Виталий Ахмеров
Столичные эксперты пообещали Ульяновску рецепт решения транспортных проблем.

Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта Москвы («МосгортрансНИИпроект») представил экспертному сообществу Ульяновска первые результаты своей работы по оптимизации улично-дорожной сети и транспортного обслуживания города.

Исследование обойдется городскому бюджету в 34,7 миллиона рублей. За эти деньги столичный институт взялся создать транспортную модель спроса и предложения в Ульяновске, региональную информационно-навигационную систему, разработать проекты организации дорожного движения и программу оптимизации маршрутной сети. Первая часть проекта — разработка компьютерной транспортной модели спроса и предложения—завершена.

Она представляет собой электронную карту города с наложенными на нее подробными характеристиками улично-дорожной сети: шириной и пропускной способностью улиц, качеством уложенного на них асфальта, их загруженность с учетом времени суток и так далее. По словам разработчиков, специальная компьютерная программа с помощью этой модели может точно просчитать, как изменится загруженность городских магистралей, если одну из них, к примеру, закроют на ремонт. Но главное предназначение системы — с помощью точных математических расчетов помочь экспертам выработать рекомендации по совершенствованию существующей улично-дорожной и транспортной сети Ульяновска.

— По окончании нашей работы администрация города получит подробные рекомендации. На каких улицах нужно ограничить бесплатную парковку, на каких перекрестках изменить режимы работы светофоров, где построить новые дороги, а где — расширить, какие маршруты общественного транспорта видоизменить, какие отменить, а какие — ввести, насколько и на каких маршрутах увеличить количество подвижного состава общественного транспорта, — рассказал «РГ» советник директора по работе с регионами ГУП «МосгортрансНИИпроект» Сергей Саакян. — Рекомендации будут касаться улучшения пешеходной и велосипедной инфраструктуры, повышения доступности города для маломобильных граждан и многого другого.

По словам регионального уполномоченного по защите прав потребителей Константина Толкачева, к нему регулярно поступают обращения горожан, недовольных работой общественного транспорта.

— Главная проблема — невозможность уехать в часы пик: утром — в направлении центра и вечером — обратно. Маршрутки идут мимо остановок уже переполненными, и многие ульяновцы, чтобы добраться до места назначения, вынуждены брать такси. Особенно остро это касается сообщения между берегами Волги. После 20 часов добраться с одной стороны на другую с помощью общественного транспорта становится очень проблематично, а после 22 часов — невозможно. Бедная ночная жизнь Ульяновска во многом связана именно с этим, — уверен Толкачев. — Еще один блок проблем — качество самой услуги: шум и грязь в салоне, хамство со стороны водителей, перегруз. Наконец, третья проблема — очень плохое транспортное обслуживание новых микрорайонов и пригородной зоны. Город расширяется, а маршрутная сеть не успевает развиваться вместе с ним.

В том, что рекомендации московских экспертов помогут решить проблему низкого качества транспортных услуг, омбудсмен Константин Толкачев сомневается. Подобные попытки предпринимались и прежде, и к серьезным улучшениям они не привели, ведь помимо понимания, что делать, нужны политическая воля властей и деньги, которых всегда не хватает.

— Эффективным методом борьбы за достойное обслуживание пассажиров могли бы стать массовые претензии и судебные иски в отношении перевозчиков, но пока мало кто из ульяновцев готов тратить на них свое время и нервы, — сетует Толкачев.

К слову, всего месяц назад стоимость проезда в ульяновских маршрутках снова выросла: с 18 до 20 рублей в дневное время и с 22 до 24 рублей в вечернее. На качестве обслуживания пассажиров подорожание не отразилось.

Впрочем, согласно результатам исследований «МосгортрансНИИпроекта», лишь 40 процентов жителей Ульяновска для поездок по городу используют общественный транспорт. Остальные предпочитают передвигаться на личных автомобилях, которые большую часть дня припаркованы на улицах, по ночам загромождают дворы, а в часы пик образуют пробки. Пересадка хотя бы части автомобилистов на трамваи и автобусы снизила бы загруженность дорог, но готов ли к этому общественный транспорт, не справляющийся и с имеющимся пассажиропотоком?

МНЕНИЕ
Виктор Сидоренко, руководитель отраслевого союза перевозчиков Ульяновска «Транспортный альянс»:
— Количество частного транспорта в последние десятилетия увеличивалось в геометрической прогрессии, и дорожная сеть просто перестала справляться с таким количеством автомобилей. В городах Европы и в Москве власти поняли, что решить проблему можно лишь стимулировав развитие общественного транспорта. Введя платную парковку, они сделали использование личных автомобилей для ежедневных поездок на работу крайне невыгодным, и тогда общественный транспорт задышал, а на дорогах стало свободнее.

Последние 15 лет общественный транспорт в Ульяновске развивался в условиях чудовищного недофинансирования. Себестоимость перевозки одного пассажира мы оцениваем в 35 рублей, никаких субсидий из бюджета частные перевозчики не получают, так что даже повышенный тариф в 20 рублей для оказания услуги достойного качества недостаточен. В 2016 году перевозчикам разрешили самим устанавливать тарифы, исходя из их затрат. Пока они этого не делают, но я убежден, довольно скоро мы к этому придем, и тогда перевозчики получат возможность обновить подвижной состав и повысить качество предоставляемых пассажирам услуг.

ЦИФРА
35 рублей составляет, по оценкам предпринимателей, себестоимость перевозки одного пассажира в Ульяновске.