«Небольшой город, о котором идет речь, расположен на высоком берегу Волги, с которой он почти не виден, так как покато спускается к другой реке – Свияге, текущей в противоположном направлении Волги. Но зато со всех его точек открывается громадный горизонт, который ограничивается только способностью глаза», – так начинаются воспоминания врача Марии Рунне-Федоренко, внучки известного симбирского провизора Федора Ивановича Рунне.
Мемуаристка описывает, конечно, предреволюционный Симбирск – так, как он сохранился в ее детской памяти. Эта цитата взята из новой книги, поступившей недавно в отдел краеведческой литературы Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина – Дворца книги. Воспоминания Марии Александровны посвящены многим событиям XIX и XX веков. Она также подробно описывает города, в которых ей приходилось жить, – от Симбирска до Феодосии.
Мы приведем самые интересные фрагменты упомянутой книги, детально рассказывающие о предреволюционном городе, где прошло детство маленькой Маши.
«Большая Саратовская застроена только с правой стороны. Слева почти сплошь тянутся серые высокие заборы. Улица начинается скучными деревянными черными одноэтажными домиками, продолжается каменными двухэтажными зданиями и оканчивается опять скучными серыми домиками. … С обоих Венцов открывается чудный вид на Волгу с ее излучинами. Но сама площадь ужасно грязная», – так характеризует будущий Ульяновск автор мемуаров.
Правда, впечатление от скуки серых заборов и зданий «разбавляется» такой замечательной ремаркой: «Отступя от Венца, расположен ряд зданий разных казенных учреждений в стиле Александра I и довольно красивых. Сзади них помещается Дворянское собрание с хорошей библиотекой и хороший театр».
Приведем еще одно любопытное описание центра города, фактически позволяющее своим глазами «увидеть» Симбирск конца XIX века: «По центральным улицам, поднимающимся от Свияги, расположены лучшие здания: громадный кадетский корпус, женская гимназия, мужская гимназия, около которой сквер с памятником Карамзину. А дальше опять громадная площадь, но уже не страшная, а поросшая зеленой муравой. В центре большой красивый собор. Одна сторона площади доходит до Нового Венца с его замечательными видами вниз по Волге. А Венец представляет собой длинную аллею из желтой акации и нескольких серебристых тополей, вид которой может навести только скуку».
Повторяющийся мотив «скуки» дополняется характерным упоминанием о тишине провинциального центра, некой погруженности в сон: «Город необыкновенно тихий; зимою засыпанный снегом, а летом, в жару, заснувший глубоким сном. Изредка проедет извозчик, и на тротуарах вдоль улицы больше двух пешеходов не увидишь».
Сама книга представляет собой большой фолиант почти в тысячу страниц. Издание, безусловно, будет интересно не только краеведам, но и всем читателям, не равнодушным к культуре и истории родного города. Надо также отметить, что непосредственные, эмоциональные и безыскусные воспоминания Марии Рунне-Федоренко наполнены деталями и бытовыми подробностями, которые невозможно найти в статьях и учебниках по истории.
Евгений Афонов