(Продолжение.)

Часть первая.

Канун.

2.

Самыми известными людьми в городе Симбирске были Егор Рогозин и Лев Левин.

Рогозин – немногословный человек с насмешливым взглядом и бородкой “а ля Ришелье” занимался разведением садов и огородов. Его плодовые сады по волжскому склону были самыми ухоженными и плодовитыми . Но  свою кличку ” Егор-помидор  он обрел” – потому что  личным примером убедил патриархальных и  невежественных симбирян в том, что привезенный из  немыслимых  далей заокеанский плод может не только украшать застолье – но и быть съедобным. И главное: что съедание этого “красавца-помидора” не ведет к импотенции и бесплодью.

Это     обеспечило победное шествие томатов по местным огородам и застольями –  и  также  утвердило невероятную популярность и авторитет самого Рогозина не только в  славном граде Симбирске- но и во всей губернии.

А ведь не стеснялся  Егор Кузьмич поначалу  с корзиночкой спелых помидоров и на базаре  часами  стоять, призывно поговаривая:

–  Будешь кушать помидор – будешь весел, будешь бодр!

А Лев Левин – кругленький  лысенький человек лет пятидесяти со странноватым для возраста безмятежным и слегка лупоглазым взглядом  был весьма говорлив и улыбчив –  какими и  бывают обыкновенно извозчики, полотеры, продавцы, галантерейщики, парикмахеры  и прочий городской люд, из поколения в поколение  усваивавший   ,что    «Знать-то знай – да рот не раскрывай»   и что «Грех не беда-молва нехороша».

Эти незыблемые правила существования и  позволяли  Левину  выживать при любых обстоятельствах. Ну. и еще то, что Лев  на всю жизнь запомнил наставление матери: «При любой власти люди  будут бриться и  стричься ».

Вот почему  “Лелёк”, как именовали Левина  симбирские обыватели,  и был умелым, можно сказать, талантливым брадобреем, имевшим собственную парикмахерскую на главной улице Симбирска.

В ней до апреля восемнадцатого года, трудились  он сам и еще два  нанятых им  стригаля.  Однако  ленинский революционный декрет о всеобщей национализации в России лишил Левина  собственности и наемных работников. Тогда парикмахерская,  именовавшаяся как  “Мечта гусара” обрела революционное имя –  теперь на её вывеске лихой коник красовался в папахе, переплетенной алой лентой. Шашка была попрежнему вознесена  ввысь_ но  надпись была уже другой…Она гласила: “Артель “Красный чубарь”. Стрижка и брижка бойцов Революции со скидкой.”.

По будням  клиентов    было не густо – народ постепенно переходил на самообслуживание. Скучающий Левин постригал печатников городской типографии – и те регулярно приносили ему в виде оплаты  все свежие номера газеты “Пролетарский путь”,которую. издавал местный губернский комитет  “большевиков”.

Много чего печаталось – но  Левина особенно  впечатляли  публикуемые  в большом количестве   приказы, распоряжения, объявления новых властей.

– Извольте полюбоваться  на эту благодать!- предлагал Лев Гдальевич очередному  клиенту, которого  не хотел поспешно отпускать из своего заведения – Ну, просто прелесть! Горячий пульс   преобразований  ! Аромат революционных терзаний!

Он усаживал  посетителя возле  потертого журнального столика, ласкал его взглядом и улыбкой, клал перед ним  подшивки    газет…

– Тут  есть   на что обратить ваше внимание! Перед вами так сказать,  вся  живопись нашей  новой эпохи, вся ее квитэссенция …Почитайте пока я готовлю ваш антураж!

Уставший   от невзгод, от душевной неустроенности и скудной пищи  клиент в ожидании  бритья и стрижки  углублялся в листание газетных страниц.. Многочисленные приказы и наставления  революционных властей  были  действительно  захватывающе интересны, неожиданны, суровы, многозначительны…..

    ««Известия Симбирского Совдепа».

 «Доводится до сведения лиц, желающих поступить на ускоренные курсы Академии Генерального штаба, что они должны прибыть на испытания в Москву 14 мая сего года».

                                     ***

«По полученным сведениям, из Владимира в Симбирск направляется радиостанция на обслуживание нашего города».

                                     ***    

«Революция предоставляет нам свободу национального самоопределения и понять духовные запросы своей национальности. Каждая национальность образует свой культурно-просветительский кружок — русские, татары, чуваши имеют уже свои кружки и могут вполне отвечать духовным запросам своего народа… но мордовская национальность осталась разрозненной. А между тем она имеет свою культуру, самобытность, свой жизненный устой…

В Симбирске образовался мордовский культурно-просветительский кружок. Коммиссариат народного просвещения пришел к нему на помощь».

                                     ***

«Ежедневно приходится отмечать новое повышение цен на муку, продаваемую на базаре. В понедельник ржаная мука продавалась по 70 рублей, в среду — по 75, в четверг — по 78 рублей за пуд. Один фунт черного хлеба в четверг стоил у торговок полтора рубля».

