Начиная с 2010 года, у флагмана ульяновского хоккея с мячом ХК «Волга» сменилось два президента. Все это время у хоккейного клуба было стабильное финансирование на уровне клубов, занимающих 3-5 места по итогам чемпионата (на результатах это, увы, не сказывалось). С 2010-14 года менеджмент ХК «Волга» довел его до банкротства. При очень серьезных амбициях и обещаниях руководства клуба на высокие места, ХК все эти годы был в нижней части турнирной таблицы, а впоследствии просто обанкротился.

В последующие четыре сезона (2014-2018 гг) бюджет «Волги» составил порядка 600 млн рублей. Такое финансирование и одна из лучших в России инфраструктур для хоккея с мячом  (содержание которой также требует больших затрат) позволяет клубу находиться на уровне призовых мест Чемпионата России среди клубов Суперлиги, а также участвовать в Кубке мира среди клубных команд. Поставленные задачи в течение трех последних сезонов не выполнены: 2015-16 года задача- 6 место, занято 9-е (непопадание в плей-офф); 2016-17 года задача – 3 место, занято 6-е; 2017-18 года – 3-е место, итог – 7-е.

Проведя большую трансферную политику, приобретая высококлассных игроков, команда умудряется проигрывать малобюждетным клубам Суперлиги из нижней части турнирной таблицы. Один из них вообще лишь перед стартом сформировал состав, часть из которого в свое время не подошла в Волгу. В итоге нам забивали наши же воспитанники.

Руководство клуба для оправдания своих управленческих промахов делает громкие заявления. Во-первых, заявляет, что делает ставку на местных молодых игроков. При этом за последнее время через структуру клуба прошло более 30 иногородних хоккеистов (в основной массе возрастных), которые выдавливают на второй и третий план ульяновскую молодежь. В итоге по окончании этого сезона амбициозная и перспективная молодежь начала покидать клуб: Эмиль Бихузин, Александр Степанов, Евгений Мельников, Данила Югай, Артем Бутенко и ряд других молодых игроков. А ведь эти игроки — многократные победители и призеры первенства России среди молодежных команд. Так же за последние годы были освобождены из клуба наши воспитанники: Александр Слугин, Сергей Филатов, Сергей Шебонкин, которые не уступают некоторым легионерам. Ушел из команды многолетний её лидер Денис Цыцаров.

«Во-первых, как мне было объявлено, главный тренер не видел меня в команде ни в каком качестве. Якобы он хотел видеть меня тренером в первой лиге, то ли играющим — как-то так было сформулировано его предложение. Я напрямую встретился с президентом клуба, он никакой конкретики по моему будущему не внёс. В итоге я понял, что люди не знают, что со мной делать, и было принято решение покинуть клуб, — комментирует многолетний капитан ХК «Волга», мастер спорта России Денис Цыцаров. — Сейчас я подписал контракт с другой командой. Мое мнение: тренер не понимает, что делает. Я в принципе со всеми молодыми ребятами общаюсь, они спрашивают моего совета, они хотят расти дальше — это нормальное желание. То,  что сейчас происходит в последние годы, далеко от того, как должен играть и работать профессиональный клуб. Это видят все молодые ребята, поэтому принимают решение клуб покинуть. Не в деньгах дело, просто ребята хотят играть, а в последние годы у них идет явный регресс. Связано это еще и с тем, что молодежи уделяется мало внимания во время тренировочных и игровых процессов. Редко игроки из молодежной лиги вызываются в состав главной команды, в том числе и на тренировочный процесс. Поэтому в команде первой лиги ребята «перемариновываются» и у них опускаются руки, а с ними и результаты. На отчете главного тренера по итогам сезона была найдена масса причин, косвенно влияющих на результат. Нас, болельщиков и спортивную общественность —  попросту обманули. Давно настало время перемен: то ли смена руководства, то ли главных тренеров, то ли состава. Если высшее руководство области хочет знать мое мнение — готов ответить на все вопросы и дать свою точку зрения. Но перемены назрели давно. Те ребята, которые ушли, всё прекрасно видят. Жалко, что они уходят из Ульяновска», – добавил Цыцаров.

 

Второе громкое заявление – о создании отдельной от Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) лиги. При этом управленческие промахи связывают именно с вмешательством ФХМР в результат выступления ХК «Волга». Однако  едва ли обвинения принесли хоть какую-то пользу: с ФХМР нужно налаживать взаимодействие и работать в рамках регламента по проведению Чемпионата России. Политика сотрудничества клуба с Федерацией должна выстраивается совместно, параллельно с его историей, её ветеранами, а не пришлыми людьми.

