БЕСПАМЯТСТВО… состояние человека, лишенного памяти, т.е. чувств и сознания, не помнящего себя; обморок, столбняк, одурение (Толковый словарь Даля).
***
I. ПО ПРОСЬБАМ ТРУДЯЩИХСЯ… Хроника одного месяца
«Пролетарский путь» от 16 августа 1931 г.
ПУСТУЮЩИЕ ЦЕРКВИ ЗАКРЫТЬ!
Резолюция общего собрания печатников:
«Общее собрание рабочих и служащих типографии №1 и издательства «Пролетарский путь», заслушав доклад «Соц-строительство и религия», констатирует, что религия и церковь есть верный слуга самодержавия и капитализма…, что церковь вела и ведет подготовку к войне против пролетариата СССР. Учитывая это, а также в целях использования стройматериалов церквей для расширения жилфонда…, для ускорения темпов социалистического строительства… общее собрание печатников просит горсовет и горпрофсовет закрыть пустующие и почти не функционирующие церкви, как то: зимний и летний соборы, Германовскую, Всехсвятскую и женский монастырь. Помещения и стройматериал… использовать на соц. строительство Ульяновского городского хозяйства, а пустующие площади застроить или передать на культцели.
Площадь «1 мая» расширить за счет площади, занимаемой строениями двух соборов, огородить и превратить в образцовый парк отдыха. …Вызываем последовать нашему примеру… другие организации…».
«Пролетарский путь» от 18 августа 1931 г.
«…Рабочие хлебозавода постановили просить горсовет… вместе с церквями, указанными печатниками, закрыть еще церковь на Куликовке под клуб…».
В этом же номере – резолюции собраний пожарных; строителей; работников искусств о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 19 августа 1931 г.
КИРПИЧ ЦЕРКВЕЙ – НА НУЖДЫ ПЯТИЛЕТКИ!
Поступают все новые требования рабочих о закрытии церквей
«Инициатива рабочих и служащих типографии №1 и издательства «Пролетарский путь»… о закрытии ряда церквей и использовании стройматериала от них на нужды городского соц. строительства нашла живейшее отражение солидарности у железнодорожников Самарки…
Одобряя инициативу печатников…, рабочие и служащие… ходатайствуют перед горсоветом и горпрофсоветом… закрыть еще три церкви: Покровскую (быв. мужской монастырь), Тихвинскую и на Куликовке. …Кирпич церквей надо использовать на новостройки…»
В этом же номере – резолюция рабочих и служащих завода «Металлист» о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 21 августа 1931 г.
ПУСТУЮЩИЕ ЦЕРКВИ – НА СТРОИТЕЛЬСТВО ГИГАНТОВ СОЦ. ИНДУСТРИИ!
Рабочие завода №3: «Церковь нам ничего не дает и не может дать, кроме стройматериалов».
«Цеховые собрания завода №3 требуют закрытия всех церквей в г.Ульяновске и пригородных селах и приступить немедленно к разборке церквей. …Одновременно собрания просят горсовет… немедленно закрыть церковь в Нижней Часовне…».
В этом же номере – резолюции общих собраний завода «Металлист» и плодовинзавода «Звено пятилетки».
«Пролетарский путь» от 22 августа 1931 г.
ВСЕ – В РЯДЫ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ!
Резолюция работников Дворца книги и музеев: «…Общее собрание просит горсовет и горпрофсовет весь стройматериал церквей использовать на строительные нужды жилищно-культурных учреждений и промышленных предприятий. …Берем на себя обязательство через… выставки, музейные отделы, антирелигиозную литературу разоблачать вред, наносимый религией делу социалистического строительства…»,
В этом же номере – резолюция общего собрания спиртзавода с поддержкой инициативы и дополнительным требованием закрыть Петропавловскую церковь.
«Пролетарский путь» от 23 августа 1931 г.
«1-ая объединенная школа требует немедленного закрытия всех церквей…».
В этом же номере – резолюции рабочих крахмального завода №1 и правления Горпроса о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 24 августа 1931 г.
ЗА ГОРОД БЕЗ ОЧАГОВ ДУРМАНА
«…У наших городов много нужд: жилстроительство, общественные бани, прачечные, столовые, театры, клубы… Но дело в стройматериале. Однако он есть – это каменные громады теперь уже ненужных церквей…
Трудящиеся требуют превратить оплоты антисоветской агитации в очаги культуры или использовать их на строительные материалы…».
В этом же номере – резолюции общества «Металлолом» и артели инвалидов им. Милютина о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 26 августа 1931 г.
Резолюции рабочих швейно-трикотажного комбината им. Ворошилова; межрайонных машинно-истребительной, опытной и семенной станций; рабочего кооператива и других организаций о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 27 августа 1931 г.
Резолюция общего собрания работников просвещения: «…Закрыть на родине Ильича все церкви с использованием Куликовской, Германовской и Вознесенья на культнужды, а все другие пустить на слом…».
«Пролетарский путь» от 29 августа 1931 г.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ТРЕБОВАНИЮ ПЕЧАТНИКОВ!
«…Наше требование… стало требованием всего трудящегося Ульяновска. Однако горсовет до сих пор не сделал никаких конкретных шагов для удовлетворения требования масс. …Предлагаем всем предприятиям города организовать 30 августа… демонстрацию с требованием к горсовету не затягивать закрытия церквей…
Мы требуем: В кратчайший срок закрыть в городе церкви и молитвенные дома… Использовать здания Германовской и Куликовской церквей и мужского монастыря под клубы и детские сады, а остальные церкви разобрать на стройматериалы…».
«Пролетарский путь» от 31 августа 1931 г.
ТРЕБОВАНИЕ МАСС УДОВЛЕТВОРЕНО
«Постановление большого президиума Ульяновского городского совета от 28 августа 1931 г.:
Утвердить решение… о закрытии семи церквей из 14 функционирующих: Ильинской, Всехсвятской, Иверской, зимнего и летнего кафедральных соборов, Германовской, Тихвинской и Казанской часовни [на Базарной площади].
Ильинскую… передать под клуб рабочих кустарпромсоюза.
Всехсвятскую – передать под межсоюзный городской клуб рабочих.
Иверскую – под центральный клуб рабочих-строителей.
Проработать вопрос об использовании летнего и зимнего соборов под городской дворец физкультуры.
