На улице Дворцовой (переименованной части улицы К.Маркса) в городе Ульяновске продолжается строительство колокольни с надвратным храмом. Проектные материалы были доступны в интернете. Тесный участок. Громоздкое окружение. На мой взгляд, градостроительное решение разместить на этом участке высокую колокольню практически по линии застройки выглядит спорным.

Поэтому, возникли вопросы:

Можно ли принимать решения о строительстве столь значимых объектов на одной из центральных улиц города без экспертных и общественных обсуждений?

Должны ли архитектурные и градостроительные решения колокольни учитывать сложившуюся окружающую застройку?

Каждой исторической эпохе присущи свои характерные архитектурные стили и градостроительные приемы, которые, наслаиваясь друг на друга, с течением времени формируют культурно-исторические пласты. Чем больше этих пластов и чем интереснее они взаимодействуют друг с другом, тем интереснее городская среда. Но это происходит лишь в том случае, когда речь идет о мирной конкурентной борьбе различных идеологий в сфере архитектуры и градостроительства, когда все периоды исторического развития имеют право быть представленными в городской среде, когда разные архитектурные стили и градостроительные парадигмы гармонично взаимодействуют друг с другом.

Здесь же скорее речь идет не о гармонизации городской среды, а о демонстрации идеологического реванша градостроительными средствами. В проекте, в первую очередь, считывается именно этот смысл.

В течение последних ста лет несколько раз происходили смены градостроительных идеологий, и каждый раз они сопровождалось отрицанием и разрушением предшествующих культурно-исторических пластов. Как будто пластинку заело: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Город как поле битвы или город для жизни? В очередной раз всё тот же выбор.

Можно было опереться на средневековый опыт, но, к сожалению, традиции древнерусской архитектуры утрачены. Отличительной особенностью древних мастеров являлось умение вписывать культовые объекты в природный и градостроительный контекст. Очень точно просчитывались расстояния, с которых оптимально воспринимались эти здания, сектора обзора, расстояния между зданиями и их высота и ориентация относительно друг друга. Очень тонкая, осмысленная работа – впечатление такое, как будто инопланетяне строили.

Исторически в древнерусских городах храмы были значительно выше рядовой застройки. Чтобы воспроизвести те же пропорции, здание колокольни должно быть высотой порядка 80-100 метров. Настоящий небоскреб. Вряд ли у спонсоров есть такие финансовые возможности.

Можно было воспользоваться другим опытом. Проблема гармоничных отношений культового здания и окружающей застройки успешно решалась уже в древнем Риме. Замечательным примером может служить Темпьетто (небольшой храм), возведенный в Риме в 1502 году Донато Браманте, выдающимся итальянским архитектором эпохи возрождения. Несмотря на миниатюрные размеры, точный подбор пропорций делает Темпьетто слитным, грациозным и величественным. Темпьетто ниже окружающих его зданий. Браманте не стал устраивать конкуренцию по высоте с окружением, он не поставил в один смысловой ряд храм и рядовую застройку, он добился доминирования духовности другими средствами.

При строительстве колокольни с надвратным храмом можно было пойти по пути Донато Браманте и в очень стесненной ситуации создать маленький, но величественные храм.

Еще один способ примирить культурно-исторические пласты – продолжить “выставку достижений” архитектуры разных эпох.
Если здания выстроились вряд и каждое из них претендует на роль доминанты, то остается только расширить этот ряд, добавив к нему еще пару доминант. Тем самым улицу Дворцовую сделать улицей «Дворцов» (дворцом условно можно назвать нерядовое, уникальное здание, требующее вокруг себя большое пространство):
– 1970-ые. ДК «Губернаторский» – дворец культуры – символ социального равноправия
– 2000-ые. ТРЦ «Версаль» – дворец торговли и развлечений – символ потребления
– 18-19 век. Колокольня с надвратным храмом – символ православия
– 1920-ые. «Красный куб» – павильон с туристским информационным центром в стиле советского авангарда можно установить на углу улиц Спасской и Дворцовой, над местом, где стояла угловая башенка ограды монастыря.
– 1950-ые. Сталинский ампир может быть представлен жилым домом на улице Дворцовой с надстроенной башней со шпилем и звездой

Улица из «Дворцов» станет уникальной. Достаточно представить, что в одном ряду, на расстоянии 6 метров друг от друга стоят собор Василия Блаженного, Кремлевский Дворец съездов, Мавзолей Ленина, торговый центр “МЕГА” и высотка МГУ. У нас все проще, но визуальный эффект будет не менее впечатляющим. Чем не музей – заповедник “Колыбель архитектурных революций”?

Естественно сейчас, когда строительство колокольни идет полным ходом, особого смысла в обсуждениях нет, но, думаю, такая ситуация еще не раз повторится.