«Москва есть Москва. Нужно знать всю подноготную. Я сейчас мало этим занимаюсь, раньше знал, что, когда и к чему, но сейчас уже на пенсии. В Ульяновск и президент федерации по хоккею с мячом приезжал, не верю, что он заинтересован завалить ульяновский хоккей. Нам и ледовый дворец построили — не сказать, что удобный для игр и просмотра, но всё равно ФХМР нам дает проводить Чемпионаты мира юношеские и взрослые. Нет дыма без огня, но проблемы внутри хоккейного клуба, внутри тренерского состава и президента — наши личные, ульяновские. Нам надо свои проблемы решать: у нас в ХК «Волга» работают люди, не связанные с хоккеем с мячом и вообще далекие от спорта», — комментирует ветеран ХК «Волга» Владимир Куров.

 

 

 

 

В остатке по окончании последнего сезона имеются невыполненные задачи, конфликт с ФХМР и отток ульяновских воспитанников из хоккейного клуба.
Все эти промахи специалисты связывают с тем, что управление клубом производится менеджерами не из хоккея с мячом. Руководство “Волги” не имеет влияния над тренерами. Тренерский штаб не всегда находится вместе с командой, оставляя её без контроля, а это порядка 4-5 месяцев в году (хотя зарплату получают круглогодично). Тоже самое касается и президента клуба, который по полгода находится за пределами области.

«В тренерском составе, да и в руководстве в целом, должны быть люди компетентные. Сейчас они никого не слушают. Я три года говорил, что ведут неправильную политику. Тренер — приезжий, и с ним рядом находятся люди, которые далеки от хоккея. Это не правильно же? Он сам не живет в Ульяновской области  по полгода, как и президент клуба. На сегодняшний день за три года привезли 30 игроков, а результаты никакие. За четыре сезона так и не выполнили задачи. Плюс идет отток наших местных воспитанников. Сложилась такая ситуация, что отчета нет, областная федерация не наблюдает, нас не слушает, никого не подпускают к клубу. Были заменены три пресс-атташе, три врача, и никого об этом не спрашивают. У Сергея Ивановича Морозова руки не доходят, а другие молчат. За такие деньги, которые нам выделают, другие команды играют за призовые места. Мы даже не можем обыграть слабые клубы. Идет отток болельщиков. Возьмите выписку о количестве — дети да тренеры приходят. Сейчас если 1000 человек придет, то радуемся. А всё из-за плохих результатов», — считает Заслуженный тренер России, Чемпион мира Анатолий Рушкин.

 

Также видны большие недоработки в информационной, пропагандистской работе клуба. “Волга”, в первую очередь, это социальный проект, направленный на привлечение детей к занятиям спортом. Если посмотреть и промониторить акции, проекты, направленные на эти цели, то невооруженным глазом увидим, что такая работа с большим штатом сотрудников хоккейного клуба минимизирована. О чем говорить, если директор клуба, который непосредственно должен этим заниматься, 70-летнего возраста. Какие новые технологии привлечения детей, болельщиков на трибуны, спонсорского финансового вливания ему могут быть известны? Тем более за время работы клуб покинули метр спортивной журналистики, ходячей энциклопедии русского хоккея Олег Тишаков, признававшийся лучшим журналистом хоккея с мячом Игорь Кранцев, настоящий фанат хоккея с мячом журналист Дмитрий Чуров, видеооператор Геннадий Бухтояров.

«В падении посещаемости есть несколько факторов. Основной в том, что за три года произошла смена местных игроков на иногородних. Каждый местный игрок приводит за собой на трибуну по 20-30 человек — родственников, друзей, коллег. Также когда команда усилилась тремя шведскими игроками, то у нас при качественной выездной игре на первую игру со «Стартом» на «Труд» пришло 6 тысяч человек — это показатель того, что в принципе команда показывает игру и состоит в основном из местных игроков. Сейчас мы потеряли за три года всю молодежь. Люди переросли, они оказались не востребованы клубу, — комментирует болельщик Алексей Давыдов. – Далее. Вся специфика турнира такова, что первый этап не особо значим. Вместо того, чтобы отдавать больше времени молодежи, тренер гнался за местом повыше, которое в итоге нам ничего не дало. И молодёжь не поиграла, и результаты не были выполнены.

Ещё один фактор: на сегодняшний день в «Волга-Спорт-Арену» (ВСА) приходит 1000 зрителей, несмотря на статистику в 2-3 тысячи. Всё это неправда. Причем это люди, которые ходят на Волгу с 70-80-х годов, для которых это как привычка. Молодежи очень мало. Молодежь должна быть заинтересована в том, чтобы видеть своих. Сейчас у нас таких игроков нет.

Во-вторых, на «Труде» была четкая ценовая политика, стадион был удобен для всех по логистике. После перевода игр в ВСА произошел отток заволжцев: они не успевают с пересадками добраться после работы. А ехать на конец матча и платить 200 рублей не имеет смысла.

