|
В северной части города около Центра татарской культуры (старожилам это здание знакомо как кинотеатр «Октябрь») вот уже 10 лет стоит памятник средневековому поэту, основоположнику татарской литературы Кул Гали.
Памятник был открыт 17 октября 2008 года. Его открытие приурочили к 825-летию со дня рождения поэта. Родился будущий поэт в 1183 году в небольшом селении в устье реки Зай Волжской Булгарии. Территория современной Ульяновской области полностью входила в состав этого средневекового государства. Если учесть, что булгары уже в XII веке умели плавить чугун, чеканить монеты, строить городские бани и высокие каменные минареты, наносить рисунки на металл, писать на бересте и бумаге, то можно сделать вывод, насколько была высока культура этого государства. Кул Гали был для того времени довольно образованным человеком. Он учился в медресе. Долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока: Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка. Он подолгу жил в Би-ляре и Волгаре — столицах Волжской Булгарин, в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Имел духовный сан муллы. 1236-й — трагический год для истории самого первого государства Поволжья — Волжской Булгарии. Именно тогда под ударами полчищ монгольских завоевателей государство утратило свою национальную независимость. Такой патриот, как Кул Гали, безусловно, не мог стоять в стороне от судьбы своей Отчизны. Есть версия, что именно в этот год Кул Гали погиб. Хотя есть и еще одна версия, согласно которой поэт спасся и умер спустя годы — в 1241 году. Самым известным произведением Кул Гали считается поэма «Кысса-и Йусуф». Поэма была написана в очень непростое время, когда под натиском войск Чингисхана исчезали с лица земли целые государства, творились неслыханные жестокости. Сколько произведений искусства, научных и литературных трудов, должно быть, погибло тогда под копытами степных коней и в пожарах… И все же эта подлинная жемчужина средневековой поэзии была сохранена. Она переписывалась в сотнях экземпляров, передавалась из рук в руки, из поколения в поколение на всех просторах Поволжья и Приуралья. Чем же она покорила сердца своих читателей, почему до сих пор считается подлинным достоянием тюркоязычной литературы? Знаменательно, что поэма «Кысса-и Йусуф» какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые были выражены в творениях Руставели и Низами. Происходила внутренняя перекличка между поэтами разных стран, отстаивавшими гуманизм, братство между народами, общие нравственные идеалы и стойкость духа. Ценность этого произведения в том, что суть изложенного была понятна и близка не только современникам Кул Гали. Та схватка страстей, противоборство Добра и Зла, чести и бесчестия, правды и лжи, справедливости и беззакония, скромности и самовлюбленного хвастовства, алчности и порядочности, которые с такой мощью кипят на страницах поэмы Кул Гали, волнуют нас и теперь. В судьбе главного действующего лица поэмы воплощена не только идея восхождения к верховной власти человека, происходящего из демократических низов, смысл поэмы гораздо шире, масштабнее. Йусуф перенес немало горя и страданий. Он был предан братьями-завистниками, брошен в страшный колодец, кишащий змеями и ядовитыми пресмыкающимися, продан за гроши в рабство, заточен в темницу. Но герой не пал духом, не совершил ни одного недостойного поступка, не смалодушничал. Даже тогда, когда круто изменились обстоятельства, и Йусуф стал знатным человеком в Египте, он не изменяет своей натуре, своей правде, своей безупречной порядочности. Не созвучны ли нам сегодня эти, воспеваемые поэтом средневековья, идеалы и человеческие ценности? Своим произведением Кул Гали утверждал простую мысль: судьба, каковы бы ни были ее коварные и непредвиденные повороты, сторицей вознаграждает человека доброго, справедливого, честного, любящего людей, жаждущего их благополучия, не теряющего достоинства в самых непредвиденных, порой трагических обстоятельствах. Столетия творение Кул Гали существовало в рукописном виде. До 1960 года учеными было обнаружено 33 старинных списка книги, все они вышли из рук переписчиков-тата. Отдельные экземпляры списков хранятся в самых авторитетных музеях и библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Берлина, Дрездена. Поэма находилась в домах крестьян, городских ремесленников, учителей даже в годы жесточайших мусульманско-религиозных гонений и запретов. Впервые она была подготовлена к печати поэтом и ученым Габдрахимом Утыз Имяни и издана в 1839 году в типографии Казанского университета. До 1917 года поэма переиздавалась более 80 раз. По решению ЮНЕСКО, в 1983 году отмечалось 800-летие со дня рождения Кул Гали. Когда столица Татарстана готовилась к своему тысячелетию, было принято решение об открытии в Казани памятника поэту. Он был создан скульпторами Андреем Балашовым и Асией Минуллиной совместно с архитектором Розалией Нургалеевой. Внешний облик поэта, безусловно, собирательный: ни одного изображения или описания его лица не сохранилось. В нашем городе впервые с инициативой открыть памятник булгарскому поэту еще в 1998 году выступило ульяновское областное татаро-башкирское общественное движение «Ту-ган тел» («Родная речь»). Градостроительный совет Ульяновска поддержал идею и определил для монумента место в центре города, однако, в силу каких-то обстоятельств, проект был заморожен. Спустя несколько лет организация «Булгарское возрождение» снова инициировала установку памятника Кул Гали. Скульптура была преподнесена в дар Правительством Республики Татарстан, которое вместе с более чем тысячей жителей Ульяновской области внесло пожертвования на обустройство постамента и территории вокруг памятника. Скульптура Кул Гали выполнена из бронзы московским скульптором Константином Головушкиным по образу, созданному ульяновским художником Ильмиром Аксеновым. Кул Гали держит в руках книгу. Памятник стал не только данью памяти тюркоязычному поэту. Это дань памяти представителю средневековой литературы, которая вошла в сокровищницу мировой культуры. Галина Величкина, заведующая сектором музейных образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея |
|