***

 «Приказание по Симбирскому губернскому

военному комиссариату

Губернский исполнительный комитет, ввиду контрреволюционных выступлений чехословаков в Пензенской губернии и возможности открытия военных действий на территории Симбирской губернии, выделил чрезвычайный военно-революционный штаб, к которому перешла вся полнота власти по обороне Симбирской губернии.

Во главе штаба: военный комиссар Симбирской губернии Иванов, начальник штаба Пеньевский; члены штаба: Фрейман, Гольман, Измайлов, Гладышев и Дольников.

Всех жителей прошу спокойно отнестись к надвигающимся событиям, не поддаваясь панике, помня, что рабочие и крестьяне не отдадут ни за что завоеванной революции.

Военный комиссар Симбирской

губернии Гладышев.»

                                         ***

         

Москва,4 июня 1918 года

Из доклада В. И. Ленина на объединенном заседании ВЦИК

Московского Совета и профессиональных союзов:

«Перед нами теперь, летом 1918 года, может быть, один из самых трудных, из самых тяжелых и самых критических переходов нашей революции».

                                     ***

Симбирск.  8 июня 1918 года.

Из протокола заседания Симбирского комитета РКП(б):

«…Товарищ Прытков говорит, что нам необходимо обратить серьезное внимание, чтобы все члены партии приходили бы на обучение военному искусству, ибо предыдущая неделя показала, что из 200 членов на занятии бывает только 50—60 человек, против чего нам нужно принять решительные меры, вплоть до исключения из партии.

Принимается предложение: против членов, не являющихся на занятия в течение 3 дней, будут исключены из партии.

Товарищ Панин говорит, что реквизиция товаров должна быть сконцентрирована в одном ведомстве, ибо всякая самочинная реквизиция подрывает авторитет Советской власти».

-Да, температурка  нарастает…Реквизиция набирает  темп. Вы,мой дорогой кауфер,не опасаетесь, что у вас национализируют даже ножницы и бритвы?

Была  суббота, газеты  перелистывал уже  побритый и  даже освеженный остатками  парфюма  старый знакомец и ,можно сказать, даже приятель   парикмахера   садовод Рогозин.  Лев  Гдальевич  достал заветную посудинку    с «шустовским»,нацедил  по лафитничку.

Выдохнул после глотка:

– Ножницы точно могут забрать. Но в первую очередь национализируют бритвы.

Это почему?- удивился Рогозин.

– Слишком опасный инструмент …особенно в руках  опытного парикмахера.. Тем более, что ко мне заглядывает прифрантиться   даже сам товарищ Варейкис,- туманно  намекнул Левин. –  Он, хоть и большевик, но любит за  фейсом своим присматривать..

_ А кто есть  персона сия? –удивился  Рогозин.- И чем  он промышлет в наших кущах? Тоже  парикмахерствует?

–  Ка-ак!? Вы не знаете кто есть Варейкис? И почему он прибыл к нам  в самый разгар лета,когда все приличные люди стремятся  к пляжам??

-Представления не имею о сем овоще!-  Поведайте ,если знаете!

– «UNO MOMENTO!»  Но сперва дам  посмотреть  еще одну бумагу . Не ищите ее в газетах! Ознакомил человек с телеграфа. Совершенно секретно!

На извлеченном из потайного ящичка листке  значилось:

«Москва, 2 июня 1918 года

Наставление ВЦИК и СНК всем местным Советам и всему  населению о том, как поступать в случае нашествия

неприятеля

«…При попытке врага перейти в наступление местное население обязано под руководством своих Советов строжайше соблюдать следующий приказ:

В первую голову вывозить боевые запасы.

Все, что не будет вывезено, должно быть подожжено и взорвано.

Зерно и муку увозить пли зарывать в землю. Чего нельзя зарыть — уничтожать.

Скот угонять.

Машины выводить целиком или по частям. Если нельзя увезти — разрушать.

Невывезенные металлы — закапывать в землю.

Паровозы и вагоны угонять вперед. Рельсы разбирать. Мосты минировать и взрывать. Леса и посевы за спиной неприятеля сжигать.

Всеми силами и средствами затруднять врагам движение вперед. Устраивать засады. Действовать огнестрельным и холодным оружием.

Обеспечивать себе тыл. А для этого поголовно истреблять шпионов, провокаторов, белогвардейцев, контрреволюционных предателей, которые оказывают прямое или косвенное содействие врагу.

Председатель СНК В. И. Ленин

Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов».

– Каково, сударь? Подчеркну, что сия депеша была послана по телеграфу для всех «Совдепов» секретно.

– Вот  я и говорю: температурка  вверх лезет.. Так  не в связи ли  с этой бумагой и  прибыл к нам инкогнито некто Варейкис, ваш  новый клиент?

(Продолжение следует).