Слово о русском поэте

Как-то так случилось, что, наблюдая за рождением новых литературных талантов в необъятном море чтива, мне пришлось усомниться в том, что появится он, единственный, неповтори-мый: тот, чьё слово зазвучит в унисон с настройками моей души. И вдруг: вот он! И не где-нибудь в столицах, не в нобелевской орбите, а совсем рядом, на твоей родине, и ты с ним, оказывается, знаком. Так, совсем случайно, состоялось моё личное открытие Поэта.

 

Разгона нет. Чуть скорость наберёт

Мой стих и на крыло упруго встанет,

Прозреет мысль, надеждой дух воспрянет,

Как вновь полёт безмолвье оборвёт.

За жизнь свою несчётно много раз

Я погибал и воскресал, чтоб снова

Нести в себе заряженный фугас

Мне душу обжигающего слова.

Несчётно раз я поднимался ввысь…

И падал в пыль земную, обессилев.

Кто знает, сколько изломал я крыльев,

Пока не осознал простую мысль,

Что всё великое рождается в покое,

Лишь праздная душа беременна стихом.

И красота божественная в нём

Преображает мёртвое в живое.

 

Какая красота, какая сила, какая мудрость! Но мало ли, ведь даже у графомана найдётся пусть одна, но золотая строфа. И я продолжал своё открытие Поэта и постоянно думал: Боже, до чего же мы иногда слепы! Ищем таланты в чужих краях, присуждаем им награды, а они вот совсем рядом — стоит только протянуть руку. Воистину, как же правы предсказатели, которые утверждали, что никто не видит пророков в своём отечестве.

В предисловии к книге ульяновского поэта Николая Алексеевича Полотнянко «Бунт совести» известный московский критик Светлана Замлелова сравнивает поэта с хранителем священного огня, искры которого посеяны ещё Пушкиным, отмечает его связь с классической поэзией, что он не просит ничего взамен за дар, полученный от Бога, подчёркивает благородную простоту и возвышенность его стихов. И это правда.

Но я, чтобы доказать своё восхищение, не буду лепить комки восхвалений и разбрасываться ими, а лишь пробегусь по золотым, затрагивающим и волнующим мою душу строчкам, которых в книге очень много.

Во-первых, автор не зря назвал свой очередной сборник «Бунт совести». Да, в стихах много размышлений о судьбе Родины, народа и русской литературы, о своём месте в этом мире. И этот Мир не совсем устраивает Поэта. Именно поэтому большинство стихов буквально пропитаны болью, муками совести, напряжением духовных сил и нервов.

 

Наше прошлое скрыто во мраке,

А грядущее зреет во тьме,

Где летит звёздный круг Зодиака,

Все двенадцать немеркнущих знаков,

В бесконечной вселенской зиме.

И в безвестность летят вместе с ними

Тьмы непознаных смертных существ,

Утомлённых путями земными.

Они страстной надеждой палимы

В их сердцах что-то звёздное есть.

И провидчески мнится поэту,

Как, неся ореол голубой,

Исчезает в пространстве планета.

И летит он со скоростью света

За своей неземною судьбой.

 

Это размышления Поэта о звёздном и земном мире, и он не боится сравнивать себя с космосом, потому что сам, как человек, целый космос.

Поэт и сейчас чувствует себя одиноким: «Да, я один, поскольку я для всех Дерзнул сказать, что думаю о мире. Меня услышит двадцать первый век И должное воздаст правдивой лире. Слов зёрна прорастут, отвеется труха, Честнее станут мнения и судьи. Я красотою русского стиха И совестью клянусь, что это будет!» А в «Зове судьбы» он горестно размышляет: «Зябко вьюга во тьме завывает. И душа знать не знает порой, То ли бесы с ней в прятки играют, то ли Пушкин зовёт за собой». Он знает, что «…я в свой час усну под снегом, И обращусь в ничтожный прах. И лишь душа бессмертным эхом Звучать останется в стихах», «Всё где-то решено. Поставлен штемпель На дату отправленья в никуда. И буду я уволен, словно дембель, Но не в запас, а сразу навсегда». Он мудро замечает: «Мы в тот же час преступники и судьи, Одной рукой вершим добро и зло. Мы слабые умом и сердцем люди, К нам время человека не пришло». Красота для него — это «…неизречённый смысл и таинство беззвучного аккорда».

