Петр Михайлович Языков родился в Симбирске 26 июня (7 июля по н.с.) 1798 года. Родители – Михаил Петрович Языков, помещик, отставной гвардии прапорщик и Екатерина Александровна, урожденная Ермолова, племянница героя войны 1812 года генерала А.Ф.Ермолова. К сожалению, Петр Михайлович часто остается в тени младшего брата, и вспоминают о нем лишь как о родственнике знаменитого поэта.
П.М.Языков получил образование в Санкт-Петербургском Горном кадетском корпусе, впоследствии Горном институте, окончив его в 1820 г. с золотой и серебряной медалями и чином гиттенфервальтера, соответствующим кандидату наук. Его ожидала блестящая карьера в Горном департаменте и большое будущее в науке. В 1822 г. Языков избран членом «Московского общества испытателей природы». Но это известие уже не застало его в Петербурге. В 1819 г. умер отец, и Петру Михайловичу, как старшему в семье, пришлось взять на себя заботы об имении. Взяв отпуск, он уехал на родину.
15 сентября 1824 г. Петр Языков обвенчан с Елизаветой Ивашевой, дочерью генерал-майора П.Н.Ивашева – начальника штаба Суворова, участника Отечественной войны 1812 года. Выросшая в Симбирске, она в 14 лет стала членом Общества христианского милосердия. Елизавета Петровна была очень близка с братом Василием. Участие В.П.Ивашева в восстании декабристов и ссылка его на каторгу потрясли сестру; об отъезде Языковых в Петербург не могло быть и речи. Потом – рождение детей (их в семье было шестеро), обширное хозяйство (прибавилось ундоровское имение жены), требующее неустанных забот… Большая семья – большие расходы, а еще нужно высылать деньги брату Николаю, учившемуся в Дерпте, заботиться о младших сестрах, содержать дом в Симбирске… О профессорской кафедре пришлось забыть.
Благодаря хорошему хозяину Языково приобрело вид прекрасного имения и образцового хозяйства. Применялись новейшие технологии, например, изобретенная Языковым «машина для обделывания овса». Петр Михайлович интересовался медициной, особенно популярной тогда гомеопатией, и применял знания на практике. «…Благодаря его стараниям и лекарствам, холера, свирепствовавшая в 1831 г. и поразившая многих, в его имениях была успешно вылечиваема, и из числа более 300 больных умерло только 15» (3). Семейные и хозяйственные заботы не сузили кругозор Языкова, а его научные интересы не исчерпывались естествознанием. Не случайно встреча с ним произвела такое впечатление на А.С.Пушкина.
Как известно, приехав в сентябре 1833 г. в Языково, Александр Сергеевич застал только старшего брата. Сначала вид хозяина, принявшего гостя по-домашнему, стеснительность Петра Михайловича, отвыкшего от столичного лоска, создали некоторый холодок. Но вскоре лед растаял, открылись эрудированность Языкова, его благородство и возвышенность души. В письме жене Пушкин написал: «Здесь нашел я старшего брата Языкова, человека чрезвычайно замечательного и которого готов я полюбить…».
А Петра Михайловича, как этнографа, заинтересовала цель поездки Пушкина в Поволжье и Оренбург – сбор материалов о Пугачевском бунте. Он начал собирать фольклор о крестьянских войнах, в т.ч. записав уникальные песни о Пугачеве. Еще в 1831 г. Н.М.Языков предложил братьям собирать народные песни. Вскоре в работу была вовлечена вся семья. Языковы собрали огромную коллекцию фольклора Симбирской и других губерний, материалы вошли в «Собрание песен» П.В.Киреевского. В «Песенной прокламации» Киреевского, напечатанной в апреле 1838 г. в «СГВ», говорилось: «…Надеясь, что соотечественники наши примут участие в этом общественном деле, мы покорнейше просим доставлять стихи и песни в Симбирск на имя г. гиттенфервальтера Петра Михайловича Языкова».
П.М.Языков был близко знаком со многими известными людьми. Дома принимал профессора М.П.Погодина; за границей встречался с поэтами В.А.Жуковским, П.А.Вяземским. В 1839 г. в Германии познакомился с Н.В.Гоголем. Позже Петр Михайлович не раз виделся с писателем, переписывался, отправил ему ряд фольклорных материалов для «Мертвых душ».
Но главным делом П.М.Языкова были геология и новая тогда наука – палеонтология. Петр Михайлович внимательно следил за научными публикациями, начал работу по изучению недр Симбирского края и сбору коллекции минералов, почв и окаменелостей. Сын ученого, А.П.Языков, сообщал: «…Все его знакомые посылали ему находимые в их имениях кости, раковины и другие окаменелости, которые он приобщал к своим находкам, и таким образом составился палеонтологический кабинет, почти единственный в России и редкий в Европе» (3). Эта характеристика коллекции дана позже, но ее сбор занял много лет. В 1832 г. П.М.Языков опубликовал в «Горном журнале» статьи «Краткое обозрение мелового образования Симбирской губернии», «Об открытии ископаемых остатков ихтиозавра близ Симбирска» и – первую! – «Геологическую карту Симбирской губернии». Языков стоял в ряду лучших ученых России и не имел равных на родине, что определило его роль в организации выставки 1837 года и создании первого симбирского музея – губернского Музеума.
25 августа 1836 г. объявлено Высочайшее повеление «об учреждении во всех губерниях Выставок естественных произведений, равно изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и других родов промышленности и заведении Губернских Музеумов». Выставки приурочивались к ознакомительной поездке по стране цесаревича Александра Николаевича – будущего императора Александра II.
