БЕСПАМЯТСТВО… состояние человека, лишенного памяти, т.е. чувств и сознания, не помнящего себя; обморок, столбняк, одурение (Толковый словарь Даля).
***
I. ПО ПРОСЬБАМ ТРУДЯЩИХСЯ… Хроника одного месяца
«Пролетарский путь» от 16 августа 1931 г.
ПУСТУЮЩИЕ ЦЕРКВИ ЗАКРЫТЬ!
Резолюция общего собрания печатников:
«Общее собрание рабочих и служащих типографии №1 и издательства «Пролетарский путь», заслушав доклад «Соц-строительство и религия», констатирует, что религия и церковь есть верный слуга самодержавия и капитализма…, что церковь вела и ведет подготовку к войне против пролетариата СССР. Учитывая это, а также в целях использования стройматериалов церквей для расширения жилфонда…, для ускорения темпов социалистического строительства… общее собрание печатников просит горсовет и горпрофсовет закрыть пустующие и почти не функционирующие церкви, как то: зимний и летний соборы, Германовскую, Всехсвятскую и женский монастырь. Помещения и стройматериал… использовать на соц. строительство Ульяновского городского хозяйства, а пустующие площади застроить или передать на культцели.
Площадь «1 мая» расширить за счет площади, занимаемой строениями двух соборов, огородить и превратить в образцовый парк отдыха. …Вызываем последовать нашему примеру… другие организации…».
«Пролетарский путь» от 18 августа 1931 г.
«…Рабочие хлебозавода постановили просить горсовет… вместе с церквями, указанными печатниками, закрыть еще церковь на Куликовке под клуб…».
В этом же номере – резолюции собраний пожарных; строителей; работников искусств о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 19 августа 1931 г.
КИРПИЧ ЦЕРКВЕЙ – НА НУЖДЫ ПЯТИЛЕТКИ!
Поступают все новые требования рабочих о закрытии церквей
«Инициатива рабочих и служащих типографии №1 и издательства «Пролетарский путь»… о закрытии ряда церквей и использовании стройматериала от них на нужды городского соц. строительства нашла живейшее отражение солидарности у железнодорожников Самарки…
Одобряя инициативу печатников…, рабочие и служащие… ходатайствуют перед горсоветом и горпрофсоветом… закрыть еще три церкви: Покровскую (быв. мужской монастырь), Тихвинскую и на Куликовке. …Кирпич церквей надо использовать на новостройки…»
В этом же номере – резолюция рабочих и служащих завода «Металлист» о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 21 августа 1931 г.
ПУСТУЮЩИЕ ЦЕРКВИ – НА СТРОИТЕЛЬСТВО ГИГАНТОВ СОЦ. ИНДУСТРИИ!
Рабочие завода №3: «Церковь нам ничего не дает и не может дать, кроме стройматериалов».
«Цеховые собрания завода №3 требуют закрытия всех церквей в г.Ульяновске и пригородных селах и приступить немедленно к разборке церквей. …Одновременно собрания просят горсовет… немедленно закрыть церковь в Нижней Часовне…».
В этом же номере – резолюции общих собраний завода «Металлист» и плодовинзавода «Звено пятилетки».
«Пролетарский путь» от 22 августа 1931 г.
ВСЕ – В РЯДЫ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ!
Резолюция работников Дворца книги и музеев: «…Общее собрание просит горсовет и горпрофсовет весь стройматериал церквей использовать на строительные нужды жилищно-культурных учреждений и промышленных предприятий. …Берем на себя обязательство через… выставки, музейные отделы, антирелигиозную литературу разоблачать вред, наносимый религией делу социалистического строительства…»,
В этом же номере – резолюция общего собрания спиртзавода с поддержкой инициативы и дополнительным требованием закрыть Петропавловскую церковь.
«Пролетарский путь» от 23 августа 1931 г.
«1-ая объединенная школа требует немедленного закрытия всех церквей…».
В этом же номере – резолюции рабочих крахмального завода №1 и правления Горпроса о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 24 августа 1931 г.
ЗА ГОРОД БЕЗ ОЧАГОВ ДУРМАНА
«…У наших городов много нужд: жилстроительство, общественные бани, прачечные, столовые, театры, клубы… Но дело в стройматериале. Однако он есть – это каменные громады теперь уже ненужных церквей…
Трудящиеся требуют превратить оплоты антисоветской агитации в очаги культуры или использовать их на строительные материалы…».
В этом же номере – резолюции общества «Металлолом» и артели инвалидов им. Милютина о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 26 августа 1931 г.
Резолюции рабочих швейно-трикотажного комбината им. Ворошилова; межрайонных машинно-истребительной, опытной и семенной станций; рабочего кооператива и других организаций о закрытии церквей.
«Пролетарский путь» от 27 августа 1931 г.
Резолюция общего собрания работников просвещения: «…Закрыть на родине Ильича все церкви с использованием Куликовской, Германовской и Вознесенья на культнужды, а все другие пустить на слом…».
«Пролетарский путь» от 29 августа 1931 г.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ТРЕБОВАНИЮ ПЕЧАТНИКОВ!