Поэт замечает всё. Про ворону: «И теперь на позёмку устало Ты глядишь, потеряв свою прыть. Очень много бы ты рассказала, Если б только могла говорить». О звёздах: «Для нас звезда ещё не светит, Но звёздный свет давно в пути. Его увидят наши дети. А нам с ума бы не сойти». О музыкантах: «Работы хватает для всех. Кладбище — просторная сцена. Они доживают свой век Под скорбные звуки Шопена».

Но вот настроение Поэта меняется: «Все забыты горести-печали, И легко, мелькая и паря, Красные платки с осин упали Листоплясом бойким сентября», и он уже верит, что спасительное слово любви и правды «…соткётся из крупинок света И ярко вспыхнет письменами звёзд. Я всей душой предчувствую Поэта, Что над Россией встанет в полный рост…»

А я почему-то думаю, что это предчувствие уже осуществилось, что Поэт уже родился, но этого никто почему-то не замечает: ни читатель, ни издатели, ни страна наша, да и сами мы. Поэт и сам пишет: «Я умным быть устал, И отдохнуть желаю. Книг много написал, Но для кого — не знаю». Он, как старый ворон, «…видел всякие эпохи. И, оглядевшись, мудр и стар На шум весенней суматохи Обрушивает грозно: «Кар-р!»

Наверное, всё-таки Классики рождаются после смерти — что очень и очень печально в наш, казалось бы, очередной просвещённый век. Но я верю, что открытие Поэта обществом всё-таки состоится, рано или поздно.

 

Александр Фёдорович Никонов родился в с. Александровка Мелекесского района 27 апреля 1948 года.

    Творческий литературный путь отсчитывает с 1967 года.

    Первая книга автора – сказки «Пахомова неделя» — вышла в 1997 году.

    По итогам областного литературного конкурса в 2007 и в 2008 годах при поддержке губернатора и правительства Ульяновской области были изданы ещё две книги: детско-юношеский роман «Я с тобой, Вэрк!» и роман «Побег».

    Затем автором при спонсорской поддержке были изданы три книги: сборник повестей «Цветок на диком камне» и «Пепел родного очага» — из цикла произведений «Кавказский разлом», а также фантастический роман «Амурский ангел».

 

 

 

О новой книге «Бунт совести»

 

 

Книга Николая Алексеевича Полотнянко «Бунт совести» — серьёзное явление в русской литературе. Прежде всего — это книга стихов; стихов разнообразных по тематике и настроению, но объединённых нерасторжимым единством любви и боли: любви к России, к её скромным красотам, любви ко всему живому, да и к самой жизни… А болит его поэтическое сердце из-за разрухи и неустройства на родной земле — и разрухи прежде всего духовной.

«Ведь стихи — это духа стихия, Чей разгон ни за что не унять. Как просторна для песен Россия! Только песен родных не слыхать».

«Вспыхнет голос, и сгинет во мраке, Без надежды на радостный день. Да завоют, дичая, собаки, На погостах пустых деревень»

Николай Полотнянко — поэт, безусловно, крупного масштаба. Своим творчеством он обозревает не только земные реалии нашего бытия, но и место их в беспредельности Космоса:

 

Наше прошлое скрыто во мраке,

А грядущее зреет во тьме,

Где летит звёздный круг Зодиака,

Все двенадцать немеркнущих знаков,

В бесконечной вселенской зиме.

 

И в безвестность летят вместе с ними

Тьмы непознанных смертных существ,

Утомлённых путями земными.

Они страстной надеждой палимы —

В их сердцах что-то звёздное есть.

 

Сердце поэта открыто Божьему зову, и поэт, проводник этого зова, подобно пушкинскому Пророку, видит смысл жизни в служении людям:

 

Моим призваньем стало слово.

И, слыша сердцем божий зов,

Я в век бесстыжий, безголовый

Воспел надежду и любовь.

 

Служение это нелегко, выводы его радикальны, но и неотвратимы:

 

На воздух и на дождь имеет право

Лишь то, что может пользу принести…

О как ужасен этот вывод здравый.

Как страшно вслух его произнести!

 

Поэту нет покоя от судорог и болезней нашего лихорадочно-торопливого времени, падкого на подмену истинных ценностей легкодумным эрзацем:

 

Прошедший все круги земные,

Я слышу сердцем, как подчас

Век лихорадят аритмии,

И корчат судороги нас.

Гремят припадочные ритмы

Неврастенических синкоп.

Смешались марши и молитвы

В бездушный звуковой потоп.

 

Во многих стихотворениях (например, «Мёртвый лес») звучит боль за надругательство над Природой, матерью нашей земной жизни. Ведь и сама жизнь мертвеет от этих надругательств:

 

Ушли под воду избы, пашни…

Ушла крестьянская страна

Слезой безмолвной в день вчерашний.

