72 года назад у нас в стране собрали первую партию автомобилей «ГАЗ-М-20 «Победа». Поразительно, но в Ульяновске до сих пор на ходу эта модель. Журналисты «МГ» узнали, кто и куда на ней ездит, а также какие еще ретро-автомобили есть в городе.
Эта модель и некоторые другие красавцы прошлых лет находятся в музее ретро-автомобилей в Ульяновке, который существует уже пять лет. В коллекции двенадцать транспортных средств. Все экземпляры отреставрированы.
— Самый первый автомобиль — «ЗАЗ-968» был приобретен задолго до открытия музея, в ноябре 2000 года. Коллекция постепенно пополнялась новой техникой. Сейчас есть ценные экземпляры: первый советский послевоенный автомобиль «Москвич-401», знаменитая на весь мир «Победа М-20», «горбатый» «Запорожец» «ЗАЗ-965», «Волга» «с акульей пастью», «ГАЗ М 21». Украшением коллекции стала мотоколяска «СМЗ СЗА», увековеченная советским комедийным художественным фильмом «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», — рассказала Анна Дороднова, музейный работник.
Долой валенки!
Безусловно, больше всех интересна «Победа». Первую партию собрали 28 июня 1946 года на Нижегородском автомобильном заводе имени В. М. Молотова (сейчас — Горьковский автомобильный завод). Это было первое авто в СССР с несущим кузовом, а его бескрылая форма позволила салону быть более комфортным и свободным. В автомобиле появилась печка, поэтому люди зимой могли ездить без тулупа и валенок. Кстати, существует легенда: якобы изначально автомобиль хотели назвать «Родина», но когда образец показали Сталину, то он спросил: «И почем мы будем Родину продавать?», тогда и был предложен второй вариант. Правда, большинство любителей этой модели уверены, что это лишь миф. С производства модель была снята в мае 1958 года (всего выпущено порядка 241 497 авто).
«Акулья пасть»
Еще один красавец, обитающий в музее, — «москвич» «М-401». Четырехдверный седан может максимально развивать скорость до 90 километров в час. Он стал первым автомобилем для индивидуального пользования в Советском Союзе. Эту модель выпускали десять лет (с 1946 по 1954 годы), по дорогам колесили 247 439 экземпляров. Есть в коллекции авто с прозвищем «акулья пасть». Такое название «ГАЗ-21И «Волга» получил из-за решетки радиатора, которая внешне напоминала морду акулы. С конвейера сошло примерно 638 798 экземпляров. В кругу любителей этой модели поговаривают, что самой желанной является накапотная редкая фигурка оленя. В 1958 году ее перестали устанавливать в целях безопасности. Говорят, что сейчас купить такой элемент можно за 15 тысяч рублей.
Чудесный «Горбатый»
Кроме музея, существует также клуб любителей старины (основан в 2010 году), в состав которого входят 20 человек. Они владеют 60 единицами техники. Некоторые транспортные средства находятся на стадии восстановления.
— Изначально клуб позиционировался как площадка для общения водителей «ВАЗ-2101», но быстро потерял узкую направленность, объединив молодых водителей автомобилей, попадающих под международную классификацию в качестве «янгтаймеров» (автомобили старше 25 лет), — рассказывает Олег Белов, президент клуба.
У самого Олега любовь к старинным авто началась, когда родители купили 20-летний «горбатый» «Запорожец». Часто приходилось его самостоятельно ремонтировать. Трамблер, карбюратор, полуоси, шаровые – это только некоторые названия часто ломающихся деталей. После 18-летия он начал эксплуатировать автомобиль ежедневно.
В 2007 году Олег попал в ДТП: «Запорожец» врезался в «Оку». Больше всего досталось любимцу Олега: была смята половина кузова, повреждена передняя подвеска, деформирован кузов. Но сдавать в утиль «горбатого» друга он не решился.
— Машина постоянно вызывала улыбки пешеходов, все показывали на нее пальцем, — поясняет президент клуба.
В итоге был сделан ремонт: купили кузов другого «Запорожца» и новые детали. Машина была адаптирована к современным условиям. Но работа продолжается постоянно. Сейчас на «ЗАЗ-965» стоит менее шумный двигатель от «Оки», анатомические передние кресла, доработаны подвеска и тормоза, установлены колеса большего диаметра.
Отдают старинные авто
Постепенно у Олега появилась коллекция автомобилей и мотоциклов. Сейчас их порядка пяти.
Так, сосед по гаражу отдал венгерский мотоцикл «Pannonia T-5», 1966 года выпуска, друг деда — мотоцикл «Иж-350» (1946 год), а коллега по работе — мешавший ему в гараже мопед «Рига-4».
Часто Олег выезжает на различные мероприятия. Ближайшее — «Ретроспектива 2018» — пройдет на Соборной площади в Ульяновске 28 июля.
— Ретро-техника – добрая память, возможность держать у себя в руках момент истории. Посещая ретро-выставки, люди получают большое удовольствие. Показывая экспонаты своим детям, они вспоминают, как на таком «старичке» с отцом выжимали добрую сотню километров в час или как ездили всей семьей отдыхать к морю, — подытожил ретро-автовладелец.
Наталья КОРОЛЕВА