Германовскую – передать под научно-исторический музей…».
«Пролетарский путь» от 18 сентября 1931 г.
ЗДЕСЬ БУДУТ ОЧАГИ КУЛЬТУРЫ
«Учитывая требования трудящихся Ульяновска, президиум городского совета вынес окончательное решение об использовании зданий закрывающихся 10 церквей.
Пять церквей передаются под рабочие клубы: Ильинская – кустпромсоюзу; Всехсвятская – конвойной охране; Всехсвятская часовня – плодовинзаводу; мечеть – избе-читальне нацмен, женский монастырь – строителям.
Германовская церковь передается под городской архив; Казанская часовня – УРК для культурно-бытового обслуживания пайщиков; летний кафедральный собор – под антирелигиозный музей.
Две церкви – зимний собор и Тихвинскую, как пришедшие в ветхость, – сломать на строительные материалы».
***
Похоже, победивший пролетариат не нуждался в таком количестве очагов культуры. Ибо закрытые храмы, после попыток приспособить их под те или иные нужды, за редким исключением, были снесены. И это в условиях острого жилищного кризиса и нехватки служебных и общественных зданий. Так может, строительство «гигантов индустрии» и жилых кварталов требовало большого количества кирпича? Но в довоенном Ульяновске почти ничего не строилось. А на месте разрушенных церквей и кладбищ, в лучшем случае, появлялись скверы и пустые площади. Или же там десятилетиями зияли неблагоустроенные пустыри, о которых позже с возмущением писал тот же «Пролетарский путь».
***
II. ОФИЦИАЛЬНО
Из протокола №43 заседания Президиума Ульяновского городского совета от 29-30 января 1930 г.
«Слушали: Ходатайство Коопинсоюза о передаче бывшего здания Немецкой кирхи для устройства клуба.
Постановили: Здание бывшей Немецкой кирхи передать Коопинсоюзу под клуб на условиях амортизации…».
Из протокола №20 заседания Президиума Ульяновского городского совета от 10 сентября 1931 г.
«Слушали: О закрытии мечети по Лосевой улице.
Постановили: На основе согласия общих собраний нацмен, мечеть закрыть, передав помещение под культурные учреждения…».
Постановление Ульяновского горсовета №2 от 14 апреля 1932 г.
«Рассмотрев настойчивые просьбы широких рабочих и трудящихся масс г.Ульяновска о закрытии Вознесенской, Богоявленской церквей и мужского монастыря, Президиум Ульяновского городского совета постановляет:
Ходатайство широких рабочих и трудящихся масс г.Ульяновска удовлетворить, перечисленные церкви закрыть.
Председатель Гор.совета Некрасов
В редакцию газеты «Пролетпуть»: Горсовет просит поместить в Вашей газете указанное постановление».
Из протокола №21 заседания большого Президиума Ульяновского городского совета от 22-23 сентября 1931 г.
«Слушали: О закрытии Никольской церкви.
Постановили: Имея в виду заключение Технической комиссии, Никольскую церковь закрыть, как угрожающую опасностью».
Из протокола №16 малого Президиума Ульяновского городского совета от 25 апреля 1932 г.
«Слушали: О разборке церквей.
Постановили: 1. Предупредить командира Арт-полка, что в случае неразборки Всехсвятской церкви до 10 мая 1932 г. таковая будет передана в ведение Горстроя.
2. Предложить Конвойной школе не позднее 1 мая 1932 г. Тихвинскую церковь разобрать.
3. Обязать ГКО зимний собор, переданный Конвойной школе, ввиду медленной разборки, передать Горстрою.
4. Предложить Горстрою не позднее 15 мая 1932 г. Никольскую церковь полностью разобрать и убрать весь мусор.
5. Обязать Средволснабсбыт немедленно вывезти щебень от Петропавловской церкви.
6. Поставить вопрос перед начальником Краснознаменной школы о немедленной уборке мусора вокруг Троицкой церкви».
28 июня 1936 г. Комитету по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК РСФСР:
«Бывший летний кафедральный собор в 1932 г. был сильно поврежден пожаром, при котором сорвана кровля и уничтожены огнем все деревянные части строения… За отсутствием средств хотя бы для работ по консервации, не говоря уж о реставрации, дальнейшее сохранение разрушающегося здания являлось в условиях Ульяновска делом непосильным. Согласие на снос собора было дано… отношением от 3 июня 1935 г., в котором было указано, что комитет не возражает против сноса здания при условии фотофиксации его с последующей передачей снимков Всесоюзной Академии архитектуры. Председатель горсовета…».
(ГИМЗ «Родина В.И.Ленина»)
***
III. УПОТРЕБИТЬ НА ПОДШИПНИКИ
«Ульяновскому исполкому…
Крестовое Городище под Ульяновском от пенсионера Тимонова
Во всех газетах, а в «Экономическом пути» в особенности, пишется о недостатке у нас цветных металлов, из номера в номер население призывается к нахождению такого металла и сдаче его на нужды нашей промышленности. Имею указать на крупный кусок такого металла в «бросовом состоянии» в Ульяновске. Эта статуя из меди в Карамзинском саду. Только в императорских мозгах Николая I могла родиться мысль создания памятника греческой богине с маленьким бюстом историка под ее ногами. В наше время, время ленинской логики, вещей и «грубого» материализма такой памятник – анахронизм. Статуя должна быть снята и употреблена на подшипники…».
«15 января 1931 г., в горисполком:
На Ваше отношение от 12 января… с приложением записки гр.Тимонова из Крест. Городище сообщаю: памятник историку Н.М.Карамзину был изготовлен по проекту известного скульптора, профессора Академии Художеств Гальберга. По своему выполнению и красоте считается лучшим произведением указанного скульптора и, конечно, подлежит не сломке и переплавке, а всяческой поддержке: это лучшее художественное произведение в городе и служит для его украшения. Ни в одном городе произведения искусства, если они представляют художественную и историческую ценность, не снимаются, если они по своему содержанию не противоречат современности…
Директор музея П.Я.Гречкин».
О состоянии памятника (1931):
«…Сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита, уничтожена надпись на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена позолота верхних окончаний ограды и свинцовая расчаканка швов гранитных блоков».
(ГАУО)
***
Любые параллели с современностью, конечно же, совершенно случайны…
__________