«…Наше требование… стало требованием всего трудящегося Ульяновска. Однако горсовет до сих пор не сделал никаких конкретных шагов для удовлетворения требования масс. …Предлагаем всем предприятиям города организовать 30 августа… демонстрацию с требованием к горсовету не затягивать закрытия церквей…
Мы требуем: В кратчайший срок закрыть в городе церкви и молитвенные дома… Использовать здания Германовской и Куликовской церквей и мужского монастыря под клубы и детские сады, а остальные церкви разобрать на стройматериалы…».
«Пролетарский путь» от 31 августа 1931 г.
ТРЕБОВАНИЕ МАСС УДОВЛЕТВОРЕНО
«Постановление большого президиума Ульяновского городского совета от 28 августа 1931 г.:
Утвердить решение… о закрытии семи церквей из 14 функционирующих: Ильинской, Всехсвятской, Иверской, зимнего и летнего кафедральных соборов, Германовской, Тихвинской и Казанской часовни [на Базарной площади].
Ильинскую… передать под клуб рабочих кустарпромсоюза.
Всехсвятскую – передать под межсоюзный городской клуб рабочих.
Иверскую – под центральный клуб рабочих-строителей.
Проработать вопрос об использовании летнего и зимнего соборов под городской дворец физкультуры.
Германовскую – передать под научно-исторический музей…».
«Пролетарский путь» от 18 сентября 1931 г.
ЗДЕСЬ БУДУТ ОЧАГИ КУЛЬТУРЫ
«Учитывая требования трудящихся Ульяновска, президиум городского совета вынес окончательное решение об использовании зданий закрывающихся 10 церквей.
Пять церквей передаются под рабочие клубы: Ильинская – кустпромсоюзу; Всехсвятская – конвойной охране; Всехсвятская часовня – плодовинзаводу; мечеть – избе-читальне нацмен, женский монастырь – строителям.
Германовская церковь передается под городской архив; Казанская часовня – УРК для культурно-бытового обслуживания пайщиков; летний кафедральный собор – под антирелигиозный музей.
Две церкви – зимний собор и Тихвинскую, как пришедшие в ветхость, – сломать на строительные материалы».
***
Похоже, победивший пролетариат не нуждался в таком количестве очагов культуры. Ибо закрытые храмы, после попыток приспособить их под те или иные нужды, за редким исключением, были снесены. И это в условиях острого жилищного кризиса и нехватки служебных и общественных зданий. Так может, строительство «гигантов индустрии» и жилых кварталов требовало большого количества кирпича? Но в довоенном Ульяновске почти ничего не строилось. А на месте разрушенных церквей и кладбищ, в лучшем случае, появлялись скверы и пустые площади. Или же там десятилетиями зияли неблагоустроенные пустыри, о которых позже с возмущением писал тот же «Пролетарский путь».
***
II. ОФИЦИАЛЬНО
Из протокола №43 заседания Президиума Ульяновского городского совета от 29-30 января 1930 г.
«Слушали: Ходатайство Коопинсоюза о передаче бывшего здания Немецкой кирхи для устройства клуба.
Постановили: Здание бывшей Немецкой кирхи передать Коопинсоюзу под клуб на условиях амортизации…».
Из протокола №20 заседания Президиума Ульяновского городского совета от 10 сентября 1931 г.
«Слушали: О закрытии мечети по Лосевой улице.
Постановили: На основе согласия общих собраний нацмен, мечеть закрыть, передав помещение под культурные учреждения…».
Постановление Ульяновского горсовета №2 от 14 апреля 1932 г.
«Рассмотрев настойчивые просьбы широких рабочих и трудящихся масс г.Ульяновска о закрытии Вознесенской, Богоявленской церквей и мужского монастыря, Президиум Ульяновского городского совета постановляет:
Ходатайство широких рабочих и трудящихся масс г.Ульяновска удовлетворить, перечисленные церкви закрыть.
Председатель Гор.совета Некрасов
В редакцию газеты «Пролетпуть»: Горсовет просит поместить в Вашей газете указанное постановление».
Из протокола №21 заседания большого Президиума Ульяновского городского совета от 22-23 сентября 1931 г.
«Слушали: О закрытии Никольской церкви.
Постановили: Имея в виду заключение Технической комиссии, Никольскую церковь закрыть, как угрожающую опасностью».
Из протокола №16 малого Президиума Ульяновского городского совета от 25 апреля 1932 г.
«Слушали: О разборке церквей.
Постановили: 1. Предупредить командира Арт-полка, что в случае неразборки Всехсвятской церкви до 10 мая 1932 г. таковая будет передана в ведение Горстроя.
2. Предложить Конвойной школе не позднее 1 мая 1932 г. Тихвинскую церковь разобрать.
3. Обязать ГКО зимний собор, переданный Конвойной школе, ввиду медленной разборки, передать Горстрою.
4. Предложить Горстрою не позднее 15 мая 1932 г. Никольскую церковь полностью разобрать и убрать весь мусор.
5. Обязать Средволснабсбыт немедленно вывезти щебень от Петропавловской церкви.
6. Поставить вопрос перед начальником Краснознаменной школы о немедленной уборке мусора вокруг Троицкой церкви».
