9 (20 по н.с.) 1722 года в Симбирске, «по случаю сильной бури», сделала остановку флотилия Петра I. Можно достоверно утверждать, что император дважды причаливал к симбирскому берегу: 26 апреля 1695 г. – в первом Азовском походе; и в 1722-м – во время похода Персидского. А вот упоминаемая рядом авторов краткая остановка в 1723 году – «отправляясь походом к Дербенту» – вызывает большие сомнения. Дербент был взят Петром еще в августе 1722 г., в ноябре император выехал из Астрахани в Москву и в кампании 1723 года личного участия не принимал.
1695. Петр начинает военную кампанию против Османской империи. Главная цель – взятие Азова и получение выхода к Черному морю. Армия Шереметева и авангард Гордона двигались сухим путем; а главные силы Головина и Лефорта 28 апреля отправились из Москвы по рекам. Этот – еще не флот, а караван стругов с людьми и припасами, шел по Волге, «не минуя ни одного низового города». Там был и бомбардир Петр Михайлов, руководивший походом. От Царицына – сухим путем, неся на себе припасы и вооружение, и – вновь на стругах по Дону. Взять Азов сразу не удалось – сказалось отсутствие флота. В Воронеже и Преображенском разворачивается строительство кораблей, в мае 1696-го возобновляется осада крепости, русский флот выходит в Азовское море, и – 19 июля Азов пал.
1722. Персидский поход на Каспий – в Азербайджан и Дагестан, владения Персии. По Волге идет уже не караван – настоящий флот. Петр, находясь на флагманском струге «Москворецкий» (рис. на фото 2), делает остановки в городах, инспектирует адмиралтейства и верфи, принимает построенные корабли. В Казани, где император задержался на 12 дней, были и симбирские купцы, осуществлявшие поставки для флота. В Астрахани проведен смотр флотилии, и 18 июля 274 корабля вышли в Каспийское море (картина на фото 6). В 1722-1723 гг. действиями на суше и море взяты Дербент, Баку и др. По мирному договору России отошел ряд городов и провинций.
Такова преамбула. Наш местный интерес куда скромнее – был ли Петр I в Симбирске, сколько времени, чем занимался? Сведения об этом скупы, основаны почти исключительно на преданиях (источник недостоверный) и очень противоречивы. Попробуем сделать обзор описаний наших симбирских авторов.
И.И.Пушкарев (1; 1837) упоминает лишь о восхождении Петра I в 1722 г. на Девичью гору при посещении имения Меншикова. Обозрев окрестности, он предрек краю большое будущее и высек надпись на камне. Такое же предание есть и о Лысой горе у с.Моркваши, тоже входившего в Симбирский край, где была высечена надпись «1722 годъ Петръ Первый». Об этом, в частности, писал Т.Г.Масленицкий (1780).
Симбирский сборник 1868 года (2) сообщает: «Симбирск видел Петра Великого два раза: в 1722 г. во время пути в Астрахань и в 1723 г., когда Петр отправился в поход к Дербенту [см. выше]. В первый раз сильная буря на Волге заставила Петра остановиться в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь в самом городе, т.е. на горе, но сохранилось предание, что он останавливался в подгорье, на том месте, где впоследствии, в ознаменование Царского посещения, построена церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла… Карамзин в письме к Дмитриеву говорит, что в детстве знал некоего Сергея Кашинцева, звонившего в Симбирске в колокола при получении известия о полтавской победе…
Сохранилось предание, что в числе назначенных на его галеру гребцов были известные впоследствии симбиряне Иван и Яков Твердышевы и Иван Семенович Мясников. Петр Великий вступил с ними в разговор и, пораженный их меткими ответами, спросил: отчего, при их уме, они простые гребцы, а не ищут счастья по склонам Уральских гор, подобно Акинфию Демидову. Мясников и Твердышевы отвечали Петру, что Демидов богатый оружейник, а они люди безденежные. Петр дал им 500 рублей с обещанием, что если они где отыщут руду, все эти места отдать в их вечную собственность и выслать деньги на устройство заводов. Твердышевы и Мясников, как известно, последовали предложению государя.
Через некоторое время после посещения Симбирска Петром Великим им прислана была из Москвы св. икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии в богатой серебряной ризе. Икона эта поставлена в теплом св. Троицком соборе…».
П.Л.Мартынов (3; 1898) в основном повторяет текст Сборника. Правда, упомянув о письме Карамзина к Дмитриеву, он дополняет его преданием (со ссылкой на записки кн.Баюшева), что «во время пребывания Государя под горой, во всех городских церквах производился трезвон…, так что Петр обратил внимание на одну из церквей и пожелал узнать, кто так искусно вызванивает на колокольне этой церкви, а когда ему доложили, что трезвонит старичок дворянин Кашинцев, то пожелал его видеть и разговаривал с ним».
