18 июня исполнилось 140 лет со дня рождения писателя, литературного критика Александра Глинки (1878-1940), писавшего под псевдонимом Волжский. Он родился в Симбирске в семье адвоката Сергея Владимировича Глинки.
Произведения Александра Сергеевича называют философскими, литературоведческими. Круг авторов, чье творчество его интересовало и служило поводом для статей, был весьма широк. Первым следует назвать Достоевского, но еще были Лев Толстой, Лесков, Чехов, Глеб Успенский и многие другие. Эта широта интересов помогла ему в советское время, когда собственные работы печатать стало невозможно. Он нашел применение своим знаниям в качестве редактора-составителя и комментатора, готовил к печати сочинения Глеба Успенского, Антона Чехова и другие произведения.
В детстве Александр потянулся одно время к религии, потом стали превалировать литературные интересы, что не было случайным. В»роду Глинок встречались блестящие писатели. Один из них – Федор Николаевич, участник Отечественной войны 1812 года, автор знаменитых «Писем русского офицера» – принадлежал к умеренному крылу декабристов. Его брат – Сергей (прадед критика) тоже сражался с Наполеоном. Издавал в 1808-1824 годах журнал «Русский вестник». Свое первоначальное образование Александр Сергеевич получил в Симбирской гимназии, которую не закончил. Позднее, в восемнадцатилетнем возрасте, оказался домашним учителем в старинном селе Помаево (Сурский район). Как раз в это время здесь жил будущий известный поэт Велимир (Виктор) Хлебников.
Между ним и Глинкой завязались дружеские отношения, которые сохранились надолго. Конечно, Глинке вовсе не нравилась перспектива навсегда застрять в этой сельской глуши, поэтому он решил пойти по стопам отца, в 1898 году сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и поступил в Московский университет на юридический факультет. В эти годы симбирянин увлекся взглядами идеолога позднего народничества Николая Михайловского. Заметив активного единомышленника в лице Глинки, Михайловский пригласил его в свой журнал «Русское богатство». Перед этим молодому человеку пришлось еще раз повидать Симбирск. В 1901 году он принял участие в уличных студенческих беспорядках. А кроме того, ему было предъявлено обвинение в издании подпольного журнала. Ему пришлось пробыть некоторое время в камере, а затем проследовать в Симбирск под надзор полиции. Здесь он работал над исследованием «Два очерка об Успенском и Достоевском».
В 1904 году в «Русском богатстве» напечатана статья Глинки-Волжского «Глеб Успенский о заболевании русского человека». После этого произошла литературная стычка с известным политическим деятелем Анатолием Луначарским. По мысли Глинки, человеческая личность бесценна сама по себе, ее нельзя целиком растворить в обществе. Луначарский, напротив, напоминал о коллективизме, о необходимости жертв ради движения вперед, к высшим формам бытия.
Из месяца в месяц публиковались статьи и обзоры Глинки-Волжского в «Журнале для всех», «Русской мысли», «Московском еженедельнике». За текущими делами Александр Сергеевич не забывал про родной Симбирск. В бурном 1905 году он побывал на берегах Волги.
В революционные годы Волжский отошел от публицистики. Все чаще он говорил о своем желании «остаться в безыскусственности жизни и быта» и перешел на финансово-хозяйственную работу, но с литературой не расстался. Начиная с 1940 года выходило 14-томное издание сочинений Глеба Успенского, в подготовке которого участвовал Александр Глинка.
Умер Александр Сергеевич в Москве в августе 1940-го года.
Его внучка вспоминала, что дед был подлинным главой семьи в патриархальном смысле слова. Взрослые, давно женатые сыновья, со всеми своими проблемами приходили сначала к матери, и только после обсуждения всех своих дел с нею осмеливались на разговор с отцом. При этом дед говорил всегда тихим голосом, мягко и деликатно. Редакторская работа требовала сосредоточенности и тишины, поэтому рабочий день деда делился на две части, как и время сна. Начинал работать он в пять часов утра, зимой – еще затемно, когда весь дом досматривал последние сны и тишина стояла полнейшая. В десятом часу садились завтракать, после чего дедушка отправлялся спать до двух часов. После обеда дед вновь усаживался за работу. Только после семи уже можно было пошуметь в доме.
Нина КОСТЕРИНА