В северной части города около Центра татарской культуры (старожилам это здание знакомо как кинотеатр «Октябрь») вот уже 10 лет стоит памятник средневековому поэту, основоположнику татарской литературы Кул Гали.


Фото – wikipedia

Памятник был открыт 17 октября 2008 года. Его открытие приурочили к 825-летию со дня рождения поэта.
К сожалению, далеко не все горожане, да и гости города знают, что это был за человек, какое отношение он имеет к нашему краю. Кул Гали был не только выдающимся поэтом, он был мыслителем, всесторонне образованным человеком. Его блистательная поэма «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Юсуфе») и сегодня является одним из великих шедевров мировой культуры. Кул Гали был современником Низами, Руставели, автора «Слова о полку Игореве».

Родился будущий поэт в 1183 году в небольшом селении в устье реки Зай Волжской Булгарии. Территория современной Ульяновской области полностью входила в состав этого средневекового государства. Если учесть, что булгары уже в XII веке умели плавить чугун, чеканить монеты, строить городские бани и высокие каменные минареты, наносить рисунки на металл, писать на бересте и бумаге, то можно сделать вывод, насколько была высока культура этого государства. Кул Гали был для того времени довольно образованным человеком. Он учился в медресе. Долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока: Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка. Он подолгу жил в Би-ляре и Волгаре – столицах Волжской Булгарин, в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Имел духовный сан муллы.

1236-й – трагический год для истории самого первого государства Поволжья – Волжской Булгарии. Именно тогда под ударами полчищ монгольских завоевателей государство утратило свою национальную независимость. Такой патриот, как Кул Гали, безусловно, не мог стоять в стороне от судьбы своей Отчизны. Есть версия, что именно в этот год Кул Гали погиб. Хотя есть и еще одна версия, согласно которой поэт спасся и умер спустя годы – в 1241 году.

Самым известным произведением Кул Гали считается поэма «Кысса-и Йусуф». Поэма была написана в очень непростое время, когда под натиском войск Чингисхана исчезали с лица земли целые государства, творились неслыханные жестокости. Сколько произведений искусства, научных и литературных трудов, должно быть, погибло тогда под копытами степных коней и в пожарах…

И все же эта подлинная жемчужина средневековой поэзии была сохранена. Она переписывалась в сотнях экземпляров, передавалась из рук в руки, из поколения в поколение на всех просторах Поволжья и Приуралья. Чем же она покорила сердца своих читателей, почему до сих пор считается подлинным достоянием тюркоязычной литературы?

Знаменательно, что поэма «Кысса-и Йусуф» какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые были выражены в творениях Руставели и Низами. Происходила внутренняя перекличка между поэтами разных стран, отстаивавшими гуманизм, братство между народами, общие нравственные идеалы и стойкость духа.

Ценность этого произведения в том, что суть изложенного была понятна и близка не только современникам Кул Гали. Та схватка страстей, противоборство Добра и Зла, чести и бесчестия, правды и лжи, справедливости и беззакония, скромности и самовлюбленного хвастовства, алчности и порядочности, которые с такой мощью кипят на страницах поэмы Кул Гали, волнуют нас и теперь.

В судьбе главного действующего лица поэмы воплощена не только идея восхождения к верховной власти человека, происходящего из демократических низов, смысл поэмы гораздо шире, масштабнее. Йусуф перенес немало горя и страданий. Он был предан братьями-завистниками, брошен в страшный колодец, кишащий змеями и ядовитыми пресмыкающимися, продан за гроши в рабство, заточен в темницу. Но герой не пал духом, не совершил ни одного недостойного поступка, не смалодушничал.

Даже тогда, когда круто изменились обстоятельства, и Йусуф стал знатным человеком в Египте, он не изменяет своей натуре, своей правде, своей безупречной порядочности. Не созвучны ли нам сегодня эти, воспеваемые поэтом средневековья, идеалы и человеческие ценности?

Своим произведением Кул Гали утверждал простую мысль: судьба, каковы бы ни были ее коварные и непредвиденные повороты, сторицей вознаграждает человека доброго, справедливого, честного, любящего людей, жаждущего их благополучия, не теряющего достоинства в самых непредвиденных, порой трагических обстоятельствах.

Столетия творение Кул Гали существовало в рукописном виде. До 1960 года учеными было обнаружено 33 старинных списка книги, все они вышли из рук переписчиков-тата. Отдельные экземпляры списков хранятся в самых авторитетных музеях и библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Берлина, Дрездена.

Поэма находилась в домах крестьян, городских ремесленников, учителей даже в годы жесточайших мусульманско-религиозных гонений и запретов. Впервые она была подготовлена к печати поэтом и ученым Габдрахимом Утыз Имяни и издана в 1839 году в типографии Казанского университета. До 1917 года поэма переиздавалась более 80 раз.

По решению ЮНЕСКО, в 1983 году отмечалось 800-летие со дня рождения Кул Гали. Когда столица Татарстана готовилась к своему тысячелетию, было принято решение об открытии в Казани памятника поэту. Он был создан скульпторами Андреем Балашовым и Асией Минуллиной совместно с архитектором Розалией Нургалеевой. Внешний облик поэта, безусловно, собирательный: ни одного изображения или описания его лица не сохранилось.

В нашем городе впервые с инициативой открыть памятник булгарскому поэту еще в 1998 году выступило ульяновское областное татаро-башкирское общественное движение «Ту-ган тел» («Родная речь»). Градостроительный совет Ульяновска поддержал идею и определил для монумента место в центре города, однако, в силу каких-то обстоятельств, проект был заморожен.

Спустя несколько лет организация «Булгарское возрождение» снова инициировала установку памятника Кул Гали. Скульптура была преподнесена в дар Правительством Республики Татарстан, которое вместе с более чем тысячей жителей Ульяновской области внесло пожертвования на обустройство постамента и территории вокруг памятника.

Скульптура Кул Гали выполнена из бронзы московским скульптором Константином Головушкиным по образу, созданному ульяновским художником Ильмиром Аксеновым. Кул Гали держит в руках книгу. Памятник стал не только данью памяти тюркоязычному поэту. Это дань памяти представителю средневековой литературы, которая вошла в сокровищницу мировой культуры.

Галина Величкина, заведующая сектором музейных образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея