Таково кредо молодого ульяновского художника Павла Клементьева.
Он успешно работает как книжный иллюстратор, занимается дизайном, сценографией, живописью и графикой, является победителем и финалистом всероссийских и международных конкурсов. Его работы экспонировались на Межрегиональной выставке «Большая Волга» и Всероссийской выставке «Молодость России». Павла как перспективного молодого мастера приняли в Союз художников России и Международную ассоциацию изобразительных искусств «АИАП ЮНЕСКО».
Наш корреспондент задала ему несколько вопросов.
– Павел, в Ваших работах много детской непосредственности, сказочности. Вы остались ребенком?
– Да, в творчестве я ребенок. Лучшие произведения появляются именно тогда, когда я «играю»: словно бы перекладываю кубики, смешиваю их, что-то соединяю, что-то выбрасываю.
Это интересный, забавный процесс…
– Как и когда Вы открыли в себе художника? И почему этот свой дар Вы решили обратить в профессию?
– Не знаю, можно ли верить в судьбу?.. На самом деле, таким я был с самого своего начала, и продолжаю таковым оставаться. Я родился в рабочем поселке Ишеевка, где не было художественной школы. Мне нравилось рисовать. После окончания 9 класса моя учительница по изобразительному искусству сказала: «Почему бы тебе не поступить в училище культуры?». И я последовал ее совету. Следующим этапом стал УлГУ. Там я почувствовал внутреннюю свободу, а это важно для художника, и начал заниматься творчеством. Начинал с живописи, писал в основном натюрморты, потом – пейзажи и портреты. А на третьем курсе мне предложил проиллюстрировать свою книгу преподаватель нашего университета, филолог Александр Иванович Фефилов. Я сделал рисунки к четырем его научно-популярным книгам. Было еще несколько небольших заказов. А первым крупным проектом стали иллюстрации к книге стихов для детей «Ура, детвора!» Сергея Борисовича Жданова, директора Ульяновского художественного музея. Он посвятил ее своим детям, и они там главные герои. Издание получило на областной выставке-конкурсе «Симбирская книга» приз за лучшее оформление. Недавний мой проект – иллюстрации к «Мордовским сказкам» для издательства «БХВ-Петербург», выпускающего серию «Сказки народов России». Следующая моя книжка в этом издательстве, над которой работаю, – «Коми-пермяцкие сказки».
– В своем творчестве Вы трансформируете изображения. А как относитесь к реализму?
– Я к нему не отношусь. А так, мое убеждение: все, что может быть, – должно быть. Есть люди, которые любят реализм, и им нравится в нем находиться, и это нормально. А есть те, кто любит «страшный» авангардизм, и это – тоже круто!
– Художник должен меняться? Или нужно эксплуатировать стиль, который кажется удачно найденным?
– Художник никому ничего не должен. Есть один известный афоризм: если вам кажется, что нужно что-то менять в жизни, то вам не кажется!
– Как, из чего рождаются образы?
– Из жизни! И я сам не всегда это понимаю. Например, когда рисовал для «Ура, детвора!» маму детей-героев этой книги, то не сразу понял, что изобразил свою собственную мать.
– У Вас есть серия работ «Гой еси», посвященная мифологии славян. Почему возник интерес к этой теме? И что Вы хотите донести до зрителя?
– Я не морализатор, не стремлюсь к чему-либо призывать. Но стараюсь показать красоту древнего славянского мира. В принципе, мы с детства с этой темой неосознанно сталкиваемся: водим хороводы, играем в игры. Нам кажется, что ничего необычного в них нет, однако там заключена философия наших предков. Многие не понимают и не ценят все это, считают, что наша культура ущербна и изучают, например, искусство Таиланда. Им кажется, что это так необычно. Но у нас не менее богатое наследие, хотя многое забыто, утеряно. Если ты захотел углубиться в славянскую тему, то приходится по крупицам выискивать информацию. Не могу сказать, что выполняю научный труд, потому что мои работы – чистая фантазия. Я не наполняю образы тем смыслом, что наделяли их древние славяне, а пытаюсь понять их мировоззрение. Они видели мир таким, где все имеет свою душу. Например, присаживаясь на траву, они считали, что садятся на колени матушки-земли.
– Мне показалась, что Вам ближе образы, олицетворяющие славянских богинь, нежели богов…
– Ответ прост. Во-первых, девушки лучше воспринимаются зрителем. На них приятнее смотреть. Во-вторых, лично у
меня Природа ассоциируется с образом девушки. Хотя славяне воспринимали ее по-разному. Например, Зима у них была старухой. Тем не менее у меня есть работа «Зима», и она у меня – девушка. Серия «девочек» – так я называю своих героинь – еще не закончена. Я пытался ее завершить, но каждый раз возникали новые идеи, которые хотелось осуществить.
– У Вас еще есть серия с деревенскими домиками. В обычной жизни они неказисты, банальны, а у Вас на рисунках – таят в себе очарование. Что происходит в душе художника в момент творчества, как он трансформирует обыденное в необычное?
– Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что эти домика изначально имеют для меня очарование.
– Может, это просто любовь к родному месту?
– Знаете, есть такая мысль, которая мне по душе: нельзя любить определенное место или определенного человека, нужно быть просто наполненным любовью. Любовь к чему-то определенному быстро уходит, а если ты сам являешься воплощением любви, то можешь принять все недостатки объекта или взглянуть на них по-новому. Это и есть настоящая любовь.
– Вы работаете в драмтеатре?
– Уволился недавно. Оформил там два спектакля молодого актера и режиссера Александра Лебедева. Создал для театра фирменный стиль 230-го, юбилейного сезона. Дальше стало не интересно, потому что все уже шло по накатанной колее. Вообще, я дизайнер по образованию, параллельно занимался дизайнерскими проектами. Теперь буду работать дизайнером в фонде «Ульяновск – культурная столица».
– Молодому художнику не кажется анахронизмом такая организация, как Союз художников России?
– Я в него вступил. Там есть свои плюсы: предоставляются мастерские, выставочные площади. Мне нравится, что ушло такое отношение к молодым, когда во времена СССР их с трудом пускали в Союз художников. Тогда была жесткая конкуренция. Но у этого творческого объединения есть и минусы, говорить о которых здесь не слишком уместно.
– Не кажутся тесными рамки нашего города? Не хотелось уехать в Москву или Питер, где больше возможностей?
– На иллюстрации цены везде одинаковы. Их я могу рисовать и в Ульяновске. Если заниматься здесь живописью, то покупателей найти трудно. Если рисовать портреты на заказ по фотографиям, чем занимаются некоторые мои однокурсники, – это не мое, для меня это как матрешек раскрашивать. Зачем? Ради денег? Не стоит! Знаете, нас с детства учат, что работа должна быть тяжелой, что кусок хлеба нужно добывать в поте лица. Но никто не учит, что работа должна приносить удовольствие, радость.
– У Вас так получается?
– По-разному. Бывает, что работа – удовольствие, а бывает – тяжкий труд. Это зависит от твоего внутреннего состояния. Если относиться легко и говорить себе, что это просто игра, не считать, сколько тебе заплатят, а думать, что твое произведение, которое тебе нравится, будет висеть у тебя дома над диваном, то все классно! То есть нужно делать как будто бы для себя и радоваться, что у тебя есть такая возможность.
Беседовала Ирина Морозова