28 июня 1936 г. Комитету по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК РСФСР:
«Бывший летний кафедральный собор в 1932 г. был сильно поврежден пожаром, при котором сорвана кровля и уничтожены огнем все деревянные части строения… За отсутствием средств хотя бы для работ по консервации, не говоря уж о реставрации, дальнейшее сохранение разрушающегося здания являлось в условиях Ульяновска делом непосильным. Согласие на снос собора было дано… отношением от 3 июня 1935 г., в котором было указано, что комитет не возражает против сноса здания при условии фотофиксации его с последующей передачей снимков Всесоюзной Академии архитектуры. Председатель горсовета…».
(ГИМЗ «Родина В.И.Ленина»)
***
III. УПОТРЕБИТЬ НА ПОДШИПНИКИ
«Ульяновскому исполкому…
Крестовое Городище под Ульяновском от пенсионера Тимонова
Во всех газетах, а в «Экономическом пути» в особенности, пишется о недостатке у нас цветных металлов, из номера в номер население призывается к нахождению такого металла и сдаче его на нужды нашей промышленности. Имею указать на крупный кусок такого металла в «бросовом состоянии» в Ульяновске. Эта статуя из меди в Карамзинском саду. Только в императорских мозгах Николая I могла родиться мысль создания памятника греческой богине с маленьким бюстом историка под ее ногами. В наше время, время ленинской логики, вещей и «грубого» материализма такой памятник – анахронизм. Статуя должна быть снята и употреблена на подшипники…».
«15 января 1931 г., в горисполком:
На Ваше отношение от 12 января… с приложением записки гр.Тимонова из Крест. Городище сообщаю: памятник историку Н.М.Карамзину был изготовлен по проекту известного скульптора, профессора Академии Художеств Гальберга. По своему выполнению и красоте считается лучшим произведением указанного скульптора и, конечно, подлежит не сломке и переплавке, а всяческой поддержке: это лучшее художественное произведение в городе и служит для его украшения. Ни в одном городе произведения искусства, если они представляют художественную и историческую ценность, не снимаются, если они по своему содержанию не противоречат современности…
Директор музея П.Я.Гречкин».
О состоянии памятника (1931):
«…Сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита, уничтожена надпись на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена позолота верхних окончаний ограды и свинцовая расчаканка швов гранитных блоков».
(ГАУО)
***
Любые параллели с современностью, конечно же, совершенно случайны…
__________
Т.И.Щеголева. «Знамение сонному городу». 2003.
Снос Николаевского собора; пожар в Свято-Троицком соборе (ГИМЗ).
А.Ф.Нуждов. «Большая Саратовская улица».
Т.И.Щеголева. «Симбирск. Вознесенский собор», 1997.
Снос Спасо-Вознесенского собора.
Иверская церковь Спасского женского монастыря.
Т.И.Щеголева. «Симбирск. Женский монастырь». 1995
Д.И.Архангельский. «Церковь Спаса Нерукотворного Образа женского Спасского монастыря». 1922.
Воскресенская (Германовская) церковь.
А.Е.Клименко. «Германовская церковь». 2000.
В здании со снесенной колокольней размещался городской архив.
Никольская (Казанская) церковь.
В.А.Углач. «Симбирск. Никольская церковь»
Д.И.Архангельский. «Симбирск. Никольская церковь».
Ильинская (Владимирская) церковь.
А.Е.Клименко. «Ильинская церковь». 1990.
В здании, без арки и колокольни, до 1969 г. помещался красильный цех фабрики им.КИМ; снесено.
Д.И.Архангельский «Симбирск. Колокольня Троицкой церкви». 1921.
Д.И.Архангельский. «Симбирск. Троицкая церковь». 1925
Троицкая церковь (ГАУО).
Здание, без колокольни, до 1960-х гг. использовалось под спортзал военного училища; снесено.
Благовещенская церковь Покровского мужского монастыря. «Симбирская церковная старина», вып. 2, 1915.
Благовещенская церковь Покровского монастыря. 1930-ые гг.
1) Д.И.Архангельский. «Тихвинская церковь». 1920ые – 1930ые гг.
2) Петропавловская церковь. Фото В.Зверева, май 1915 г. (после оползня). ГИМЗ.
Д.И.Архангельский. «Петропавловская церковь».
В.Я.Чуенко. «Мечеть в Симбирске» (на Лосевой улице).
Нуачо
Еще десяток лет такого поведения их гендира и топменеджеров, ой простите, патриарха и его подельников, ой опять простите не подельников, а подчиненных – и история может повторится.
Капкан
Начнем с того, что порядка и профессионализма нет и в других сферах жизни, искренне и честно выполнять свою работу – скорее, исключение из правил. Тем более, духовенство планомерно уничтожали десятилетиями, насаждали атеизм. К сожалению, естественно то, что не все нынешние священники обладают в полной мере нужными моральными качествами.
“Можем повторить”, говорили они. Много ли старинных церквей разрушили в европейских городах? А в нашем городе? А теперь сравните, как живут европейцы – и как вы. Сама история жестко наказывает варваров и их потомков.
Нуачо
Вы так говорите, будто атеизм это что-то плохое. Конечно-конечно, Европа живет хорошо, потому что не разрушали храмы, а в случае восстания – просто сжигали город. Да и может народ уважал духовенство? А у нас что сейчас, что тогда
А, я придумал, а давайте брать церковный налог как в Европе и тогда заживем.