И омертвела тишина.

 

Но все проявления живой природы несказанно близки и

дороги поэту, и он пишет о них ярко и красочно:

Бесконечны июльские дали,

Невесом белый пух облаков.

И цветы, словно звёзды, упали

На весёлую зелень лугов.

 

Окружили на взгорке берёзы

Колдовской затенённый родник.

И гречишного мёда обозы

Пчёлы с гудом везут в свой тайник.

 

В тихом небе, ослепнув от зноя,

Чёрный коршун кругами парит.

И куда ни взгляни — всё живое,

Всё волнуется, дышит, звенит.

 

И какая мощная словесная живопись — как, например, в этом фрагменте из «Грозы начало»:

 

Сломалось небо в мёртвой тишине

И разразилось гулким громопадом.

Я отшатнулся от перил к стене

Перед мелькнувшим пламенным разрядом.

 

Упала капля первая, как кровь,

Набухнув чернотой на белой глине.

И дождь пошёл, смывая жар с домов,

Густой, тяжёлый, листобойный ливень.

 

Замечательно удалось поэту совместить наше сегодняшнее зрелое видение истории с ярким и убедительным изображением живых деталей времени и быта давно ушедшей эпохи в поэмах «Бунт совести», «Школа» и в отрывке из поэмы «Сын».

 

    Нецветаев Лев Николаевич, Почётный архитектор России, член Союза художников России, лауреат пушкинской Золотой медали творческих Союзов России.

 

 

«Я стих из сердца выну…»

 

Для русской поэзии естественным является чувство справедливости и стремление к правде. Важной стороной творчества Николая Алексеевича Полотнянко выступает заступничество — за соотечественников, за русское слово, за родную Природу. Душевной болью звучит преемственность традициям Николая Алексеевича Некрасова, например, в стихотворении «Предчувствие Поэта»:

 

Я всей душой пречувствую Поэта,

Что над Россией встанет в полный рост,

Как отраженье божьего сиянья;

И падших, нас, услышит и узрит,

И чаянья народа, и страданья

Глаголом милосердным утолит.

 

Н. Полотнянко в стихотворении «Безвременье» говорит, что его беспокоит оскудение в наши дни любви к прекрасному и духовному:

 

Кто был монах, а кто безбожник,

Кто зло творил, а кто любовь…

Но ни счастливых, ни тревожных

К нам не доходит голосов.

Что там на грани неживого,

Где задувает мрак огни?

Ужели музыка и слово

Вдруг стали смертны в наши дни?

 

Поэт без остатка кладет свое творчество на алтарь Отечества:

 

Чтоб совесть не ослепла,

И жив был русский дом,

Сгори, мой стих, без пепла

Спасительным огнем.

В стихотворении «Разум» Н. Полотнянко отождествляет с бездной нависшую над человечеством опасность бесконтрольного  использования научных достижений:

 

Так Разум был един и целен,

Но человеческий прогресс

С благой для всех, наверно, целью

Его на нас низверг с небес.

С тех пор не стало в жизни лада.

И Разум рухнувшей скалой

Стремится в бездну камнепадом,

Всех погребая под собой.

 

Хорошая поэзия сродни философии. Н. Полотнянко в диалектическом единстве препарирует тонкости человеческого бытия, ставит их на Землю и призывает к человечности (стихотворение «Земля одна»):

 

Земля одна. Возьми её в пригоршни —

И ты узришь во тьме её ответ:

Нет ничего степной полыни горче,

И ничего вкуснее хлеба нет.

Мы в тот же час преступники и судьи,

Одной рукой вершим добро и зло.

Мы слабые умом и сердцем люди,

К нам время Человека не пришло.

 

Настало время, когда в стихотворном творчестве — во имя оздоровления нации и сохранения генофонда — приходится поднимать вопросы экологии. Об этом стихотворение с волную-щим названием «Русский ковчег» от «заложника волжской дамбы»:

И в чём деревня согрешила,

Мы не узнаем никогда.

Но всё Поволжье затопила

Гнилая, с зеленью, вода.

В самом деле, «Бунт совести». Иначе не назовешь книгу стихотворений Н. Полотнянко. Но в книге есть и одноименная поэма, где автор выступает как историк, рельефно и кратко набрасывая происходящее в последнем столетии России. Поэма проникновенно заканчивается временем создания на Волге системы гидроэлектростанций:

 

Бунтует Волга пленная стихия,

Грызет плотины, рушит берега.

Во мне бунтуют совесть и Россия,

Бунтует Божья правда мужика.