М.Ф.Суперанский (4; 1898) кратко сообщает: «По преданию, Петропавловская церковь, на шоссейном пути от Волги в верхнюю часть города, построена в память посещения города императором Петром Великим. Церковь, говорит предание, построена на том самом месте, где была раскинута царская палатка в 1722 году. Государь ехал тогда в Астрахань по Волге, сильная буря заставила его высадиться на берег. В следующем, 1723 году, отправляясь в поход к Дербенту, Петр I также останавливался под горой. Поднимался ли он на гору – неизвестно». Почти не отличается и описание В.Э.Красовского (6; 1901).
А вот К.И.Невоструев (7; 1909) вообще отрицает факт высадки Петра на симбирский берег: «Петр I, совершая путешествия по Волге в 1695 г. в Азов и в 1722 г. в Персию, в оба раза миновал Симбирск, в первый – мая 26, во второй … [пропуск в тексте]. По преданию, император проплыл мимо города утром, часа в три. Симбирские жители ждали его на берегу около недели, но во время проезда случайно заснули, и только один из них, гостиной сотни Вас. Афан., по прозвищу Сухая Конина, темный богач, завидя государеву шлюпку, поспешно приплыл к нему и получил от него серебряный кубок».
Об официальных симбирских документах, свидетельствующих о посещении города Петром I, неизвестно. Это может объясняться как великим пожаром, уничтожившим архивы, так и тем фактом, что остановка в Симбирске была незапланированной – «сильная буря заставила». Горожане, рассчитывавшие лишь увидеть проплывающую флотилию, на высокий визит не рассчитывали и к приему не готовились. Но есть еще документы самого плавания – путевые (а позже и камер-фурьерские) журналы. Начало им положил Петр именно в Азовском походе, начав в 1695 г. собственноручно вести «Юрнал или поденные записки».
1695: «В 26 день [апреля], в 5-м часу проехали Соловецкую пустынь. В 12-м часу проехали к городу Синбирску, и была погода велика, и пристали к берегу на якорь; и многие суда стояли у города против церкви Спаса Преображения; церковь на берегу стоит, на самом верху, на горе. В «…» часу якорь вынули и пошли в путь, и был дождь; от города отъехали не само далеко, погодою прибило к берегу; и то было малое число, и опять пошли в путь. В 8-м часу проехали город Белый Яр на левой стороне…».
1722: «9-го июня. На рассвете приехали к Синбирску, где переменя гребцов пошли в путь; и отъехав от Синбирска версты 2, вошли в залив Волги, и ехали версты 4, и вошли в Волгу и пришли в вотчину Светлейшего князя [Меншикова] Новодевичье, где переменя гребцов пошли и плыли всю ночь. От Тетюш до Синбирска 90, от Синбирска до Новодевичья 60 верст».
Итак, если путевые журналы и не сообщают важных подробностей пребывания Петра в Симбирске, то неопровержимо свидетельствуют: остановки в городе были. В первом случае говорится о якорной стоянке флотилии прямо под Симбирской горой. Во втором – о смене в городе гребцов, что тоже дело небыстрое. Возможно, тогда и состоялся разговор императора с назначенными гребцами Иваном Мясниковым и братьями Твердышевыми, впоследствии одними из богатейших людей России. И трудно себе представить, чтобы Петр, вникавший в любое дело, не пожелал воспользоваться остановкой и сойти на берег. Значит, были и звон колоколов (может, и трезвон «старичка Кашинцева»), и торжественная встреча императора городской депутацией во главе с воеводой… Симбирск не стоял в стороне и от великого дела постройки флота. По указу Петра здесь заготавливался и отправлялся на верфи корабельный лес. Впрочем, все дела, относящиеся к Симбирску – в 1717-1728 гг. провинциальному городу Астраханской губернии – уже были решены в Казани, значит «подниматься на гору» Петру действительно не было надобности, как и времени.
Если подробностей пребывания императора в Симбирске история не сохранила, то память о самом событии город берёг. Напоминанием о нем служила церковь во имя апостолов Петра и Павла в Подгорье, на спуске к Волге. И сам спуск получил имя Петропавловского. П.А.Александров в стихотворении «Симбирск» (1898) написал:
…Здесь в преданиях края встает старина:
Холм Петра над рекою виднеется;
Где ладьи его в бурю прибила волна,
Там убогая церковь белеется;
И посажена царской рукой, есть молва,
Ель, в церковной ограде хранимая…
Ель, что росла около храма, молва называла посаженной и Петром, и Екатериной. Проверить это уже невозможно. Относительно же самой Петропавловской церкви многие авторы пишут, что она построена на месте остановки Петра и в память этого события купцом Афанасием Ларионовым в 1754 году. Это не совсем так.
А.К.Яхонтов (5; 1898) сообщает, что первые письменные упоминания о Петропавловской церкви относятся к 1729 году. В.Н.Ильин (8; 2001) относит время построения церкви еще дальше: «Первоначально церковь была построена приблизительно в 1692 г. Поэтому строительство в 1722-1729 гг. каменной однопрестольной церкви во имя св. Петра и Павла, вероятно, было вторым по времени». Автор не сообщает, как называлась первая деревянная церковь. Очевидно, ее перестройка и освящение во имя Петра и Павла и стало данью памяти событию 1722 года.
