Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Гость Клуба – писатель, поэт, драматурги Николай Полотнянко.
От ведущего.
На предстоящей неделе (30.05.2018) исполняется 75 лет (как сказали бы в XIX веке) «известному труженику литературной нивы» Николаю Полотнянко».
Ну, цифра почтенная. Поэтому поводу состоится даже (как выражаются уже в 21 веке) «специальное мероприятие» – то есть пройдет чествование юбиляра во «Дворце книги», куда уже всех и приглашают, подчеркивая, что даже в эпоху победоносного возвращения капитализма в Россию «Вход свободный».
О юбиляре сказано немало, приведу лишь краткую справку. Она гласит.
«Николай Алексеевич Полотнянко родился 30 мая 1943 года в Алтайском крае. Он окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Первая поэтическая публикация состоялась в 1968 году в газете «Омская правда». С 1973 года писатель живёт в Ульяновске.
Николай Алексеевич является автором романов: «Государев наместник» (2011), «Жертва сладости немецкой» (2013), «Бесстыжий остров» (2013), «Загон для отверженных» (2014), «Счастлив посмертно» (2014), «Клад Емельяна Пугачева» (2014), «Атаман всея гулевой Руси» (2014), «Минувшего лепет и шелест» (2014), комедии «Симбирский греховодник» (2010), а также поэтических сборников: «Братина» (1977), «Просёлок» (1982), «Круги земные» (1989), «Журавлиный оклик» (2008), «Русское зарево» (2011) и других. С 2006 года он является главным редактором журнала «Литературный Ульяновск». В 2008 году Николай Полотнянко был награждён Всероссийской литературной премией имени И.А. Гончарова, в 2011 году — медалью имени Н.М. Карамзина, в 2014 году — орденом Достоевского 1-й степени.»
А теперь позволю себе несколько «размышлизмов». Так уж сложилось в России, что гусляры, сказители, летописцы, сочинители всегда были замечаемы во власти – ну и в оществе слегка. Припомним: автора «Слова о полку Игореве» по сей день ищут; поэту Державину за «Оду» о некой «киргиз-кайсацской» царице императрица Екатерина Великая даровала золотую табакерку с бриллиантами; Александра Пушкина взял под личную опеку император Николай I; стихослагателя Демьяна Бедного (Ефима Придворного) поселил рядом с собой в Кремль «гений человечества» Владимир Ленин; выпивоху и скандалиста с трепетной душой и чистым сердцем Сережу Есенина прикончили в гостинице… Ну и так далее.
В общем внимание к сочинителям было.
А в наши дни, скажем – Николай Крутонравов вместе с супругой объявлены как бы даже гениальными явлениями природы… Так что власти всегда внимательно присматривались к пишущему люду. Ну, а читатели, вроде почитывают или не почитывают написанное. И чаще всего помалкивают. Обидно, но так.
Внимание было, да- но уж слишком разнообразное…
Поэтому вернусь-ка я к личности юбиляра Полотнянко. Ну, как читатель.
Во-первых, я благодарен Николаю Алксеевичу за то, что он предоставил мне увидеть в своих романах поволжскую историю, ее действующих лиц «в натуре» – то есть художественным способом. Он как бы оживил историю – и это был очень значимый и удачный писательский замысел.
Во-вторых, Полотнянко умудрился даже вывести некоторых своих героев «на сцену», создав несколько пьес. И это тоже получилось у него вполне достойно. Жаль только, что сцена ограничилась типографским станком – до театра пьесы не дошли.
В-третьих. Полотнянко написал огромное количество стихотворений. В них он продолжает лучшие трпдиции русской классики, не ударяясь во всякого рода выкрутасы, типа «имаженизма», «верлибризма» и прочие изобретения литературных фокусников, которых Иван Бунин называл просто шарлатанами.
А в стихах Николая Полотнянко чувства и мысль не подвергаются «искусственному осеменению». И потому они естественны и гармоничны.
Пожалуй, хватит. А то обвинят меня бесчисленные графоманы во всех смертных грехах – от безграмотности – до низкопоклонства. За грамотность, конечно, не ручаюсь – все же татарин, да уж…Но вот низкопоклонством, лакейством и угодничеством никогда не страдал..
Жан Миндубаев.
***
Николай Полотнянко. БОГДАН ХИТРОВО (поэма)
I.
Лампада жёлто тлела под иконой.
Петушьим гребнем алая заря
Над Волгой воссияла.
Ржали кони.
Вилась позёмка, искрами горя.
