кто и как будет отвечать за правильность начисления за коммунальные услуги? Куда обращаться собственником с вопросами по качеству коммунальных услуг? Кто будет отключать должников? Увеличится ли плата за коммунальные услуги с переходом на прямые договоры? Нужно ли торопиться заключать такие договоры?..
По мнению заместителя руководителя профильного министерства Александра Черепана, главная цель принятого закона – уход от долгов управляющих компаний перед ресурсниками. Но при этом документ не решает другого вопроса – выпадающих доходов, получаемых управляющими компаниями от общедомовых нужд при прямом абонировании населения. Кроме того, целый ряд ресурсоснабжающих организаций (только по теплоснабжению таковых в регионе 145) сегодня фактически не готовы к прямым договорам с жильцами, поскольку это требует дополнительных средств и привлечения новых кадров, что в конечном счете может отразиться на тарифообразовании.
Директор Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (поставщик тепловой энергии в областном центре) Сергей Гужев отметил, что его предприятие начало применять практику прямых договоров с жильцами несколько лет назад, сегодня по такой схеме работа ведется со всеми крупными управляющими компаниями.
– Собственники жилья не ощутили никаких изменений, только начали получать отдельную платежку за тепло и ГВС, – констатировал Сергей Гужев. – Ресурсники могут использовать более широкие правовые и технические инструменты для работы с должниками, хотя управляющие компании имеют для этого больше возможностей.
Солидарную позицию высказали и представители УМУП «Ульяновскводоканал» и ПАО «Ульяновскэнерго». Кстати, последние были первыми в регионе, кто начал в 2013 году переводить жильцов на так называемое прямое абонирование. Поставщики энергоресурсов объяснили свою позицию необходимостью ухода от прогрессирующих долгов управляющих компаний и их ограниченными возможностями или нежеланием вести работу с неплательщиками.
Иную точку зрения в письменном ответе на запрос парламентского комитета сформулировали руководители ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» (занимается теплоснабжением на территории региона). Свой ответ они аргументировали тем, что «в связи с большим объемом работ предприятие не готово и не планирует переход на прямые договорные отношения с собственнками помещений в МКД по собственной инициативе».
Приглашенные на заседание руководители ульяновских управляющих компаний в своем большинстве одобрили идею прямых договоров. По мнению директора ООО «УК МегаЛинк» Александра Николаева, переходить к такой схеме необходимо было еще несколько лет тому назад, чтобы не накапливать многомиллионных долгов перед ресурсоснабжающими предприятиями. Директор ООО «УО Жилстройсервис» Николай Погодин привел конкретную статистику: если раньше на управляющую компанию за полученную домами тепловую энергию ложилась финансовая нагрузка в размере 40 миллионов рублей ежемесячно, то теперь этот показатель равен всего одному миллиону рублей (расходы на общедомовые нужды).
Представители платежного агента – ООО «РИЦ-Ульяновск» – отметили, что к «минусам» прямых договоров можно отнести увеличение времени при пересчете коммунальных платежей, когда ЖКХ-услуги оказаны в ненадлежащем качестве, поскольку приходится запрашивать информацию и у управляющей компании, и у ресурсоснабжающей организации. В ближайшее время ООО «РИЦ» планирует перейти на единый платежный документ, по которому жильцы смогут оплачивать все коммунальные услуги – и в адрес управляющих компаний, и в адрес поставщиков энергоресурсов.
Представители советов МКД высказали опасения, что переход на прямые договоры с ресурсниками приведет к дополнительному росту тарифов и увеличит время для решения коммунальных вопросов, когда вместо управляющей компании за помощью придется обращаться по отдельности к каждому поставщику ресурсов в отдельности.
– К сожалению, стало практикой, когда реализация федерального закона затрудняется отсутствием нужных нормативно-правовых актов, – констатировал Геннадий Антонцев. – Форма типового прямого договора до сих пор не утверждена, порядок взаимодействия между управляющей компанией и ресурососнабжающей организацией, а и также распределение между ними ответственности перед жителями в случае выявления нарушений предоставления коммунальных услуг не прописаны. При таких условиях обеспечение прав и интересов собственников не гарантируется.
По итогам заседания депутаты направят озвученные предложения и замечания по вступившему в силу закону в профильное министерство.