В северной части города около Центра татарской культуры (старожилам это здание знакомо как кинотеатр «Октябрь») вот уже 10 лет стоит памятник средневековому поэту, основоположнику татарской литературы Кул Гали.
Памятник был открыт 17 октября 2008 года. Его открытие приурочили к 825-летию со дня рождения поэта. Родился будущий поэт в 1183 году в небольшом селении в устье реки Зай Волжской Булгарии. Территория современной Ульяновской области полностью входила в состав этого средневекового государства. Если учесть, что булгары уже в XII веке умели плавить чугун, чеканить монеты, строить городские бани и высокие каменные минареты, наносить рисунки на металл, писать на бересте и бумаге, то можно сделать вывод, насколько была высока культура этого государства. Кул Гали был для того времени довольно образованным человеком. Он учился в медресе. Долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока: Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка. Он подолгу жил в Би-ляре и Волгаре – столицах Волжской Булгарин, в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Имел духовный сан муллы. 1236-й – трагический год для истории самого первого государства Поволжья – Волжской Булгарии. Именно тогда под ударами полчищ монгольских завоевателей государство утратило свою национальную независимость. Такой патриот, как Кул Гали, безусловно, не мог стоять в стороне от судьбы своей Отчизны. Есть версия, что именно в этот год Кул Гали погиб. Хотя есть и еще одна версия, согласно которой поэт спасся и умер спустя годы – в 1241 году. Самым известным произведением Кул Гали считается поэма «Кысса-и Йусуф». Поэма была написана в очень непростое время, когда под натиском войск Чингисхана исчезали с лица земли целые государства, творились неслыханные жестокости. Сколько произведений искусства, научных и литературных трудов, должно быть, погибло тогда под копытами степных коней и в пожарах… И все же эта подлинная жемчужина средневековой поэзии была сохранена. Она переписывалась в сотнях экземпляров, передавалась из рук в руки, из поколения в поколение на всех просторах Поволжья и Приуралья. Чем же она покорила сердца своих читателей, почему до сих пор считается подлинным достоянием тюркоязычной литературы? Знаменательно, что поэма «Кысса-и Йусуф» какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые были выражены в творениях Руставели и Низами. Происходила внутренняя перекличка между поэтами разных стран, отстаивавшими гуманизм, братство между народами, общие нравственные идеалы и стойкость духа. Ценность этого произведения в том, что суть изложенного была понятна и близка не только современникам Кул Гали. Та схватка страстей, противоборство Добра и Зла, чести и бесчестия, правды и лжи, справедливости и беззакония, скромности и самовлюбленного хвастовства, алчности и порядочности, которые с такой мощью кипят на страницах поэмы Кул Гали, волнуют нас и теперь. В судьбе главного действующего лица поэмы воплощена не только идея восхождения к верховной власти человека, происходящего из демократических низов, смысл поэмы гораздо шире, масштабнее. Йусуф перенес немало горя и страданий. Он был предан братьями-завистниками, брошен в страшный колодец, кишащий змеями и ядовитыми пресмыкающимися, продан за гроши в рабство, заточен в темницу. Но герой не пал духом, не совершил ни одного недостойного поступка, не смалодушничал. Даже тогда, когда круто изменились обстоятельства, и Йусуф стал знатным человеком в Египте, он не изменяет своей натуре, своей правде, своей безупречной порядочности. Не созвучны ли нам сегодня эти, воспеваемые поэтом средневековья, идеалы и человеческие ценности? Своим произведением Кул Гали утверждал простую мысль: судьба, каковы бы ни были ее коварные и непредвиденные повороты, сторицей вознаграждает человека доброго, справедливого, честного, любящего людей, жаждущего их благополучия, не теряющего достоинства в самых непредвиденных, порой трагических обстоятельствах. Столетия творение Кул Гали существовало в рукописном виде. До 1960 года учеными было обнаружено 33 старинных списка книги, все они вышли из рук переписчиков-тата. Отдельные экземпляры списков хранятся в самых авторитетных музеях и библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Берлина, Дрездена. Поэма находилась в домах крестьян, городских ремесленников, учителей даже в годы жесточайших мусульманско-религиозных гонений и запретов. Впервые она была подготовлена к печати поэтом и ученым Габдрахимом Утыз Имяни и издана в 1839 году в типографии Казанского университета. До 1917 года поэма переиздавалась более 80 раз. По решению ЮНЕСКО, в 1983 году отмечалось 800-летие со дня рождения Кул Гали. Когда столица Татарстана готовилась к своему тысячелетию, было принято решение об открытии в Казани памятника поэту. Он был создан скульпторами Андреем Балашовым и Асией Минуллиной совместно с архитектором Розалией Нургалеевой. Внешний облик поэта, безусловно, собирательный: ни одного изображения или описания его лица не сохранилось. В нашем городе впервые с инициативой открыть памятник булгарскому поэту еще в 1998 году выступило ульяновское областное татаро-башкирское общественное движение «Ту-ган тел» («Родная речь»). Градостроительный совет Ульяновска поддержал идею и определил для монумента место в центре города, однако, в силу каких-то обстоятельств, проект был заморожен. Спустя несколько лет организация «Булгарское возрождение» снова инициировала установку памятника Кул Гали. Скульптура была преподнесена в дар Правительством Республики Татарстан, которое вместе с более чем тысячей жителей Ульяновской области внесло пожертвования на обустройство постамента и территории вокруг памятника. Скульптура Кул Гали выполнена из бронзы московским скульптором Константином Головушкиным по образу, созданному ульяновским художником Ильмиром Аксеновым. Кул Гали держит в руках книгу. Памятник стал не только данью памяти тюркоязычному поэту. Это дань памяти представителю средневековой литературы, которая вошла в сокровищницу мировой культуры. Галина Величкина, заведующая сектором музейных образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
кстати
В истории литературы не раз случались всякого рода литературные мистификации…
Олег
Вы о повести временных лет?)))