Дело еще в том, что волна революций – восстаний и прочего буйства прокатилась по Европе на 3 века раньше чем у нас. И срубленные гильотиной и прочеми девайсами бошки дали свой эффект.
Чем сильнее поп с кадилом влазит в мою жизнь с мракобесием, обязательными уроками православия для моих детей, налоговыми преференциями и гос дотациями (а как мы знаем у государства нет денег, это деньги его народа), зданиями церквей, стоящими как правило на весьма хорошо расположенном участке в 2-3 гектара с трехметровым забором, тем больше я буду представлять этого попа сидящего на колу посреди руин.
Да и церкви в Европе нередко были центрами образования, медицины и пишевой промышленности если так можно сказать, а не свечным заводом в музее мощей и икон.
Заводчанин
Ну раз у вас возникают мысли посадить кого-то на кол посреди руин, то, очевидно, атеизм – это действительно “что-то плохое”.
Если какой-то урок является обязательным в школе, значит это закреплено каким-либо нормативным актом, принятым и утвержденным властью, которую вы все дружно избираете уже много лет подряд. То есть вас всё устраивает. Если такой урок по закону не является обязательным, но вашего ребёнка кто-то принуждает – почему бы вам не обратиться в соответствующие инстанции, чем писать здесь это явно провокационное и лживое сообщение? Почему вы аналогично не протестуете против обязательного изучения татарского языка в соседнем с нами регионе? Разве там нет явного нарушения прав целого народа?!
Что касается хороших участков земли – их масса. Особенно в центре. И масса застроена абсолютно бестолковыми вечнопустыми сооружениями. Амаранты, сити, спартаки… Они не вызывают у вас вопросов? Или на месте храмов нужно тоже торговые центры расположить? И вообще, чего конкретно вам не хватает на этих “хороших местах”?
Нуачо
Какие-то аргрументы из разряда, “не мы такие – жизнь такая” или “А у вас негров линчуют!”
Да, лучше построить Ашан или Икею вместо свечного магазина, они свое мракобесие держат при себе и платят налоги в бюджет.
Еще лучше конечно парки, садики или больницу. Но все это бесовщина и неправославно!
А татары тут причем? Татарский язык в наших школах не изучают. а в Казани пусть хоть сало запрещают, мне дела нет.
За нышенюю власть я не голосовал ни разу, а писать здесь а не в инстанции быстрее и проще с одинаковым эффектом. Тут хоть у вас реакция есть, а там просто пофиг
Заводчанин
Ваши аргументы тоже любопытны… Ашан и Икея своё мракобесие держат при себе и платят налоги??? А ничего, что они навязывают вам услуги и товары, большая часть из которых людям просто не нужна? Я что-то не слышал, чтобы священники навязывали кому-то покупку свечей. Для меня вообще загадка, почему “атеисты” используют этот довод насчёт торговли в храме в спорах? Не хочешь – не плати. В жизни прихожан есть всего 2-3 события, за которые обычно берут деньги. Обычно. Но если человек малоимущий, никто с него ничего брать не будет. За все остальные никто и никогда не просит никаких денег, тем более не требует.
При чём тут татары не понимаете? Попробую растолковать… В Казани потихоньку создаётся татарское национальное государство. После того, как это завершится, полная исламизация Татарии – это вопрос малого времени. У нас тут (даже среди комментаторов) достаточно тех, кто считает, что все немусульмане на нашей земле – лишние. Так что если вам действительно наплевать на то, что происходит вокруг, то ваш ребёнок, в жизнь которого якобы лезет “поп с кадилом”, очень скоро будет вынужден считаться с нормами шариата.
Бабка
Ага, либо поп с кадилом, либо мулла с ковриком. По-другому никак. Не спасибо, оба стула не подходят. Китайцы с уйгурами-мусульманами и без монахов своих хорошо работают.
Национальные государства в республиках РФ уже есть. Для татар это вопрос выживания. При правильной политике в современном мире растворится среди русских для них вопрос времени.
Но наши замечательные мастера многоходовочек, для которых в Крыму русские, а в Донбассе “жители отдельных районов” ничего не менять у себя не будут. Ибо русских боятся, для них русский национализм злейший враг.
Нуачо
Навязывают чем? Законами? Обязывают учить названия кресел в школах? Глава Икеи ездит в бронированном мерседесе за ваш счет? Его замы на геликах давят людей, а потом пропадают видеозаписи доказательств? Начальник Ашана занимается контрабандой сигарет как Гундяев? Отжимают квартиры у соседей по обвинениям, что им в вентиляцию попала пыль от ремонта? Поют “мурку” в ресторанах? Духовенство настолько замарало свою репутацию (как и наша власть в целом), что белого пятна на ней уже не осталось.
Я вам еще раз повторяю, мне плевать на то, что происходит в Казани. Пусть кому хотят тому и молятся.
Бабка
В Казани и Татарии половина населения – русские. При этом татарская кумовщина имеет место. Но как тут попы могут решить проблему – вообще хз.
да ладно!?