 

Бунт совести можно направить как в созидательное, так и разрушительное русло. Об этом ещё две поэмы, представленные в книге Н.Полотнянко: «Школа» и «Сын» (отрывок из поэмы). Эти поэмы об Ульяновых: Илье Николаевиче и Владимире Ильиче отличаются бережным слогом, раскрывают характеры и подчеркивают исторические условия для формирования этих ключевых фигур Симбирска-Ульяновска и, в целом, России.

«Бунт совести» органично дополняется публицистикой. Это две статьи о А.С.Пушкине и о русской литературе как отражении преобразований в общественной жизни России. Н.Полотнянко видит себя и, судя по его литературному творчеству, является на самом деле продолжателем традиций А.С.Пушкина в сохранении и популяризации русского языка. В первой статье убедительно показывается, что наш язык, как и во времена Пушкина, нуждается в защите.

Во второй статье «Русский дом или история возвышения и упадка русской литературы» прослеживается неровный путь русской литературы в 20-м веке и до настоящего времени. Автор приходит к мысли, что советский социальный заказ, породивший, в частности, становление литератур населяющих СССР народностей, принес русской литературе меньше вреда, чем нынешняя рыночная стихия общества потребления.

В чем-то с поэтом и прозаиком Н. Полотнянко можно не соглашаться, но его видение пробуждает у читателя интерес к Природе, сущности и предназначению человека, естественным проявлениям бытия. В ярких поэтических образах каждый может найти емкую и краткую формулировку своего подсознательного, которое не всегда удается выразить без богатства рифмы.

Вполне оправданы надежды Н.Полотнянко на то, что его стихотворения зажгут огонь в сознании читателей, побудят их к личной ответственности за свои поступки (стихотворение «Я стих из сердца выну…»):

 

Гори он синим пламенем,

Сердца бросая в дрожь,

Чтоб из души и памяти

Вся выгорела ложь.

 

    Владимир Валентинович Филаретов, публицист, доктор технических наук

 

 

 

    

Художественно-историческая проза и поэзия о Симбирском крае

 

Ещё всего несколько лет назад в Ульяновске полностью отсутствовала историческая художественная проза, и надежд на её появление было очень мало, поскольку не было писателя, чей талант был бы нацелен в прошлое нашего края. И все свыклись с тем, что современный Ульяновск — это глухая периферия не только в исторической, но и в русской литературе вообще, если не брать во внимание творчество известных классиков 19-го века.

И вот в течение небольшого количества лет (2006-2012) на наших глазах произошло, к сожалению, ещё мало кем по достоинству оцененное событие. Писатель Н.А. Полотнянко, живущий здесь, в этом городе, среди нас, неожиданно для всех «выстрелил» целой серией исторических романов: «Государев наместник» («Богдан Хитрово») (2007), «Бунташное войско Стеньки Разина» (2008), «Клад Емельяна Пугачёва» (2009), «Жертва сладости немецкой», «Повесть о скромной отшельнице…» (2010); две пьесы: «Симбирский греховодник» (2010) и «Клад Емельяна Пугачёва» (2012). Кроме этого, им написана поэтическая книга «Симбирский Временник».

Все вместе они составляют впечатляющую картину наиболее ярких страниц жизни нашего края в 17-м и первой половине 19 вв., где речь идёт о Б. Хитрово, С. Разине и Е. Пугачёве, симбирском дворянстве в контексте событий большой российской истории.

Обращает на себя внимание верность автора историческому времени и тематике. Исключая лёгкую, остроумную комедию «Симбирский греховодник», внимание Н.А. Полотнянко обращено к судьбоносным периодам российской истории, когда власть стоит лицом к лицу с народом и вынуждена держать перед ним ответ за всё совершенные ею неправды. Такое бывало раньше в российской истории, и пребудет всегда.

Конечно, и раньше писали и о бунташном веке, и непосредственно о С.Разине, но об осаде Симбирска в художественной литературе рассказано впервые с завидным мастерством художника слова. И в этом смысле автор возвращает читателей в языковую стихию русской классики, с которой не в силах совладать современные русскоязычные литераторы. Но для Н. Полотнянко всё написанное им органично, и в лучшем смысле традиционно, потому что опирается на смыслы русского бытия. Поэтому его поэзия и проза близка всем, кто ещё не отпал от своего народа и стремится к познанию Отечества.