В Симбирск наследник прибыл 24 июня 1837 года (подробнее 05.07.2017 https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_665/all). В программе был и осмотр губернской выставки. П.М.Языков составил ее первый раздел, включавший «все произведения природы…: образцы почв, …минералов, разного рода окаменелостей, растений и животных и проч.». Как позже писал сам Языков («СГВ» от 20.01.1851 г.), «…Симбирская выставка едва ли не превосходила все известные губернские выставки своими естественными произведениями», которые подразделялись на два отдела: ископаемые органические и неорганические. Из палеонтологических находок экспонировались остатки рыб, аммониты, белемниты, позвонок ихтиозавра, «рог ирландского оленя…, представленный купеческою женою Клепиковой», «два черепа древнего быка», «два черепа носорога, найденные в Симбирском и Ардатовском уездах и остатки слона мамунта…» и т.д. (там же).
«Старожилы наши помнят живо, как Его Высочество со всей подробностью изволил осматривать Выставку… и обратил внимание на древние остатки ископаемых, представленных известным Симбирским геологом П.М.Языковым и на чучело белуги 90 пудов весом, пойманной в водах Волги» (2). Петр Михайлович «имел счастье лично объяснять Наследнику выставленные предметы» (3, А.П.Языков) и удостоился благодарности. Он же составил «Каталог предметам, представленным на губернскую выставку» на 48 страницах.
После осмотра наследником выставка была «открыта для всех сословий». В той же статье 1851 года П.М.Языков писал: «Во время Симбирской выставки нашлись лица, сомневавшиеся в ее пользе… Русский народный ум – это самородное золото…, часто постигает сущность дела скорее лиц так называемого высшего сословия. Простолюдины, осмотревши выставку, поняли, что кости животных, находимые в земле, и разные камни… должны же быть нужны и иметь значение, если представлены были Государю наследнику и им лично осмотрены…». Языкову стали поступать находки из разных мест губернии.
Успех выставки привел к дальнейшим шагам. 17 марта 1838 г. «СГВ» опубликовали сообщение «Об открытии в городе Симбирске Губернского Музеума». Несомненно, оно принадлежит перу ученого, поэтому логично мнение А.С.Полякова (4), что статья написана П.М.Языковым. Сообщив об открытии Музеума «в который поступили разные предметы, входившие в состав выставки», автор пишет: «…Губернское начальство, желая поддержать и увеличить это общеполезное учреждение, приглашает всех жителей Симбирской Губернии принять участие в распространении оного, как в деле, долженствующем точнее определить природу и промышленную деятельность губернии».
По мысли организаторов в экспозицию Музеума должны входить:
1. Древности, нередко в губернии находимые: старинные монеты, разная утварь, оружие и проч.
2. Естественные произведения губернии: животные, растения и ископаемые.
3. Искусственные произведения губернии: …образцы произведений фабрик, заводов, ремесел, рукоделий и модели всякого рода машин и орудий…
Сопровождая этот перечень инструкцией о сохранении, доставке и описании экспонатов, автор заключает: «Вообще все заслуживающее внимания и ведущее к точнейшему познанию губернии будет принято начальством с должной признательностью и войдет в состав Музеума, который с временем будет служить лучшим средством к изучению губернии и составит общее драгоценнейшее достояние всех ее жителей».
К сожалению, более поздние описания Музеума не известны. Единственное упоминание о пожертвовании напечатано «СГВ» неделей раньше сообщения об открытии – 10 марта 1838 г.: «иностранец Александр Гевеки» подарил собрание растений Ставропольского уезда. «…Начальник Губернии, считая обязанностью изъявить ему свою признательность, уведомляет, что коллекция сия помещена им в Симбирском Губернском Музеуме…».
Неизвестно и место нахождения Музеума. А.С.Поляков (4) полагал, что он размещался в здании присутственных мест. Открытые под патронажем губернской администрации, выставка и Музеум должны были помещаться в казенном учреждении. Единственным подходящим местом в Симбирске того времени было здание присутственных мест. М.А.Чапланова (10), ссылаясь на обнаруженный архивный документ 1838 года, пишет о размещении Музеума в доме губернатора. Но документ не обнародован, является, похоже, лишь косвенным свидетельством, так что окончательную точку ставить рано.
Бесспорно, своим созданием и существованием Музеум был обязан исключительно П.М.Языкову. «Администрация губернии, оповестив население об открытии Музеума, видимо на этом успокоилась, отписав куда следует, что музей имееется и функционирует. …Пока работал Языков, существовал и Музеум, но достаточно было ему уехать из родных мест, как дело рушилось» (4). Все авторы сходятся в том, Музеум погиб в пожаре 1864 года. Но, надо полагать, после смерти П.М.Языкова (1851) он влачил жалкое существование. Об этом говорит и отсутствие описаний Музеума современниками. Другое свидетельство – это то, как распорядились наследием Языкова его сыновья. Подарив собрание книг Карамзинской библиотеке, его коллекцию они передали музею Горного института. Конечно, они предпочли бы оставить ее на родине, будь в Симбирске достойное хранилище. Что ж, благодаря этому коллекция не погибла в огне великого пожара, уничтожившего остатки Музеума.