про церковый налог – это смело! это ж – революция! только теперь сопротивляться будут попы
Буржуй
Даёшь Собор на соборной площади ! Товарищи ,поддержим лайками ! Кто,кто. а бог простит нам все грехи. Вот Ленин ничего нам не простит. Поэтому какой в нём смысл ??
Алсу
Точно. После смерти мы все попадём к богу. А к Ленину врятли кто попадёт. Он сам то ещё наверно никуда не попал. Лежит на красной площади,мучается. Поэтому считаю, пока не поздно нужно до кучи понастроить соборов в Ульяновске. Всё равно жильё пока не раскупается ,а строить что-то надо.
Буржуй
Ой!:(
vladimir
Опять мракобесы лезут под кожу, надоело!
Муслим
У автозавода хотели влепить часовенку, наткнулись на мусульманское кладбище.
ЖК Молодёжный поставили на мусульманское кладбище.
Может хватит про свои храмовые кирпичи.
Не забывайте на чьей вы земле.
И кстати, кто знает почему деревья на засечной черте валили, чтобы остановить нападения с запада, а не с востока?
Не забывайте на чьей вы земле.
Объясните, пожалуйста, несведущим
Капкан
Это салафит, радикальный исламист. Они весь земной шар своим считают и мечтают построить “всемирный халифат”, людей с другими взглядами убить или подчинить себе. ФСБшники в апреле-мае этой нечисти немало в тюрьмы отправили, иных сразу на кладбище.
Заводчанин
Мы то на русской земле. Которая от Балтийского моря до Тихого океана. И которая полита кровью наших предков, 1000 лет строивших нашу страну, а не разрушавших, как предки некоторых. А насчёт таких намёков – не волнуйся, мы всегда помним, кто с нами, а кто против нас и при первой же возможности либо дезертирует, либо нож в спину воткнёт. Поэтому с таким настроением заведи себе календарик. И считай дни безопасного поливания русских помоями. Их не так много ещё. А то что-то рано вы нас хороните…
матрешка
Снести все церкви, синагоги и мечети, бездельники пудрят мозги людям, попов и прочих на заводы работать, никакого бога и божков нет.
Заводчанин
Снести бы все те места, где плодят таких уродов, как ты. Ты то сама на заводе что-ли работаешь, балаболка?
Как это “божков” нет, когда ты им регулярно жертву приносишь? – Ходишь в современные “храмы” (торговые центры) просто провести там время, участвуешь в обязательных ритуалах (пятничные пьянки с бл.дством), мечтаешь о жизни в вечном безделии (желательно где-нибудь в Турции в обнимку с волосатым “ангелом”). Твои “боги” – это алчность, лень, высокомерие, зависть, гордыня. Какая тебе Церковь, ты же “царица мира”, негоже таким голову перед кем-то склонять, весь мир вокруг тебя одной и крутится.
матрешка
На ты мы не переходили, или у вас божков так принято? Мир крутится уж точно не вокруг вас! ХА-ХА-ХА вот это вы понаписали, обхохочешься. Заводчанин-поп что ли?
Зина
Петух закукарекал, заместо авроры)
Деев М.Д.Никто меня не вышибет из седла
Ульяновцы чтут память героев ополченцев из Симбирска участвующих в войне 1812 года.
Бывший депутат ГД РФ Родин Владимир Романович ныне советник Г.А. Зюганова По поводу переименования площади делал акцент на Б. Ельцина. Это для него нынешняя действительность. Доведенный до него факт того, что Троицкий Собор был возведен в честь ополченцев участвующих в войне 1812 года и позорно разрушен с именами героев в 1938 году это немаловажный исторический факт.
Родин Владимир Романрович и Г.А. Зюганов хватит глумится над над жителями Ульяновска. Подтасовали факт социологического исследования.
Общественность увековечит имена ополченцев на соборной площади в ближайшее время.
А пока то что можем.
Прокоп Миторофанович
Первый раз плюсую Дееву. Тут все правильно про 1812-й год.
Деев М.Д.Никто меня не вышибет из седла
В Государственном архиве Ульяновской области данные об участии дворян в Отечественной войне 1812 года сохранились в документах Симбирского губернского предводителя дворянства, Симбирского дворянского депутатского собрания, Симбирской ученой архивной комиссии, личных фондах. Дворянин генерал-майор Петр Никифорович Ивашев 30 июня 1812 года был назначен начальником военных сообщений при штабе 1-й Западной армии. Участвовал в сооружении наплавных мостов и переправ на путях отступления армии и возведении полевых укреплений на Витебском, Смоленском, Лубиным, на Бородинском поле, под Тарутиным, Малоярославцем, в боях под Красным и Березине. После отставки поселился в своем имении в селе Ундоры Симбирского уезда, где организовал водолечебницу [10].
Участником боевых действий Отечественной войны был Петр Иванович Юрлов, за что имел боевые награды. За храбрость в Бородинском сражении был удостоен золотой шпаги. В 1816 году был уволен по болезни в чине штабс-капитана [11].
Поручик Федор Федорович Ахматов вступил во временное ополчение в Симбирский конный полк. Участвовал в заграничных походах: 27 сентября 1813 года при местечке Донау, при удержании неприятельских войск у Дрезденского укрепления при Лейбниц. Награжден орденами «Святой Анны» и «Святого Владимира» [12].