Художественной особенностью романов и пьес Н.А. Полотнянко является то, что трагедийный исторический материал, подан без пафоса, без лобовой дидактики, а сдержанно, порою иронично или даже просто с юмором. И это нормально, так как история даже самых великих эпох складывается из судеб обычных людей. Наверху действуют «наполеоны», а внизу простые смертные, которые не произносят ярких речей и не делают героических жестов. Поэтому на страницах произведений Н.А. Полотнянко его герои живут, а не «красиво» творят историю.

Галерея исторических персонажей в произведениях нашего автора разнообразна. Здесь и царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина II, и вожди народных восстаний и служилые люди, и казаки, и крепостные, и колдуны, и симбирский губернатор, и И.А. Гончаров… И каждый герой — индивидуальность, их не спутаешь друг с другом, различаются они не только именами, но и характерами, каждый ведёт своё соло в партитуре романа или даже стихотворения.

Как профессиональный историк я знаю, что создавать историческую художественную литературу очень сложно. Мало того, что автор должен держать сюжет, наполнять героев жизнью, так ещё нужно знать историю, причём не историю вообще, а данную конкретную во всех её деталях (события, лица, даты, политическую ситуацию, географические названия), надо знать помимо истории подвижной историю другого, менее подвижного пласта бытия человеческого общества (быт, мировоззрение, хозяйство), причём во всех деталях. Стоит один раз сбиться и неслучайный читатель крикнет: «Не верю!», а произведение перейдёт из разряда исторической литературы в перечень околоисторической писанины. Следует отдать должное Н.А. Полотнянко — он сумел этого избежать. От эпохи до мелочи — всё верно, все убеждает, все опирается на источники.

И, наконец, очень важно отметить, что Н.А. Полотнянко, помимо чисто исторических романов, фактически создал современную литературную летопись Ульяновска начала 21 века: романы «Загон для отверженных», «Счастлив посмертно» («Огненный Спас»), современный русский роман «Бесстыжий остров», в которых наш край наконец-то нашёл своё истинное художественное отражение.

За почти полвека творческой деятельности Николаем Полотнянко создана в контексте русской действительности уникальная литературно-художественная летопись Симбирского — Ульяновского края в форме исторических и современных романов, повестей, поэм, стихотворений, комедий и рассказов. Его книги востребованы уже сегодня, и тем более будет востребованы в будущем как опора для эстетического и нравственного самоопределения человека в эпоху социально-экономических потрясений и аморальных безумств.

Среди культурной общественности Ульяновска уже достаточно давно существует мнение, что пришло время, когда творчество Полотнянко Н.А. должно быть по достоинству оценено, и его собрание сочинений издано в рамках программы по книгоизданию в течение ближайших двух лет.

Также давно пора поставить на ульяновской сцене его весьма привлекательную комедию «Симбирский греховодник» о Симбирске тридцатых годов 19-го века.

 

Валерий Николаевич Кузнецов, поэт, член Союза писателей России и Союза русских писателей, доктор исторических наук

 

 

 

Читательские отзывы

 

Александр Никонов, Димитровград:

— Коля — тебе мои аплодисменты!.. Как-то, кажется, Светлов, говорил: «Хороших стихов мало у кого много». Тебе я скажу с чистой совестью: Он врал!

* * *

— Николай Полотнянко не просто прекрасный поэт и прозаик, он, пожалуй, живой сгусток русской литературной боли и правды. И за это ему низкий поклон.

* * *

— Привет, Коля. Слово не только доброе, но и честное. Я давно не читал таких мудрых, пламенеющих и таких спокойных стихов. Электронную версию ЛУ получил. Обязательно почитаю. Я потихоньку печатаю свои опусы в «Симбирске», иначе так и сгниют «в столе». По моему, уже романа 4 прошло.

Один роман, «Последний лопатинец» прошёл в самарском «Русское эхо». Здоровье тоже аховое.Лежал полмесяца в облбольнице, хотел даже операцию делать, но отказался —слишком сложная. на сосудах. Сколько Бог даст. Здоровья тебе и…. стихов прекрасных.

 

Светлана Демченко, Львов:

Для литературоведческих статей уважаемой Светланы Замлеловой характерно тонкое чувствование авторского слова, в его россыпях она находит те кристаллы творческого озарения, которые фокусируют полёт души поэта или писателя. В свою очередь, считаю, что поэт Николай Полотнянко, с чьей поэзией я также знакома, заслуживает такой высокой оценки столь опытного профессионального критика.

 

Лорина Тодорова, Болгария:

Поздравляю, Николай! Что-что, но ИСТОРИЯ, — это Ваш КОНЁК! очень приятно знать, что вышла в свет ещё Одна Полезная КНИГА!