В 1838-1844 гг., сопровождая больного брата, Петр Михайлович несколько раз выезжал за границу. «В Германии и Италии он имел случай познакомиться со светилами науки: Бронном, Бухом, Де-Серром и др., приобрести много руководств Геогнозии, Палеонтологии и Геологии. По возвращении он начал еще усерднее заниматься, и труд его… имел блестящие последствия. Павел Михайлович обошел почти всю Симбирскую губернию, часть Казанской и Самарской и делал ученые экскурсии с профессором Рулье по Московской губернии» (3; А.П.Языков).
В 1844 г. «Таблица почв Симбирской губернии» Языкова издана Императорским минералогическим обществом. По результатам экспедиции 1846 г. составлен «Дневник геогностический и геологический» с описанием и рисунками многих обнажений, в т.ч. ныне затопленных. Петром Михайловичем опубликовано более 30 статей в «Горном журнале» и других изданиях. Их цитируют крупнейшие ученые, а нередко с учетом данных Языкова вносят коррективы в свои ранние труды. В 1851 г. «СГВ» в трех январских номерах публикуют статью Языкова «Обозрение истории геогнозии Симбирской губернии». Описав вклад в изучение края Г.Палласа, академиков Лепехина, Севергина и др., Языков кратко сообщает о своей научной деятельности, опубликованных работах; рассказывает о выставке 1837 года; находках, сделанных на территории губернии.
Огромное дело П.М.Языкова – его вклад в создание и организацию работы Карамзинской библиотеки (подробнее 29 апреля https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_1112/all ). Еще в 1833 г. братья Языковы вошли в число дворян, подавших ходатайство о сооружении в Симбирске публичной библиотеки – памятника Карамзину, и в числе первых внесли средства. Идея создания библиотеки возродилась с постройкой Дома дворянского собрания. Основой Карамзинской библиотеки стало собрание книг Н.М.Языкова, пожертвованное его братьями. 20 апреля 1847 г. избран Комитет библиотеки, председателем которого стал П.М.Языков. По его инициативе организована подписка деньгами и книгами. Карамзинская библиотека торжественно открыта 18 апреля 1848 года. Этому предшествовал огромный труд по систематизации и размещению книг, подготовке помещений и т.д.
«Избрание Петра Михайловича Языкова Председателем Комитета было в высшей степени удачно… Для первоначального устройства библиотеки и заведения порядка нужен был человек энергичный и просвещенный, каковым и был П.М.Языков» (2). В 1851 г. фонд библиотеки насчитывал 5038 томов, число читателей – 380 чел. Это было начало, но начало успешное. Но после безвременной смерти П.М.Языкова в 1851 г. дела библиотеки «пришли в замешательство и застой, и быстро развернувшийся цветок чуть не завял окончательно» (2). Ситуация стала исправляться с 1856 г., когда председателем стал Н.А.Сабанин, а библиотекарем И.И.Благодаров. Затем Комитет возглавляли сыновья П.М.Языкова Василий Петрович (1861-1866), Александр Петрович (1866-1871, 1874-1896), племянник Николай Александрович (1871-1874).
Петр Михайлович Языков скончался после простуды, 17 июня 1851 года, в имении своей жены в Ундорах – «симбирском геологическом Риме, где занималось не одно поколение русских геологов» (4). Тело перевезено в Языково и погребено рядом с могилами родителей.
В 1862 г. А.П.Языков от себя и братьев предложил коллекцию отца в дар музею Горного института с тем, чтобы она «сохранялась в целом своем составе, без разделения, и носила бы навсегда имя «Кабинет П.М.Языкова». Часть переписки об этом опубликована в «СГВ» от 12 января 1863 г. Министр финансов 4 августа 1862 г. сообщил о Высочайшем согласии на принятие дара музеем и выраженной императором благодарности. Директор Горного Музеума Г.П.Гельмерсен 19 декабря уведомил о получении дара, написав: «Коллекция эта по обширности своей, по необыкновенной сохранности и красоте образцов принадлежит к лучшим своего рода во всей Европе; она будет у нас храниться как достойный памятник ее составителя». Музей не вполне выполнил условия, перенеся позже часть предметов из «Кабинета» в другие отделы. Но землякам Языкова грех обижаться: в 1987 г. часть коллекции передана в УОКМ, что, в общем-то, тоже было нарушением условий дарения.
Вернемся к словам, поставленным в заголовок. 6 июня 1867 г. «СГВ» опубликовали заметку «Памяти наших деятелей». Анонимный автор, рассказав о заслугах перед Симбирским краем географов Палласа и Лепехина, заключил статью словами: «…У нас есть еще своя родная знаменитость – П.М.Языков, сочинений которого почти невозможно найти в Симбирске; им разработана геогнозия Симбирской и частию Самарской и Оренбургской губерний. Сочинения П.М.Языкова печатались в Горном Журнале за старые годы, который найти где-нибудь нынче весьма трудно. Издание сочинений П.М.Языкова было бы драгоценным подарком для симбирской публики».
Источники:
1. «СГВ»: 10, 17.03.1838 (№№9, 10); 13, 20, 27.01.1851 (№№2-4); 12.01.1863 (№2); 6.06.1867 (№57).
2. «Симбирский юбилей Н.М.Карамзина» (Симбирск, 1867).
3. Симбирский сборник 1868 года (с. 235-237 – А.П.Языков, 156-158).
4. А.С.Поляков «Симбирский Губернский Музеум» («Записки Симбирского областного естественно-исторического музея», вып.2, 1914).
5. А.Д.Соймонов «Н.М.Языков» («Литературное наследство», том 79, М., 1968).
6. А.Н.Блохинцев «Несчастью верная сестра»; о Е.П.Языковой («Волга», 1981, №1).
7. Ж.А.Трофимов «Симбирск литературный» (Ульяновск, 1999; с.48-79).
8. Т.Громова, Е.Чернова «Географ, палеонтолог, этнограф…» («Мономах», 2003, №2).
9. А.И.Языкова «П.М.Языков – гордость дворянства земли Симбирской» (Материалы 10-х Ознобишинских чтений, 2012).
10. М.А.Чапланова «Музей в культурном пространстве провинциального города XIX – начала XXI в.» (диссертация, УлГПУ, 2017) и др.