Денис Васильевич Давыдов первый применил тактику ведения партизанской войны. Он организовал первый армейский партизанский отряд, сформированный накануне Бородинского сражения, который состоял из 50гусар и 80 казаков [13].
В 1960 году в селе Верхняя Маза на 176-ю годовщину со дня рождения Дениса Давыдова был установлен памятник-бюст в его честь.
Героически сражался в Отечественной войне 1812 года Яков Петрович Кульнев [14], за что и получил много боевых наград, среди которых золотая сабля, украшенная алмазами, с надписью «За храбрость». Его мужество и отвагу оценил сам Александр I «Благодарю тебя, Кульньев, благодарю не только за службу, но и за поведение твое с жителями. Я знаю все, что ты для них сделал». А ведь не зря, жители тех мест, где был со своей армией Кульнев, не подвергались ни оскорблениям, ни разорениям со стороны его солдат, удивительно, но даже к пленным он проявлял лояльность.
В бою под Клястицами Яков Петрович был смертельно ранен и, умирая, обратился к своим солдатам со словами: «Друзья, не уступайте ни шага русской земли. Победа Вас ожидает».
Из определения Симбирского дворянского собрания о дворянстве детей титулярного советника Скрыпеева от 12 октября 1834 года известно, что: «Филипп Александров сын Скрыпеев в службу вступил из дворян первоначально вРевельский пехотный полк подпрапорщиком 1786 года Ноября 30, произведен сержантом того же года Декабря 16, прапорщиком 792 Июня 28, от службы уволен тем же чином 1796 года Ноября 18. Потом служил в Симбирском ополчении во 2-ом пехотном полку с 1812 года по день роспуска онаго, где отправлял должность квартирмистра и фрунтового офицера, в продолжение службы был в походах, дойдя до границы Силезии при блакировании крепости Глогау, находился на передовых постах. После того, по выбору Дворянства, служил вБуинском уездном суде заседателем и судьею»[15].
В деле о дворянстве Павла Васильевича Карякина от 3 июня 1849 года имеются следующие сведения об Александре Николаевиче Карякине: «в службу вступил Лейб Гвардии в Семеновский полк солдатом 1795 года Января 1, за болезнию отставлен от Армии Прапорщиком, а 1812 года Сентября 15 дня вступил во временное ополчение в Симбирский Конный полк и того же года Декабря 8 дня переименован в Корнеты и во время продолжения службы был в походах за границею»[16].
Об участниках Отечественной войны 1812 года также известно из фонда Симбирского дворянского депутатского собрания: Михаил Акинфович Самойлов [17] военную службу начал в апреле 1812 года урядником Симбирского резервного ополчения,флигель-адъютант Дмитрий Петрович Бутурлин [18]; дворянин Московской, Могилевской и Черниговской губерний полковник Василий Николаевич Ладомирский [19];Иван Дементьевич Скрыпинвступил в Симбирское ополчение «из дворян, урядником» [20]; Никонор Степанович Стечкин [21] прапорщик 2-го пехотного полка Симбирского ополчения, участник блокады крепости Глогау;в военных походах участвовал Андрей Яковлевич Чириков [22].
В фонде Симбирского губернского предводителя дворянства имеется «Дело о предоставлении департаменту общих дел сведений о потомственных дворянах, предки которых принимали участие в войне 1812 года», в котором перечислены следующие дворянские фамилии: Петр Аронович Андреев [23], участвовал во взятии Парижа; князь Михаил Петрович Баратаев [24]; штаб-лекарь Федор Гельшерт [25]; майор Сергей Николаевич Глинка [26], издатель патриотического журнала «Русский Вестник»; майор Ахтырского гусарского полка Петр Николаевич Горсткин [27]; подпоручик Симбирского ополчения Иван Александрович Ермолов [28]; статский советник Христофор Христофорович Книпер [29]; имя Петра Егоровича Крыжина [30] за участие в войне 1812 года занесено на барельеф храма Христа Спасителя; Павел Петрович Либгольд [31] в военную компанию 1812 года назначен старшим лекарем, за усердие награжден бриллиантовым перстнем; поручик Кирасирского полка Василий Иванович Полочанинов [32]; участник морской обороны Семен Афанасьевич Пустошкин [33]; в Бородинском сражении был убит Павел Александрович Римский-Корсаков [34]; князь Дмитрий Васильевич Тенишев [35]; князь Александр Петрович Урусов [36]; за участие в Бородинском сражении золотой шпагой с надписью «За храбрость» был награжден Михаил Андреевич Ушаков [37] и другие.
1 апреля (20 марта ст.ст.) 1815 года «Казанские известия» сообщали радостную весть: «Симбирск недавно имел счастье торжествовать возвращение своего ополчения. Февраля 23 дня вступило в наш город первое, а марта 4-го третье отделение онаго. Какими чувствами наполнены были сердца жителей при виде детей, братьев, родных после долгой разлуки возвратившихся с поля брани и чести!»
Участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов, были награждены боевой серебряной и бронзовой медалями «1812 год» на голубой ленте, «сии медали носили так, чтобы голубая полоса ленты была с правой стороны»; за сражение в Париже была учреждена медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года», которую «носили на груди и генерал-фельдмаршал и солдат».