 

Александр:

Можно автора книги Николая Полотнянко поздравить с выходом книги и заодно с умной рецензией Светланы Георгиевны, которая всегда пишет объективно и по существу. Редкий дар.

Несколько лет назад случайно прочитал короткий рассказ Николая о житие в бараке при кирпичном заводе. Автор запомнился и всегда, если встречаются его тексты, то обязательно читаю.

 

Валерий Кузнецов:

Николай Алексеевич Полотнянко писатель крепкий, талантливый. Его повести и романы — это хорошая русская проза. Поэтому радует и выход в свет его нового романа, и эта умная, понимающая рецензия С.Г. Замлеловой, которая, уверен, обратит внимание на творчество Н.А. Полотнянко тех, кто ещё

с ним не знаком.

 

Станислав Гайдуков, Воронеж:

Не зная прошлого, не поймёшь настоящего, не увидишь будущего. Замечательный роман, отличная рецензия! Спасибо и автору романа Николаю Полотнянко и Вам Светлана Георгиевна!

 

Евгений Щербаков, Ульяновск:

В исторических романах обычно прослеживаются социальные проблемы, столкновения интересов социальных групп. Рецензент вместе с автором романа заметили лирику в событиях минувшего. Такую лирику, которая заметна и в настоящем времени. Это несомненный успех автора, который подчеркнула рецензент романа.

 

Светлана Демченко, Львов:

Знаю наверняка: если текст не трогает, не цепляет, отзыва, тем более, обстоятельной рецензии, не напишешь. Значит, ро-ман Н.Полотнянко настолько притягателен, что вызвал к жизни эти, столь профессиональные аналитические строки тонкого прочувствования его содержания. Обратила внимание на пос-ледние две строчки рецензии. «Ехал Пушкин по России…» Заме-тили? Употреблён глагол несовершенного вида?! Ибо его поезд-ка даже этим отзывом продолжается, и пушкинский факел, «по-могший выхватить из тьмы веков несколько картин ушедшей жизни», продолжает гореть и в книге Н.Полотнянко, и в рецен-зии Светланы Замлеловой, и в читательских сердцах. Спасибо!

 

Лев Нецветаев, художник:

Как завораживает перо талантливого литературного критика! Начав чтение, уже не оторвёшься. В нашем случае, это ко всему текст чуткого поэта: кто другой услышит мягкий шелест названия? И так на всём протяжении всей этой чуткой и тонкой рецензии. Поздравляю и автора, и рецензента!

 

 

Отзывы на современный русский роман Н.А. Полотнянко   «Бесстыжий остров»

 

Виталий Богомолов, писатель, Пермь:

… Если «Бесстыжий остров», то я его прочёл. Великолепный роман! Талантливо написано. Умная вещь. Всё на значимых текстовых деталях. Роман написан психологически очень тонко, убедительно, читается живо и с доверием к автору, что бывает очень редко с собратьями по перу. Очень удачно, по-моему, выбрано повествование от первого лица. А это ведь трудно писать, чтоб выдержать тон на протяжении всего романа. Вам это удалось. Много диалогов, но они написаны мастерски.

Очень точно психологически передано восприятие Андреем Козыревым родного посёлка, своего дома (стр.126), когда он приезжает из армии в отпуск! Вообще психологическая атмосфера современности очень передана верно.

Роман современен, злободневен, нужен для промывки душ читательских. Он целостный, сбалансированный по содержанию, повествованию.

    P.S. Обидно и скорбно, что тираж ужасно маленький! Если не секрет: во что обошёлся тираж, печать?

Да, тот раз, давая отзыв о романе, я совсем как-то выпустил из внимания образ Мити. Очень обаятельный парень получился, наивный, чистый, неиспорченный, выросший в чужой земле, но патриот, любящий Россию. И хорошо подмечена, передана вами — любовь к родной земле, к родному отечеству на генетическом уровне. Это, по-моему, только русская особенность. Пока. Пока она есть. Но формация новая уже будет терять её постепенно. Хотя это спорно. Возможно, даже эта любовь к России станет крепнуть, но уже нас не будет в то время…

 

Владимир Родин, писатель, Ульяновск:

Это публицистический или точнее обличительный роман. В нём встречаются монологи, которые можно публиковать как отдельные статьи. Эти статьи появляются между диалогами героев, которые, в свою очередь, рассуждают о богатстве, о бедности, о правильной жизни, о распаде СССР, о справедливости и т.д. Автор пытается донести до читателя свои мысли, заставить его задуматься над действительностью, созданной в произведении. Чтобы усилить воздействие, в романе в основном отрицательные герои. Это Козырев, сумевший обогатиться за счёт обмана и мошенничества. Главный герой, от лица которого ведётся рассказ, называет себя «шестёркой» и рад подачкам от своего босса. Полиция продажна, журналисты продажны, губернатор лжец, общество ведёт себя глупо, как «потребитель».