Перекрестившись истово три раза,
Он из ковша плеснул в лицо воды.
День впереди – бдить царские наказы,
Доносы разбирать, вершить суды…
Зевнул, по-волчьи клацнув челюстями.
Испил вина из кубка своего.
Почти всю ночь провёл в острожной яме
Без сна Богдан Матвеич Хитрово.
Вокруг народец на разбои прыткий.
Глаза сомкнёшь – и вот она, беда.
Вчера ногаец показал на пытке,
Что из Заволжья движется орда.
Он приказал не медлить и сегодня
Разведку выслать, ибо враг не ждёт.
В окошко глянул: наготове сотня
Казаков гарцевала у ворот.
Он знал, что не вернётся каждый пятый
Из посланных…
Коварен старый хан!
И в горницу, огромный, звероватый,
Вошёл на зов походный атаман.
Боярин Хитрово промолвил:
– С Богом!
На всё три дня. Засады бережись!..
Ворота заскрипели. Из острога
Станица с гиком перешла на рысь.
За нею взвился белый хвост метели.
Вставало солнце, разгоняя мрак.
И к воеводе, как сквозняк сквозь щели,
Проник подьячий с кипою бумаг.
Бочонок – статью, мордочкой – лисица,
А вьёт слова, как будто чародей.
Поморщился боярин на мздоимца.
В кнуты б его, да жалко – грамотей.
Другого не найти во всей округе.
Всё ведает в делах, собачья сыть.
Вон – целый ворох приволок докуки,
На всё ответить надо, рассудить…
-II-
На крыше съезжей снег шуршал половой.
Склонился люд.
Богдану Хитрово
Царь повелел вершить в краине новой
Суд праведный от имени его.
И в этот день пред ним прошли чредою:
Должник – на правеже весь день стоять,
Крестьянин беглый – выдать с головою,
Базарный тать – на год в оковы взять.
По всей Руси ещё гноила смута,
От Пскова до окраинной земли.
Пришёл указ, чтобы повинных в бунте
Словить, дабы на Дон не утекли.
И зорко бдить за понизовой степью,
За каждой шайкой, каждым бунтарём.
Поволжье тлело, словно угль под пеплом,
Чтоб распалиться разинским огнём.
Вокруг конца не видно лихолетью,
Как будто бесы кружат над страной…
Из думы отписали:
Лютой смертью
Казнить воров, что взяты за разбой.
Всё сделать, как в Москве приговорили,
Подьячему велел.
Свершился суд.
Чтоб прорубь на Свияге прорубили,
А кат покруче просолил свой кнут.
-III-
Снежинки комарьём в лицо метнулись.
Пахнуло свежим деревом крыльца.
Под шубою тяжёлою сутулясь,
Смотрел на Волгу Хитрово с Венца.
Скулил у ног бродячий пёс острожный.
Боярин злобно пнул его под дых.
Казачья сотня сгинула в Заволжье.
Четвёртый день, как нет вестей от них!
И где они?.. Увязли в снежных топях?
А может быть, не дале, как вчера,
Их головы чубатые на копьях
Подъяты возле ханского шатра?
И завтра огласится диким гулом
Окрестность от нахлынувшей орды.
Он приказал удвоить караулы
И за острогом выставить посты.
Стрельцам – готовить сабли и пищали.
Вокруг – сторожевые жечь костры.
Послал гонца в Корсун, чтоб не зевали,
Отставили похмелья и пиры.
Строптивцам посулил свою немилость,
Чтоб в строй встал каждый ратный человек.
И весь рубеж, засекой ощетинясь,
Был наготове отразить набег.
В Москву б сейчас… Но далеко столица.
На помощь от неё надежды нет.
На нём сейчас поволжская граница,
И он один за всё несёт ответ.
Позор и слава – всё в руке у Бога,
Но воевода не порушит честь.
Гонец стучит копьём в врата острога,
И он готов услышать злую весть.
***
Владимир I
Неужели некому больше написать эпиграф к творчеству, действительно, достойного литератора? Любая бочка меда становится несъедобной от ложки коммунистического расстриги Миндубаева.
точка
Ты прав, владимир!
Babka Yoshka
Татарга толмач кирэк тугел!
приглашение на встречу с писателем
Юбилейный творческий вечер писателя Николая Полотнянко состоится 30 мая 2018 года в 17.00 в Торжественном зале Дворца книги.
Многочисленные отзывы читателей и исследователей говорят о Николае Полотнянко как о талантливом писателе, который своими художественными произведениями внёс значительный вклад в русскую литературу и культуру родного края.