Отрадно осознавать, что документы, хранящиеся в Государственном архиве Ульяновской области сберегли для нас память о героях Отечественной войны 1812 года. Тогда они прославили русское оружие, а сегодня мы прославляем их.
действительно достали
…”религия и церковь есть верный слуга самодержавия и капитализма…”
А что, разве не так?
Вместо разностороннего развития личности, конечно же нужно строить церкви! Талдычь одно и то же – родился, распяли, вознесся… Это не есть развитие общества! Это тормоз для него! Достаточно нескольких церквей для желающих, но это не должно быть государственной политикой – это же нонсенс!
Капкан
У вас очень смутные представления о религии, на уровне ученика начальных классов. Православие не запрещает заниматься искусством или спортом.
Ну, подавляли религию долгие годы и что? Люди все так и стали высокоморальными, всесторонне развитыми, стали относиться друг к другу с вниманием и уважением? Вместо этого был культ личностей с почитанием новых символов, новых единственно верных идей. Крестные ходы заменили демонстрациями, мощи святых праведников – трупом ленина, террориста и убийцы, в мавзолее. Многим и до этого дела не было, главное в жизни – напиться в выходные. Сейчас – культ сeкса и денег. Шурыгина – хороший символ того, к чему привели общество борцы с традиционными ценностями.
деревянному капкану
Г-н полузнайка, вы ответьте, как СССР без попов и мулл, воспитал два поколения советских людей которые победили фашизм и создали материально-техническую базу социализма, а сейчас под звон колоколов и завывания муэдзинов катиться в тартарары?..
Капкан
С божьей помощью наверно?
Капкан
Это какие поколения СССР воспитал? Может, “царских” и иностранных инженеров, проводивших индустриализацию и создавших ту самую базу? Или генералы Победы тоже все при большевиках народились? И военспецы из армии Российской Империи никакой роли не сыграли?
Как ушли на тот свет “царские” специалисты и первое поколение их учеников, Союз впал в кризис и навернулся.
Хваленая советская школа смогла выучить горбачевых и ельциных, которые продали все, до чего смогли дотянуться. Также морозовы и панчины – тоже продукт советской системы без “клятых попов”.
Капкан
Все иконы и святые-ложь!
Заводчанин
Ну по этому комментарию очень наглядно видно, насколько ты “всесторонне развитая” личность. Более 900 лет наш народ как-то умудрялся развиваться: созидал, творил, воевал. Тебе словосочетание “Золотой век русской культуры” о чём-нибудь говорит? Попробуй выяснить, когда он был и чем завершился. Уточню даже – приходом кого ко власти он завершился.
Если религия “талдычит” одно и то же (“родился, распяли, вознесся”), то что талдычит наука? – Ты просто случайно родился, бесцельно жил, потом сдох.
Нуачо
Угу, “Золотой век русской литературы” окончился в середине 19 века. Александр Второй?
У, шельма, не зря его потом подорвали, раз Золотой век на нем кончился. Да и додумался тоже, рабов на волю отпустить..
В середине, повторюсь, 19 века..
Заводчанин
На тему завершения периода подъёма русской литературы, науки, образования и т.д. можно поспорить. Но это не принципиально в данном случае. В чём суть вашего сообщения? Вы согласны с утверждением вашего единомышленника, что религиозный человек не может быть выдающимся учёным, художником, писателем?
Нуачо
Это не завершение подъема русской литературы, науки и тд, а всего лишь конец Золотого века, вами же упомянутого.
Насчет корелляции религиозности отдельного человека и его образованности может быть по всякому
Однако же посмотрите на развитие науки в наиболее религиозных странах… Особенно муслимских.. Хотя наши недалеко ушли уже
Капкан
Серебряный век, а не золотой, разница только в этом, но суть утверждения верная.
Большевики и их сторонники по сути своей русофобы – они искренне уверены, что вся история России до 1917 года – сплошной ужас и мракобесие, и культура вся неправильная, и архитектура, и нормы морали. Только забывают, что пришли на все готовое – православные создали огромную страну, именно при царе подготовили инженеров, которые внесли огромный вклад уже в развитие СССР.
достали
вы путаете веру и религию!!!!!!!!!!!!!!!!!!! труп Ленина ему не нравится… А что церковь с костями мечется по всему миру? – там череп, ребро, тут перст, кровь!!! в 90-е начался великий век бескультурия, мракобесия, хамства, необразованности, ненаказуемости, новый культ личности (сами знаете кого), РАБСТВА – новый рабовладельческий век! “Умные” стали поучать “неумных”. У нас многонациональная страна! отсутствие церквей, синагог, мечетей – это и есть примирение и невражда! Радикализм везде – кто круче и первей! При таких условиях война БУДЕТ!!!
Заводчанин
Попробуй, балбес, снеси хоть одну синагогу. Или хотя бы призови к этому. Язык то тут же обрежут и под шконку загонят. Это тебе не на Православную церковь тявкать.
от балбеса балбесу
нацизм неискореним, потому что есть …евреи)))) а вам русским – на заводы серой дышать и в доярки навоз перекидывать! до денег даже не дотрагивайтесь, ущербные, ваша дело работать и не тявкать!