Это описание подлецов и сволочей схоже с Гоголевским «Ревизором».

Единственный положительный герой — Митя. Он с десяти лет живёт в Англии, воспитывался в русской семье и хорошо знает русскую действительность. В его речь автор вкладывает обличительные монологи. Но, как Чацкому, Мите приходится уехать в Англию.

В конце произведения звучит тема народного бунта. В нём автор видит исправление и очищение жизни, описанной в романе. Сможет ли такой путь вылечить общество? Читатель словно втягивается в противоборство идей, звучавших со страниц книги.

Николай Малашич, известный  русский поэт, Воронеж:

….А об «Острове…» я пару слов написал. Не покидает мысль, что этот Бесстыжий остров  надо «уничтожить». Ещё плохо, на мой взгляд, то, что как поэт русский, так и «забулдыга». Ведь говорит умные и правильные вещи. Да и под градусом стихи не пишут. Это сложнейшее искусство, требующее абсолютно ясной головы. И грустно сознавать, что вся Россия превращена в Бесстыжий остров…

 

Владимир Ланько, председатель регионального Славянского общества:

С  первых строк чувствуется, что автор владеет исскуством повествования. Манера его письма и проста, и многозначна. При небольшом объёме роман масштабен, имеет несколько смысловых пластов и полифоничен — от философии и политики до впечатляющих метафор. Сразу становится понятным, что не юнец пишет, а человек с большим писательским опытом. И самое главное, что писатель самобытен, не равнодушен к России, к русской литературе. Я могу сказать, что это русский писатель.

 

Валерий Ветров, бард, Ульяновск:

Роман, написанный Вами — «Бесстыжий остров» — до конца прочитал уже по возвращении из Казахстана. Как читателю роман мне понравился. Очень легко читается, написан красочно. Передал его своим свояченице и шурину, уж очень заинтересовались они им, да и Вами, так как не знакомы с Вашими произведениями и поэзией. Сборник избранных стихов подаренный мне Вами прочёл ещё до романа «Бесстыжий остров». Жаль, Что в него мало вошло стихов из сборника «На изломе России».

 

Владимир Коршунов, поэт, член Союза русских писателей, Ульяновск:

 

Доброго дня, Николай Алексеевич!

Всё никак не могу позвонить после возвращения. На работе — новые телефоны (связь в одну сторону), да и времени нет. Дома делишки бытовые заели. Роман Ваш почти весь прочёл на «отдыхе». Одна глава буквально осталась. Думал дома — сразу же… Да как-то закружился. Обещаю на днях.

Я хоть и не любитель современной действительности, да ещё на местном материале, но тут совсем иное дело — отрывался только на еду и экскурсии. Нет, ну, в самом деле, какой местный чиновник допустит публикацию романа в любом из вассальных СМИ либо издательств? Ну, если только совсем не читая. Так всё равно ж расскажут о чём /о ком. Они же со страха умрут, дойдя до священного имени губернатора или деятельности «народной инициативы»! «Да разве возможно всё это на благословенной ульяновской земле?!» А уж мерзавец Козырев, удачно женившийся отпрыск партии — это ж плевок в просветлённое лицо местного/россеянского бизнеса (ну, корифеев его, по крайней мере).

Здорово, многое узнаётся… И многие, даже пофамильно. В романе реальность доведена до гротеска, поскольку в жизни до абсурда…  Мы ,в общем-то, все вынуждены жить на бесстыжем острове. И в Лондон отсюда не свалишь…

 

Ю.И.Ровенский, инженер дорожник, Ульяновск:

Такой роман мог написать только неравнодушный человек, искренне переживающий за нашу сегодняшнюю действительность. С огромным удовольствием прочёл его, а интерес был вызван не только талантом Николая Алексеевича, но и тем фактом, что время описываемых событий — наша жизнь. Но, ведь у простого обывателя как проходит жизнь: день прошёл — и слава Богу, а писатель с неравнодушным сердцем все эти события пропускает через себя и иногда может выйти замечательное произведение (как в данном случае), которое заставит задуматься о бренности нашей жизни, о том, что кроме материальных благ есть и что-то возвышенное, духовное.