Отмечено его мастерство в большинстве литературно-художественных форм.
Связь с современностью и историзм – вот характерные черты художественного мира Николая Полотнянко. Не случайно его романы, повести и рассказы так тесно связаны с жизнью Симбирского-Ульяновского края и представляют собой редкий в истории литературы пример законченной художественной летописи от основания Симбирска до Ульяновска начала XXI-го века.
Николай Полотнянко трепетно относится к предназначению Поэта и Поэзии, от того и требователен он к современной поэзии и поэтам, подходит к ним с высшей мерой оценки, которая была высказана ещё Н.В. Гоголем: «Так оно и быть должно: на то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде. Всё показывало в Пушкине, что он на то был рождён и к тому стремился».
В предисловии к одной из последних своих поэтических книг «Как хорошо, что жизнь прошла» Николай Полотнянко пишет: «В условиях духовного упадка народа современное предназначение русского поэта состоит в очеловечивании людей, расчеловеченных (обездушенных) русскоязычной литературой, и в одушевлении их русской литературной классикой и современными художественными произведениями, продолжающими пушкинские традиции».
Главное назначение поэта – сохранять во все времена для народа лучшее, доброе, прекрасное. Наряду с историческими произведениями в прозе и поэзии, продолжая исторические традиции трубадуров и миннезингеров, Николай Полотнянко создал совсем недавно гимн Прекрасной Даме начала третьего тысячелетия. В 2017 году вышел его сборник «Прекрасная Дама»: «…и для Прекрасной Дамы пьедестал, В чьей нежной власти вся судьба поэта, Воздвиг в стихах из солнечного света».
Как публицист Николай Полотнянко хорошо известен своими острыми и аргументированными статьями на темы сохранения и созидания русской культуры и литературы, опубликованными как в областных, так и всероссийских СМИ, а так же в редактируемом им уже двенадцать лет журнале «Литературный Ульяновск».
Как верно отметила кандидат филологических наук, писатель Татьяна Фёдорова (Булатова), «… подлинное место Николая Алексеевича Полотнянко в ряду русских писателей XX-XXI вв. определит время, но уже сейчас можно сказать, что без книг этого мастера, изданных и в Москве, и в Саратове, и в Ульяновске, исчерпывающее представление о культуре нашего родного края окажется невозможным».
Высоко отозвалась о творчестве Николая Полотнянко прозаик, публицист, критик, переводчик, член Союза писателей России и Союза журналистов России Светлана Замлелова: «Поэт Николай Полотнянко — один из хранителей священного огня, искры которого были посеяны ещё Пушкиным. Об этом Николай Полотнянко знает и сам, в одном из лучших своих стихотворений «Поэт» обращаясь к собратьям по перу с призывом:
…Но ты, поэт, во мраке буден,
В труде, на смертном рубеже
Не забывай, что ты подсуден
Одной лишь собственной душе!
Ты перед ней за всё в ответе.
Сжигай себя, томи, неволь!
Как раскалённый уголь светит
В твоей душе святая боль!..
Протестуя против ложной значимости современной литературы, ненужной замысловатости и шелухи, Светлана Замлелова отмечает как достоинство классическую простоту и образность поэзии Николая Полотнянко: «В сегодняшней литературе «изысканной дичи» хоть отбавляй. Есть целое направление, а у направления — последователи и поклонники. Простота же встречается редко, гораздо чаще — простоватость. Но для Николая Полотнянко простота является чем-то неотъемлемым, что, конечно, и сближает его с классической школой:
Зашумела вода в переулке,
Тёмный снег у забора осел.
Тихим звоном упавшей сосульки
Колокольчик весны прозвенел…»
Болит человеческое и поэтическое сердце Николая Полотнянко из-за разрухи и неустройства на родной земле – и разрухи прежде всего духовной: «Ведь стихи — это духа стихия, Чей разгон ни за что не унять. Как просторна для песен Россия! Только песен родных не слыхать». Поэт не может смириться с подменой истинных ценностей в нашем лихорадочно-торопливом времени, потому и ищет опору и истинные образцы духа в истории, ярко и убедительно изображая живые детали времени и быта давно ушедших времён.
В юбилейном творческом вечере Николая Полотнянко примут участие представители власти, ульяновские поэты и прозаики, коллеги по перу, журналисты, краеведы, родные и друзья писателя. Прозвучат стихи и фрагменты прозы, автор ответит на вопросы читателей и участников вечера.
Жан Миндубаев.