Капкан
Так о чем и речь, лицемерие – мощи, якобы, плохо, а сами труп в мавзолее хранят. Ну и где ваши образованные – в начале 90-х советские граждане заряжали воду у экранов, побежали к колдунам. Где ваши высококультурные представители старшего поколения, которых в советской школе научили любить ленина, но не научили даже мусор в урну выкидывать.
“отсутствие церквей, синагог, мечетей — это и есть примирение и невражда!”
Люди всегда найдут повод убивать друг друга, независимо от того, есть религия или нет. Самое забавное, что вы предлагаете именно православным закрыть храмы. Пообщались бы с мусульманами на форуме, а лучше – сразу в Грозный. Там и рассказывайте местным про снос мечетей и невражду :)
нетролль
С 2000 года толкают в беспамятство(по Далю). В мае 2018 перешли в последний и решительный бой. Видимо, решили, что хватит церемониться с быдлом – глотали все эти сказочки, значит будут и дальше попам ручки целовать. За 18 лет такого наворочали – жуть. Но не учли, что молодежь не хочет во тьму, они хотят жить и жить в 21 веке и не во лжи.
Капкан
Они хотят нажираться в хлам на “вписках”, ни за что ни перед кем не отвечать. Новый культ – деньги, гламур, разврат.
нетролль
Зря не дооцениваете молодежь. Или наоборот- оценили,поняли и теперь беситесь по недоразвитости что не хотят молодые жить по законам племени мумба-юмба, видят наглое вранье высоких теть и дядь и понимают, что впереди тупик. А вам видится только свет божий и всё, это все ваши перспективы? Ну так и не лезте к людям, живите себе и молитесь на здоровье, не отнимая у них будущее. Вы видите молодых сквозь призму шурыгиной, видите только грязь? Ну так я вем сочувствую, вы очень древний и зомбируемый телеящиком чуаак))) И да – вас легко обмануть.
причем здесь молодежь?
при царском культе, культе церквей и прочей темени не было шлюх и пьяниц? нищеты было немерено! Кстати, как ведет борьбу с нищетой церковь, вот просто интересно? (не заплатив ни гроша в копилку бюджетных денег, а порой и участвуя в чиновничьих схемах)
Капитализм, церковь, чиновничество – 3 вечных причины бед не только в России. Все упиваются властью над деньгами, над душой и над личной свободой. Чтобы удержать все это в руках и воссоздали старый новый культ…
Дети
Точно,дяденька!)
сергей
троицкий собор нужно восстановить а кпрф разогнать.
Капкан
Не нужно провокаций. Геология склона нарушена, собор в прежнем его виде уже не вернуть. КПРФ и так уже поменяла политику по отношению к религии. Грудинин уже перекрестился перед всеми показательно. Правда, запутался, когда отмечают Масленицу, сразу видно, как “хорошо” человек знает традиции народа, которым хотел править.
Гость
Хватит про геологоию склона. Построили совки гостиницу Советскую и теперешний Дом Правительства. Никто про геологию не думал и ничего не рухунуло. Когда стали собор восстанавливать, сразу коммуняки завыли.
Гость
Так завыли, что асфальт на площади трещинами пошёл.
Помним-помним.
Гость
Трещины на асфальте ни о чем не говорят, они у нас по всему городу, даже Засвиягой.
Гость
Начинаешь такой стройку на площади над сомнительным склоном.
А она раз – и треснула.
Совпадение? (тут должна быть морда Киселева)
Конечно совпадение!
Отменяешь стройку.
причем здесь коммуняки?
котлован, что вырыли под сей собор, помнится, водой к утру наполнялся… у с/х академии с потолком проблемы начались, практически такие же как сейчас у филармонии.
У коммуняк в былые времена хорошие спецы были: геологические исследования проводили, советовались с историками по поводу правильного использования земель. Сейчас все умные стали, советов не принимают… Чиновники свое – распил бюджета, церковь свое – очередную свечную лавку поставить без кассы
да уж
1930-е годы, это не современное время, когда можно выразить мнение. В те годы мнение выразить могла только власть. Люди должны были одобрять власть и поддерживать, писать массово обращения, которые спускались сверху, например, по закрытию церквей на нужды чего-либо. Несогласные причислялись к врагам, вредителям и шпионам, а никто не хотел ими быть, потому что не были таковыми.
Нуачо
А сейчас не так? Ну выражай мнение – дальше что? Сколько было мнений, чтобы депутатам зарплату понизить, срок полномочий их и президента сократить, за взятки – сдирать шкуру? Где они эти мнения?
Капкан
Где митинги за ужесточение наказаний за взятки? Может, были массовые выступления за введение смертной казни для тех, кто совершал хищение государственной собственности в особо крупном размере?
Нуачо
Собираться больше трех уже давно запрещено.
Пролетар
Ваш комментарий ожидает проверки. Тётя Оля? Или Света, которая “тоже кое что может, хотя и без погон”.
Директор
Снявши голову по волосам не плачут. Без веры храмы всего лишь груда кирпичей. Да красивых, но бесполезных.
Ю.А.Гагарин
Да что тут спорить…