Т.И.Щеголева. «Знамение сонному городу». 2003.
Снос Николаевского собора; пожар в Свято-Троицком соборе (ГИМЗ).

А.Ф.Нуждов. «Большая Саратовская улица».
Т.И.Щеголева. «Симбирск. Вознесенский собор», 1997.
Снос Спасо-Вознесенского собора.

Иверская церковь Спасского женского монастыря.
Т.И.Щеголева. «Симбирск. Женский монастырь». 1995
Д.И.Архангельский. «Церковь Спаса Нерукотворного Образа женского Спасского монастыря». 1922.

Воскресенская (Германовская) церковь.
А.Е.Клименко. «Германовская церковь». 2000.
В здании со снесенной колокольней размещался городской архив.

Никольская (Казанская) церковь.
В.А.Углач. «Симбирск. Никольская церковь»
Д.И.Архангельский. «Симбирск. Никольская церковь».

Ильинская (Владимирская) церковь.
А.Е.Клименко. «Ильинская церковь». 1990.
В здании, без арки и колокольни, до 1969 г. помещался красильный цех фабрики им.КИМ; снесено.

Д.И.Архангельский «Симбирск. Колокольня Троицкой церкви». 1921.
Д.И.Архангельский. «Симбирск. Троицкая церковь». 1925
Троицкая церковь (ГАУО).
Здание, без колокольни, до 1960-х гг. использовалось под спортзал военного училища; снесено.

Благовещенская церковь Покровского мужского монастыря. «Симбирская церковная старина», вып. 2, 1915.
Благовещенская церковь Покровского монастыря. 1930-ые гг.

1) Д.И.Архангельский. «Тихвинская церковь». 1920ые – 1930ые гг.
2) Петропавловская церковь. Фото В.Зверева, май 1915 г. (после оползня). ГИМЗ.
Д.И.Архангельский. «Петропавловская церковь».

В.Я.Чуенко. «Мечеть в Симбирске» (на Лосевой улице).