Петр Михайлович Языков.
«Литературное наследство», том 79, М., 1968.

Александр Михайлович Языков.
«Литературное наследство», том 79, М., 1968.

ПоделитьсяПоказать список поделившихся
Николай Михайлович Языков.
«Литературное наследство», том 79, М., 1968.

Горный институт в Санкт-Петербурге, бывший Горный кадетский корпус.

Языково:
1) План усадьбы. Реконструкция А.Н.Блохинцева.
2) Д.И.Архангельский. «Усадьба Языковых». 1928

Дом Языковых в Симбирске:
1) А.Е.Клименко. «Симбирск. Ильинская церковь».
2) Б.Н.Склярук. «Дом Языковых».

Д.И.Архангельский. Усадьба Ивашевых в Ундорах. 1932.

В.А.Жуковский. Вид на Венец. 1837.
По мнению А.С.Полякова в здании присутственных мест размещался губернский Музеум.
«Записки Симбирского областного естественно-исторического музея», вып.2, 1914 (СПб, 1915).

Из статьи П.М.Языкова «Об открытии ископаемых остатков ихтиозавра близ города Симбирска».
«Горный журнал», 1832, № 5.

Часть подписного листа на единовременное и ежегодное пожертвование в пользу Карамзинской библиотеки от 17 мая 1847 года. Петр Михайлович и Александр Михайлович Языковы, пожертвовав по 100 рублей, обязались вносить такую же сумму ежегодно.
Архив Карамзинской общественной библиотеки.