Музей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации – единственный в своем роде не только в России, но и, пожалуй, во всем мире. Здесь на 17 гектарах расположена экспозиция, включающая четыре десятка советских самолетов. Большинство экспонатов музея – раритеты. И каждая машина – этап развития отечественной гражданской авиации. 1 июня нынешнего года музей отмечает 35-летие со дня создания.

Из истории:
В числе первых экспонатов – сельскохозяйственный биплан М-15 из Краснодарского края, вертолет Ми-1 1948 года выпуска из Кирова. Некоторые самолеты прилетели сами. Например, Ту-104 прибыл с Кольского полуострова, Ту-114 – с украинской авиабазы. Ту-114 был символом могучей страны в 1960-х годах, сегодня таких самолетов осталось всего три.

Каждое воздушное судно в экспозиции имеет свою “летную биографию”. Самый старый экспонат – ярко-оранжевый самолет АНТ-4 (ТБ-1), построенный в 1920-х годах, 40 лет пролежал на берегу озера в районе Игарки. В 1944 году он совершил здесь аварийную посадку, а летом 1983 года газета “Воздушный транспорт” снарядила экспедицию для его поисков. В августе самолет подняли в воздух на внешней подвеске вертолета Ми-6 Норильского объединенного авиаотряда и доставили в Игарку. Здесь АНТ-4 перегрузили в транспортный ИЛ-76 и спецрейсом отправили в Выборг. Раритет восстановили летом 1985 года в Выборгском авиационно-техническом училище гражданской авиации, используя двигатели и кабину с другого найденного АНТ-4 СССР-Н227. В ульяновский музей его доставили на барже. А через три года Ил-76 и часть экипажа, который принимал участие в перевозке, погибли во время осуществления помощи братской Армении, пострадавшей от землетрясения.

Еще один самолет, который вызывает неизменный интерес у посетителей музея – Ту-134, по легенде, “игравший” в фильме Эльдара Рязанова “Невероятные приключения итальянцев в России”. Посадка самолета на шоссе снималась в ульяновском аэропорту – под боком у музея. Но в кадре виден самолет с другим бортовым номером. Возможно, музейный экспонат был площадкой для съемок внутри салона – сотрудники музея стараются найти архивные фотодокументы, чтобы уточнить, как все было на самом деле.

Предлагаем еще раз прогуляться по ульяновской достопримечательности (фото из материала 2014 года):

1

Памятники империи. До сих пор не местится в кадр
2

3

25й МИГ. 29 мировых рекордов.
4

ИЛ-14. Труженик. “Серьезно пострадал от вандалов при транспортировке в музей в 90-м году”
5

ИЛ-86
6

Як-40 и Як-42
7

“До 2009 года осуществлял перевозки руководства УО”
8

А вот это про нас сегодняшних
9

Ту-104. С 68-го года – первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А. Алашеев.
10

Ил-14
11

Ми-6
12

Ми-1. Представляете ГИБДД на таком?
13

Ми-8
14

Наша Родина
15

Ил-18
16

Вот на таком в 29-м году из Москвы долетали до Нью-Йорка. Другие были люди
17

18

Вот непосредственно на этом перевозили первый отряд космонавтов. И Гагарина!?
19

2014-04-13 12.43.15

2014-04-13 12.43.45

2014-04-13 12.44.22

2014-04-13 12.44.35

2014-04-13 12.51.54

2014-04-13 12.52.49

2014-04-13 12.53.29

2014-04-13 12.57.29

2014-04-13 12.57.45

2014-04-13 12.58.12

2014-04-13 12.58.30

2014-04-13 12.59.23