Занятны ревностные потуги разных нациков именно свой народец представить первее, старее на опр.территории.
Разделяй и повышай пенсионный возраст))))
Гость
Ну правильно тогда вообще пенсий не было, так что еще чуть чуть
Дед Столет
Это ты быдло пришёл и живёшь на нашей земле. Ничего, недолго осталось, так же как и с пенсиями)))
Олег
Мне нравится как урканы на подобное отвечают.
У порядочных все общее.
А своё место только для определённой категории дедовстолетов из ЕР)))
Николай Марянин
Есть некоторые неточности. Место рождения Кул Гали – это плод фантазии некоторых исследователей. И биография его большей частью вымышлена, в частности, ему приписали некоторые факты биографии другого Кул Гали, жившего на сто с лишним лет позже. Сведения эти появились лишь 200 лет назад в сочинении «Таварих-и Болгария», которому татарские учёные, мягко говоря, не доверяют. А единственным реально сохранившимся источником биографических сведений о поэте Кул Гали является лишь сама поэма «Кысса-и Йусуф». Он там пишет: «Сей труд я завершил в шестьсот тридцатый год, / Сейчас — святой Раджаб, – тридцатый день идёт». В переводе на новое летоисчисление, это 12 мая 1233 года. От этой даты вычислили примерный год рождения Кул Гали — около 1183 года. По мнению тюркологов, языковые особенности поэмы свидетельствуют о том, что она была написана в Нижнем Поволжье, где происходило этнокультурное взаимодействие огузов и кипчаков. То есть, жил Кул Гали где-то в нижнем течении Волги. По содержанию, стилю и тону поэмы предположили, что автор был высокообразованным для своего времени человеком, хорошо знал арабско-персидскую литературу. Вот только две строки в подтверждение: «Здесь сказано о том, кто был Йусуф-пророк, / С арабских мудрых книг, с персидских славных строк». В связи с незавершённостью отдельных строф поэмы сделали вывод, что окончательно отредактировать текст автору помешала, возможно, гибель во время монгольского нашествия в 1236 году. Вот и всё, что реально можно сказать о биографии Кул Гали.
Есть ещё одно предположение, что он неоднократно посещал города Болгар и Биляр. И вот это как раз свидетельствует о том, что Кул Гали имел отношение к нашему краю. Добираясь по торговым путям с Нижней Волги в столицу Волжской Булгарии и возвращаясь назад, он непременно пересекал нынешнюю территорию Ульяновской области. Возможно, переправлялся через Волгу чуть ниже нашего города, ведь здесь была переправа торгового пути из Болгара в Киев.
Не так ли?
Скорее всего, это татарский Оссиан?
Николай Марянин
Можно и так сказать, но его почитают не только татары, но и другие тюркские народы. Поэма написана на тюркском языке на основе огузского, а некоторые относят его к булгарскому языку. Так сложилось, что творчество Кул Гали оказало сильнейшее влияние на формирование именно татарской письменной литературы, особенно поэзии. Хотя поэма написана на сюжеты из Корана, общие для многих тюркских народов.
Горожанин
Пойду лучше Пушкина почитаю
культпросвет
нечего чураться, за 300 лет твоих бабок и монголы, и татары, и чуваши насиловали. так что не чистый ты русский , как и сам Пушкин)))
Горожанин
Не знаю, не знаю кто кого насиловал, если Казань и Поволжье русские завоевали.
Эхехеее!
А раньше при Советах,тут кинотеатр “Октябрь” был. Теперь не пойми что!
Дед Столет
Самое главное что не церква и не храмина, остальное пофиг
Аноним
Сейчас там центр татарской культуры, а кинотеатр “Октябрь” к большому сожалению был разрушен и никому не нужен после распада СССР, поэтому то старое здание реконструировать дабы дать ему новую жизнь