А.К.Яхонтов далее пишет: «По преданию, Петро-Павловская церковь служит памятником избавления Государя Петра Великого от потопления на реке Волге во время пути его в Астрахань [1722]. …Предание… свидетельствует, что он был в подгорье. Здесь… была раскинута его палатка. На месте этой палатки в скором времени была выстроена церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в память избавления царского судна от потопления и в ознаменование посещения города Императором. Подтверждают также, что ель, которая растет подле церкви с северной стороны, была посажена самим императором».
В подтверждение Яхонтов приводит тот факт, что по обе стороны Петропавловской церкви, на расстоянии 150 саж., стояли две приходских церкви – Успенская и Введенская. У небогатых и к тому времени уже немногочисленных жителей Подгорья не было необходимости строить рядом еще одну – если бы она не была памятником знаменательному событию.
В 1743 г. Петропавловская церковь пострадала от оползня. В 1754-м она была перестроена на средства купца А.Ларионова. Тогда же в ее ограде построили теплую церковь во имя Архангела Михаила.
В начале 19 века церковь, возникшая «не нуждами местного населения, а только частным случаем из жизни Императора Петра Великого», отличалась крайней бедностью и постепенно разрушалась. Позже ситуация изменилась. Успенская церковь была перенесена «на гору»; Введенская и Михаило-Архангельская пришли в ветхость и были разобраны. Приходы отошли к Петропавловской церкви, роль ее возросла; церковь была отремонтирована, частично перестроена и заново отделана. В 1915 г. приход церкви составлял 2396 чел.
Большое бедствие постигло храм в 1915 году – он был поврежден катастрофическим оползнем (фото 5). Службы не могли вестись в аварийном здании, и рядом был построен молитвенный дом.
В 1930 году Петропавловская церковь закрыта, сняты колокола, к началу 1932 г. здание полностью разобрано. Еще ранее, в 1918 году, Петропавловский съезд (спуск) был переименован в спуск Степана Разина. Место, своим названием хранившее память о посещении Симбирска Петром Великим, стало носить другое имя, напоминающее о «достопамятных днях 1670 года, когда разбойничий атаман Стенька Разин, наполнив всю Волгу своими воровскими стругами и подступив с суши к Симбирску, обложил его, предводительствуя буйными скопищами…». О «достопамятной битве, после которой дотоле непобедимый Стенька бежал вниз по Волге, и улеглось поголовное восстание всего Поволжья» (2). Добавим – имя человека, после «визита» которого сожженный, но не покорившийся город пришлось отстраивать заново.
В 1980-х гг. на остатках фундамента Петропавловской церкви была построена транспортная развязка – в месте, где сходятся две «восьмерки». Ничто не напоминает о храме-памятнике в честь посещения Симбирска царем-реформатором, кроме старых снимков.
Как советские, так и современные авторы крайне мало уделили внимания этому эпизоду истории города. Пожалуй, серьезно занималась темой только Наталья Степановна Гауз (правда, не избежав неточностей). Другие описания лишь повторяют сведения из дореволюционных источников – не всегда достоверные, делая непременный акцент на «чаепитии под горой»…
Источники:
1. И.И.Пушкарев «Историко-географическое описание городов Симбирской губернии», СПб, 1837;
2. Симбирский сборник 1868 года;
3. П.Л.Мартынов, «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898;
4. М.Ф.Суперанский, «Симбирск и его прошлое (1648-1898). Исторический очерк», Симбирск, 1898;
5. А.К.Яхонтов «Церкви города Симбирска», вып.1 «Церкви подгорные», Симбирск, 1898;
6. В.Э.Красовский, «Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901», Симбирск, 1901;
7. К.И.Невоструев, «Историческое обозрение Симбирска от первых времен его до возведения на степень губернского города», Симбирск, 1909;
8. В.Н.Ильин «Краеведческий справочник-путеводитель Симбирска-Ульяновска», вып.1, 2001;
9. Н.С.Гауз «Симбирский край – от провинции до губернии», Ульяновск, 2006;
10. Н.С.Гауз «Понеже Фортуна сквозь нас бежит…» («Деловое обозрение», 2007, №5);
11. Н.С.Гауз «А смотри тем паче разума в задаче…» («Деловое обозрение», 2013, №3); и др.
______________
Петр I.
«Российский царственный дом Романовых», издание для народа К.А.Бороздина, СПб, 1896.
Струг «Москворецкий», на котором Петр I совершал плавание по Волге в Персидском походе 1722 года. Реконструкция.
Петропавловская церковь. 1867 год.
Петропавловская церковь. 1915 год, после оползня.
Журнал «Огонек», 1915, № 26 (июнь).
П.И.Пузыревский. «Лунная ночь на Волге в Симбирске» (церковь Петра и Павла).
В.П.Яркин. «Первый выход в море кораблей Каспийской флотилии. 1722 год».