Иногда говорят, что следует выждать время, а лишь потом оценивать (как это сделано в романе) происшедшие события, не нужно торопиться с выводами… А будет ли это интересно следующему поколению? Вопрос… Я считаю, что этот роман вышел вовремя, а уж читатель может в чём-то соглашаться или нет с автором, поскольку (ещё раз повторюсь) всё это (или подобное) происходило на наших глазах.

 

Виктор Билан,  белорусский писатель, философ, Минск:

Ваш роман прочитал быстро. После этого внутри все как бы расцентрировалось и что-то написать Вам сразу не мог. Я «проглотил» вопрос: что происходит? (Есть такая методика — ответ приходит неожиданно, когда это становится угодным провидению.) И вот ответ: ты прочувствовал РУССКУЮ СМУТУ! Спасибо Вам! Ещё раз поздравляю!

 

Григорьева Р.Г., учитель литературы:

С творчеством  Николая Алексеевича Полотнянко мы с мужем (Клюев Анатолий Иванович, скульптор, Заслуженный художник Росии, состав.) знакомы давно и довольно основательно. Сначала как с большим, глубоким поэтом, потом — с прозаиком, отражающим в своих произведениях важные вехи истории государства Российского. И вот перед нами роман «Бесстыжий остров», «разломы жизни грозовые».

Как любое произведение Николая Алексеевича, это, по его словам, «современный русский роман», требует внимательного и неоднократного прочтения, потому что первое впечатление —очень резко. Раздумывая, понимаешь: это крик души автора, самозабвенно любящего край, где он живёт, взывающего к совести людской (нематериальной категории, о которой не все помнят, ставя её далеко не на первое место в жизни).

Роман насыщен событиями не глобального масштаба, а теми, которые происходят в нашей обыденной современной жизни. И эта обыденность, каждодневность высвечивает особенно ярко неоднозначную нашу современность. Разные люди — герои романа — воспринимают её по-разному. Кто-то смирился, кто-то пытается возражать, а кто-то «пользуется моментом». И всех их по-своему любит автор, потому, что даже в «самом-самом» негативном герое есть человеческие черты, вызывающие жалость, недоумение, иногда досаду. И эта русская «жаль» вселяет надежду. И думается, что и главный герой, убегающий от сиюминутных событий заграницу, подумав, повзрослев духовно, поможет не только «словесным баламутством», но и идеями, и делами своей любимой Родине.

А талантливому автору — новых успехов в его нелёгком творческом труде.

 

Иван Малохаткин, русский поэт, лауреат Всероссийской премии им. Михаила Алексеева. Саратов:

Я прочитал оба романа и считаю их значительным вкладом в культуру вашего края. И это только приблизительная оценка. О масштабе и глубине творческого дарования автора можно судить не только по его современным и историческим романам, повестям и рассказам, но и по его прекрасной поэзии, искрометным комедиям и страстной публицистике. Я в своё время рекомендовал Николая в Союз писателей как настоящего русского поэта и не ошибся. В Саратове его знают и ценят писатели. А романы читают в очередь. Потому, что они — правда.

 

Известный литратурный критик Владимир Бондаренко.

Симбирский временник: Новые стихи. — Ульяновск: “Симбирская книга”, 2003. — 88 с., газ. «День», 2004, №1.

Книга ульяновского поэта Николая Полотнянко составлена главным образом из стихов, посвященных истории и историческим деятелям ульяновской земли, и это еще раз показывает, что в народе сегодня идет усиленное осмысление того пути, что прошла Россия. И кто знает, может быть, именно в постижении прошлого таится ответ на то, как нам жить и что нам делать сегодня. Во всяком случае, хорошие стихи этому не помеха, так как они помогают нам смотреть на мир философски:

“Одуванчик сорвал я на жесткой меже, / Белый шар на упругой и розовой ножке. / И проклюнулось зябкое чувство в душе. / И она встрепенулась волнующе дрожко. // Я подул. И, летучим мелькнув серебром, / Надо мной лепестки закружились высоко. / Так, наверно, когда-то Вселенной ядро / Разлетелось на звезды от выдоха Бога…”

 

Юбилейный творческий вечер писателя Николая Полотнянко состоится 30 мая 2018 года в 17.00 в Торжественном зале Дворца книги.

Ульяновскому прозаику и поэту, лауреату Всероссийской литературной премии имени И.А. Гончарова, обладателю Медали Н.М. Карамзина, ордена Достоевского I степени и лауреату поэтической премии имени Николая Благова Николаю Полотнянко исполняется 75 лет. Он – автор 8 романов, одной комедии и более 10 поэтических книг и сборников.