Думаю, титул “Владимир I” ужу маловат для Вас (по Вашим заслугам.) Предлагаю впредь подписывать Ваши слегка раздраженные комментарии титулом “с повыщением”.Ну , скажем так:”Владимир 1,5″?
Александр
Даже потуги на какие-то остроумные ответы на колкости в свой адрес и то нелепы. Так что лучше помалкивай, сэр Миндубаев.
Александр
Самое главное, чтобы представители власти были.Глядишь, табакерку в бриллиантах подарят.
ппп
Жан, вы не могли бы писАть с меньшим количеством опечаток/ошибок? “ну и в оществе слегка”, “имаженизма”… И без ёрничанья?
Дмитрий Петрович
Он же сам сказал, что татарина можно писать с ошибками
Владимир Якушев
Милый, дорогой Николай Алексеевич! Как я рад за Вас!
Рад тому вниманию, какое проявляют ульяновцы, читатели и многие-многие писатели России к Вашей творческой судьбе!
С праздником, любимый писатель! Славный Ваш день рождения отмечен творческой энергией, пылким
гражданским чувством и глубокой, кровной связью с родиной, с Россией. Очень жаль, что незнаком с
Вами лично. Но знаю Вас по творчеству и ощущаю Вас как близкого, родного человека, чья острая мысль и творческая страсть желает (и борется за это) только одного: лучшего для России, созидательной и увлекательной судьбы Человеку.
Каждый человек выбирает и хранит в душе то, с чем живёт, что ему дорого; для меня в этом ряду, например, есть и Ваши строки:
Десятилетними мальцами
Перед компанией юнцов —
О, как мы хвастались отцами,
Хоть не было уже отцов!..
Кем они только не бывали,
Отцы, что на войну ушли.
Они на «ястребках» летали,
Водили в море корабли.
И звёзды на груди горели,
И звёзды на плечах у них,
И признавать мы не хотели
Своих отцов за рядовых,
За тех убитых, и безвестных,
И неоплаканных солдат,
Которые в могилах тесных
Под общею звездой лежат…
Крепко от души обнимаем Вас, дорогой Николай Алексеевич, находитесь всегда в хороводе творчески счастливых дней!
Ваши друзья, пермские писатели.
Жан Миндубаев.
Я понял, что “повышение титула” “Владимиру1” До “ВЛАДИМИР 1,5″не пришлось по душе. Предлагаю более приемлемый вариант почтенного ника: “Владимир Полтарашкин.” Годится?
27.05.
Когда вокруг и гласность, и свобода,
Зачем писать стихи и для кого?..
И от Прекрасной Дамы слышу: «Для народа,
Чтобы спасти в нём то, что есть живо.
К тебе, поэт, пришла я не случайно:
Помочь России гибнущей в беде.
Судьба народа для меня не тайна,
Его спасенье в русской Красоте.
Она есть Божья сила оживленья
Души, что в людях умерла почти.
Вдохни же, словом дух сопротивленья
В народ и Красотою освети
Безвременья державного потёмки
Забвение святых имён земли
Чтобы прозрели душами потомки
И силу правды Божьей обрели».
Юрий
Полотнянко поздравления!
А страдал ли Миндубаич лакейством и низкопоклонством предлагаю вынести на отдельное заседание клуба.
Суряк
Уважаемому Николаю Алексеевичу, моё поздравление с юбилейной датой! И пожелание, продолжать и дальше торить свою благородную, и отличную от многих иных, литературную дорогу к умам и сердцам читателей и своих почитателей. Все что было написано вами, и ещё будет, все было не зря! “Нравственность – есть правда, сейчас ведь ничем не удивишь – и тогда обмакни перо в правду”, эти слова В.Шукшина, как никогда реально созвучны с вашими произведениями написанные на местные темы. Вы настоящий писатель, на ваши произведения всегда, по хотя и разному, даже болезненно, но реагируют. Сама ваша биография, она и есть литературное повествование об ульяновской жизни, от весёлого повествования -“В одном отделе пропаганды, служил товарищ из Уганды” и “Здравствуйте товарищ Суслов!” – у окошка сдачи стеклотары “пушнины”, и до наших суровых будней и размышлений вслух о судьбах литераторов и самой литературы как ульяновской, так и вообще русской. Ваши точно выверенные анализы об уровне нравственности в современной литературе, не оставляют и места поступорожней болтовне. Спасибо вам за ваши труды, за то что вы живете и пишите именно на ульяновской земле! Здоровья Вам и благополучия!