Также нет атрибутики, полноценного буфета. Возьмите, посмотрите, что творится в Казань-Арене. Туда болельщик ломится. А все почему? Потому что там к болельщику относятся как к человеку и хоккей – для них. А тем временем у нас идут какие-то попытки продавать справочники на уровне кустарщины на листе А4, через принтер, черно-белого изображения. Деревня. Еще очень слабо работает интернет-трансляция — этим должен заниматься клуб. Когда-то работала команда профессионалов, Игорь Кранцев – пресс-атташе, хороший видеоператор. Сейчас эти функции делает один человек. Неопытный. Пресс-служба сырая и как таковая не работает. Материалы подаются неинтересно. Слабое продвижение в соцсетях. Идут жалобы на трансляцию из других городов, а ведь нас смотрят и жители области», – продолжил Алексей Давыдов. Ещё одна немаловажная проблематика кроется в бесконтрольности. За последние несколько лет не было проведено ни одного публичного отчета перед общественностью, региональной федерацией хоккея с мячом, советом клуба. Да и региональная федерация почему-то абстрагировалась от существующей проблемы. Вы извините, а это за 4 года порядка 600 млн. бюджетных, народных средств. Здесь большое спасибо, конечно, можно сказать Сергею Ивановичу Морозову, Александру Ивановичу Якунину, которые действительно любят, уважают и ценят хоккейные традиции региона. Но нельзя же так использовать, пользоваться доверием руководства региона, болельщиков, обещая результат и не выполняя «результативные обещания». Кто спросит за результат?”.

Очевидны не только управленческие, но и видны промахи политического взаимодействия как с вышестоящими общественными, так и другими организациями, в т.ч. СМИ. Существует провал во взаимодействии между клубом и школой хоккея с мячом. Так же добавился конфликт с ФХМР.

Зачастую, советниками становятся не патриотично настроенные к хоккею с мячом профессионалы, а менеджеры, которые имеют к нему посредственное отношение, а в некоторых случаях преследуют популистские, меркантильные цели: Абанин, Кузьмин, Пищулин, Дементьев (где эти люди, а где хоккей с мячом). Возможно, в этом кроется ещё одна проблема, проблема 3-х месячной задержки зарплаты.

«Надо понимать, если руководители клуба и главный тренер декларирует, что «мы наиграли за этот сезон 10 игроков», «мы будем теперь развиваться по собственному пути», и тут же после этих слов эти же задекларированные игроки начинают уходить из клуба, — надо задуматься, от чего они бегут? Значит главный тренер ведет неправильную политику: говорит одно, а делает другое, — комментирует  вице-президент Федерации хоккея с мячом России Сергей Мяус. — Ребята видят неискренность, видят обман. В том числе они недополучают своего игрового времени, а на поле выпускают только ветеранов, которые, в каком-то смысле, уже не вписываются в общую задекларированную концепцию. Молодые все это видят и просто уезжают. Когда тренер или руководство клуба в своем непрофессионализме обвиняют «потусторонние силы», это вообще нонсенс. Если не выполнил задание губернатора и попечительского совета, то нормальные руководители говорят: «я не справился, извините, ухожу в отставку». Вот это по-мужски, это спортивное поведение.

Когда руководство региона выделяет средства, строит дворец спорта, создает условия, чтобы местные ребята играли и именно местные воспитанники играли, а на деле происходит другое, это друзья обман, причем прямой обман руководства региона. Жаль, что замечательные традиции школы ульяновского хоккея сейчас не соблюдаются. А каких игроков воспитала ульяновская земля: Монахов, Мухаметзянов, Лизавин, Агуреев, Рушкин, Гаврилов, Куров, Терехов, Афанасенко, Наумов и многие другие. При таких условиях, и традициях какие есть в Ульяновске, на передний план выходит профессионализм тренера. Когда команда не играет, когда она буксует, и из нее уходят игроки, и из года в год нет положительных результатов — надо задуматься, кто виноват. Я очень сожалею, что эти люди обманывают доверие губернатора, болельщиков и игроков. Тем более приглашаются игроки хорошего уровня, они не дают результата, а ресурсы, потраченные на них за сезон, проедаются. Мы социальный вид спорта, если в регионе существует спортивная школа, мы должны давать своим дорогу. А если они в итоге не становятся классными игроками, кто виноват? Кто их неправильно тренировал? Я вижу некомпетентность руководства команды», — добавил Сергей Мяус.

P.S. Вышеперечисленная проблематика, существующая в хоккейном клубе, приводит к тому, что необходимо переформатировать старую, обновить и создать новую систему управления хоккея с мячом, выстроенную вокруг профессионала, авторитетного человека, ветерана, выходца из регионального хоккея с мячом. Только необходимо его, этого человека, усилить объединением. Пример такому типу управления есть -Красноярск.