Автор: Анна Рачинская
«Диагноз ДЦП врачи поставили мне после рождения. Мама меня лечила, а потом у меня случилось три инсульта – один за другим. Меня парализовало на правую сторону. И все детство, сколько себя помню, проходило по больницам. Чтобы побороть ДЦП, родители с самого садика стали водить меня в бассейн. И так получилось, что плавание стало не только моим лечением, но и спортивным увлечением.

О плавании и достижениях
В школе я уже всерьез занялась спортивным плаваньем. Это, конечно, давалось тяжело, но справлялась. Парализованные рука и нога у меня как бы работают, но очень мало берут на себя силы, поэтому правая сторона тела только как вспомогательная. Но я не сдавалась. Кстати, к тренеру я пришла как здоровая, ей мы ничего не сказали, и поначалу она даже не знала о моем диагнозе. Я старалась, как могла, не показывать этого.

Целый год шла подготовка, а потом меня перевели в профессиональную группу. И только здесь, когда я не смогла состязаться со здоровыми детьми, стала отставать, моя тренер узнала обо всем. Была очень сильно удивлена. Но и сейчас я также занимаюсь в одной команде с обычными ребятами. Конечно, довольно трудно соперничать, поэтому тренируюсь в группе с детьми помладше.

А вот на первенстве России по плаванию среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, которое проходило в подмосковной Рузе, я состязалась с такими же, как я. Заняла второе место. Потом на универсиаде взяла три вторых места. Трудно было? Нет, скорее страшно. Я всегда очень сильно волнуюсь перед стартом, аж в дрожь бросает. А когда звучит выстрел пистолета, то весь страх уходит назад, и я плыву! Единственное, что для меня трудно – это преодолеть этот страх.

От того, что занимаюсь плаванием, парализованные рука и нога стали работать намного лучше. Раньше у меня была очень сильная разница по длине в ногах, а рука спазмом поднималась вверх (как куриная лапка), опустить ее стоило больших усилий. Именно занятия плаванием помогли немного ногу удлинить, и рука слушается.

О легкой атлетике
Это уже был полностью мой выбор. Я на нее пошла недавно – занимаюсь полтора года и очень люблю легкую атлетику. Но, увы, этот спорт вызывает спазмы в теле, поэтому родители были против. Я с ними спорила долго, потому что чувствую себя там намного лучше именно с моральной стороны. Там совсем другие люди. На тренировках по плаванию я занимаюсь со здоровыми детьми, и меня ни во что не ставили окружающие. Эти дети мне говорили, что, мол, у меня ничего не получается, тыры-пыры…

А в легкую атлетику пришла заниматься в школу параолимпийского резерва. С такими же, как и я: у кого ноги нет, руки… Попала в свою компанию и знаю, что я сильная, да и результаты здесь намного лучше, чем в плавании. Сейчас я чемпионка России. На первенстве России среди лиц с ПОДА по легкой атлетике в Новочебоксарске заняла первое место. Бегала 60 и 200 метров. Была, конечно, очень рада, когда победила, потому что так долго этого ждала – ведь сначала занимала четвертое место, потом второе… И вот она – настоящая победа!

О школе и издевательствах
С самого первого класса я учусь в обычной школе. Сначала это была школа №70 в Ульяновске. У нас был довольно хороший класс в начальной школе, учитель такой хороший, друзья. А потом, когда мы перешли в старшую школу и сменился классный руководитель, ребята буквально изменились. Начали бедокурить, вести себя ужасно и меня за то, что не такая как все, что хромаю, что рука не работает, начали гнобить. Были три девочки, которые просто издевались. Как справлялась с этой болью? Поначалу было очень тяжело, я много плакала, ругалась с ними, наедине с собой говорила, что надо быть сильной! Я боролась… Но потом справилась с этим, просто перестала все замечать.

А еще мама меня поддерживала, старший брат, близкая подруга. Также помогло то, что я много ездила по России – лечилась в больницах, в санаториях, видела других людей, другое общество, другое отношение. Со мной работали и психологи, которые очень помогали. Но все равно пришлось перейти в другую школу. Сейчас учусь в девятом классе школы №82. Когда я прошла все это издевательство со стороны детей, стала совершенно другой, и жизнь у меня теперь другая. Хороший класс, ребята и учителя относятся ко мне замечательно, новые знакомые и друзья. Все прекрасно! Одноклассники рады за меня, за все мои победы и спортивные достижения, поздравляют всегда и радуются честно, от души.

Об обидах
Пытаюсь забыть прошлые обиды. Правда, некоторые забыть невозможно. В предыдущей школе была одноклассница, которую я считала подругой, делилась с ней всем (она тоже занималась спортом – кикбоксингом). Тогда со своего первого соревнования я поставила в группу нашего класса в соцсетях видео – как все прошло, как одержала победу. А эта «подруга» тут же написала там: «Что ты выпендриваешься». Вот тогда я почувствовала в первый раз зависть. Поняла это. Когда вернулась домой, мне ребята рассказали, что именно она у меня за спиной говорила – какая я плохая… А ведь на самом деле, когда у нее или других девочек случались проблемы, они бежали ко мне, рассказывали, как им плохо, и я им всегда помогала советом. Вот так бывает.

О волонтерстве
Пережив все это, я прекрасно понимаю, что могут чувствовать дети с инвалидностью или же просто те, кто, так сказать, обижен судьбой. Вот и решила им помогать. Сейчас несколько раз в месяц приезжаю в ульяновский реабилитационный центр «Восхождение».

Ребята там бывают разные – могут быть обычными, с инвалидностью, из неблагополучных семей или с суицидальными наклонностями. Я провожу с ними спортивные соревнования, веселые старты, рассказываю о себе, о своей жизни, что самой пришлось преодолеть, что все проблемы решаемы, их можно победить, что не все так плохо! Рассказываю также о спорте, как ездила на соревнования, как это весело!

Не стесняясь, говорю о своей болезни. Даже была такая ситуация: как-то приехала в центр со своей подругой, и ребятам начала со всеми подробностями рассказывать, что и как у меня было, какие инсульты, но говорила с улыбкой об этом. Потом подружка, не выдержав, заявила: «Яна, поменьше позитива! Ты говоришь о болезни, как о хорошем». Так, я же все пережила, вот и вижу позитив! Когда приезжаю, дети довольно хмурые, не понимают, для чего они здесь, на этой встрече. А после наших бесед, спортивных мероприятий, мастер-классов (мы еще и лепим из глины, делаем папье-марше), они улыбаются, но иногда даже слезы у некоторых на глазах появляются, некоторые номер телефона просят, обнимают. И все говорят спасибо! На мир они смотрят уже по-другому.

О мечте
Мечтаю стать журналистом, ездить по миру, брать интервью, писать об интересных местах, а еще мечтаю написать книгу. О чем? Я больше склоняюсь к фантастике и философии. И у меня всегда все новые и новые мысли о книге. Но когда сяду и буду писать ее, трудно сказать, что будет в голове, потому что всегда мечтаю!

О радости и болезни
Если честно, я не хочу прощаться со своей болезнью, потому что понимаю, что было бы, родись я здоровой. Ничего бы не было! Потому что здоровым, например, намного труднее пробраться в спорт и, возможно, я никогда не стала бы волонтером, не сменила бы школу. Да и вообще, была бы другим человеком, а мои родители переехали бы в Петербург и жили там. Могло быть совершенно все иначе. А болезнь мне дала ту жизнь, с которой я не хочу уже прощаться. Это моя часть. Если я с ней попрощаюсь, буду уже не я…»