С арестом депутата ЗСО Игоря Тихонова и его предполагаемых «коллег» по делу о мошенничестве с обеспечением больниц и поликлиник области лекарствами и вспомогательными материалами стали проясняться детали этой масштабной аферы.

Сразу после обысков на рабочих местах и дома у подозреваемых «СК» писал, что непонятна пока роль Тихонова во всей этой истории. То ли он способствовал выводу денег из бюджета с помощью рычагов председателя комитета по социальной политике ЗСО, который возглавлял, то ли был связующим звеном между этими деньгами и самарцами, которые, похоже, контролировали весь процесс. Теперь вырисовывается, что, видимо, и то и другое, поскольку Игорь Викторович имел непосредственное отношение к ОАО «Ульяновскфармация», через которое уводились бюджетные средства.

В эту сферу он проник, вероятно, задолго до эпизода, за который был арестован и по которому всей его группе инкриминируется хищение 10,5 миллиона рублей. И, скорее всего, именно он был инициатором превращения государственных аптек области в акционерное общество «УльяновскФармация». Все 100 процентов акций ОАО находятся в собственности региона, тем не менее, в его совет директоров вошел, как пишет «КоммерсантЪ», некто Владимир Ежков, владелец самарской аптечной сети «Фармбокс». Гендиректором «УльяновскФармации» стала Ольга Кузнецова, возглавлявшая ревизионную комиссию «Фармбокса», ныне арестованная вместе с Тихоновым Басманным судом города Москвы. Тихонов же вошел в так называемый экспертный совет «УльяновскФармации». Что он, по образованию учитель истории, в нем делал, можно только гадать. Очевидна, однако, его глубочайшая аффилированность с самарским бизнесом. ОАО «Фармбокс» занималось в соседнем регионе тем же самым, чем на протяжении, как минимум, трех последних лет занималась «УльяновскФармация» – монополизацией поставок лекарств в государственные медучреждения, отчего они попадали в них по завышенным ценам, на что неоднократно указывала Счетная палата Самарской области.

Методу ульяновским «коллегам» подсказали, видимо, тоже из Самары: аукционы на поставку медикаментов «УльяновскФармация» выигрывала за счет одной маленькой хитрости: в условия торгов вписывалось требование поставки препаратов в госпитальной упаковке. У всех других поставщиков лекарства идут в обычной потребительской упаковке, и только у «УльяновскФармации» – в госпитальной, что и обеспечивало ей многомиллионные заказы. Включение этого требования осуществлялось ульяновским минздравом, а контроль за процедурой лежал, возможно, как раз на Тихонове. В качестве главы профильного комитета ЗСО он плотно контактировал как с министерством, так и с распорядителями областного бюджета, не стесняясь критиковать их за задержки оплаты поставленных «УльяновскФармацией» препаратов.

В мае 2015 года соратника Игоря Тихонова по фармбизнесу, Владимира Ежкова, нашли мертвым в его собственном автомобиле на трассе «Ульяновск – Самара». Это было, скорее всего, убийство, но особого резонанса в нашем городе оно почему-то не вызвало. Не испугало это убийство и Тихонова с Кузнецовой, продолживших окучивать областной бюджет. Осталось неизвестным и то, какую роль Ежков играл в деле и кому помешал. Если он был, условно говоря, смотрящим за ульяновским фармрынком, не могли его сменить в этом качестве Игорь Тихонов?

Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области видело, что творится с обеспечением региона медикаментами, и, собственно, с бюджетом, и пыталось злоупотребления пресечь. Информировало оно, по его данным, о безобразиях и областное правительство. Знал о них и предыдущий глава минздрава области Павел Дегтярь. Но эти предупреждения с завидным постоянством игнорировали, да еще и пытались организовать атаки на само УФАС, оставляя, в частности, стационары без лекарств и возлагая ответственность за это на антимонопольщиков. Хотя могли спокойно закупать медикаменты и без торгов – партиями, стоимостью до 100000 рублей каждая.

Через «УльяновскФармацию» за три года медицинских изделий прошло на общую сумму в 3,5 млрд рублей. Если иметь в виду, что, поданным уже нашей Счетной палаты, шли они с завышением цены зачастую в два раза, можно оценить полученный по этой схеме группой навар – от миллиарда до полутора миллиардов рублей. Было из-за чего игнорировать предупреждения УФАС! Последней каплей в этом пиру стал, на наш взгляд, явно заказной наезд по одному из федеральных телеканалов персонально на главу УФАС Геннадия Спирча-гова, после чего к «фармацевтам» пришли с обысками сотрудники Следственного комитета РФ и Управления ФСБ по Ульяновской области, отправившие Тихонова и компанию под арест. Но самое интересное в этой истории, безусловно, еще впереди.
Василий МЕЛЬНИК