Месяц назад случилась трагическая история: на Кавказе в походе, организованном турфирмой «Русские бульдозеры» погибла молодая девушка. Тогда мы поставили вопрос компетентности и ответственности организаторов: “Мораль и интересы. О том, почему руководство туристической компании «Русские бульдозеры» три дня скрывали гибель туриста в организованном ими походе”. Публикация вызвала бурные обсуждения в комментариях. Нас обвинили в эксплуатации темы, мы же продолжаем настаивать на том, что люди, которые берут с людей деньги за рискованные походы, должны и брать на себя хоть какую-то ответственность. Тогда по просьбе родителей погибшей мы убрали материал с первой полосы, однако считаем, что разобраться в ситуации по-прежнему необходимо. Если своей ответственности за трагедию не признают организаторы, она тем более становится общей. В конце концов услугами этого (насколько, вообще, законного?) бизнеса по организации продолжают пользоваться люди. Безусловно – дело каждого, но и общества, правового регулирования и (не устанем повторять) конкретной ответственности.

На этой неделе разбор ситуации прошел уже на заседании клуба туристов Ульяновской области, который проводил руководитель сообщества Стас Кушманцев. К слову – мастер спорта России по спортивному туризму, многократный призёр Чемпионата Ульяновской области по спортивным маршрутам, чемпион России 2007 года в классе горных маршрутов 5 категории сложности, член русского географического общества.

В режиме “второй стороны”. Так в переписке оценила разбирательства по итогам трагедии одна из руководителей и учредителей “Бульдозеров” Кристина Крапоткина (если она захочет добавить – наши страницы открыты):

Слово опытному Кушманцеву. Публикуем его текст полностью:

– 17 июля в клубе туристов Ульяновской области состоялся разбор несчастного случая (НС), случившегося в горном походе первой категории сложности по Кавказу (Теберда-Архыз, июнь 2018 года) в группе Борисова Владимира (второй руководитель “Русских бульдозеров” – Улпресса).
Это уже второй подобный случай в этом году. Это угнетает. По-крайней мере, меня, как председателя маршрутной комиссии. Чего не скажешь о руководителе. В тобой организованной группе гибнет человек, в твоём походе происходит ЧП, и не чувствовать при этом свою вину?! Даже если ты всё сделал, как подобает…
Было много молодёжи, в том числе, участников группы. Все поддерживали командира (трагическая случайность). Это понятно, молоды, ещё не обжигались сами. Но всем нужны конкретные рекомендации: как сделать так, чтобы не было ничего подобного?
Ребята, это не просто сотворить. Нужно не ходить раз от разу, а заниматься этим видом деятельности систематично (подготовка-поход-восстановление-анализ).
Много критики в адрес МКК. Принимаю. Но старшие всегда говорили: критикуя – предлагай! Предложений нет. Это “мы всё развалили, нам и карты в руки”, а мы пока будем просто ходить…
Что привело к НС (это не только моё мнение):
1. Многочисленные походы (14-15 в год!), которые приходится организовывать в постоянном цейтноте.
2. Большое количество участников группы (15-20 и больше), в которых невозможно проконтролировать всё и вся.
3. В данном случае смена маршрута за три дня до выхода на маршрут, отсутствие тщательной проработки информации по району.
4. Отсутствие системы подготовки участников к туристским походам, таким как: семинары, технические тренировки, физподготовка. Из-за этого, участники группы, даже имея снаряжение, порой не умеют им пользоваться…
5. Тактика. Этот термин с кондачка не усвоишь. Почти в каждой группе, каждый год какие-нибудь ляпы. Должна быть настольной книгой…
6. Извините, но скажу и об этом. Интуиция. Когда кожей чувствуешь (не за себя, сам-то пролезешь) – всё, пора сваливать…
Всё развивалось именно так, проходили уже. Только услышали вовремя звоночек. Смогли же они потом и страховку организовать…
Очень жаль, что руководитель, как непосредственный участник тех событий, не признал своей вины. От этого больнее всего. Значит, пропасть между поколениями огромна!
Надеюсь, всё же, что создание областного клуба, даст возможность встречаться всем заинтересованным в этом и обсуждать самые животрепещущие проблемы туризма.

Закончим уже от себя. Дело хорошее. Походы, новые знакомства, движение и драйв. Все то, чего так не хватает современному слишком оцифрованному обществу. Однако точно так же нашему все более инфантильному обществу перестает хватать и ответственности.

UPD: После публикации материала с нами связалась Кристина Крапоткина. Девушка, во-первых, пояснила, что первый трагический случай с туристом из Ульяновской области, который упоминается в тексте, произошел в походе другой компании. По ее словам, человек погиб во время сплава. Как мы поняли, она ведет речь о трагедии при сплаве на реке Кубань (тогда погибли заслуженный путешественник России Борис Лабовский и Светлана Стрельникова).

И, во-вторых, предложила читать не только переписку, из которой сделан скриншот, но и обсуждение поста Кушманцева в соцсетях. Согласимся, разбор сообщества содержателен – даем ссылку.

Позже Крапоткина по данной ситуации написала пост в фейсбуке:

“Долго собиралась с мыслями, что же написать. И так было написано многое в обьяснительных для следственного комитета, для Мкк, в переписках с участниками, прессой, друзьями, родными. Но раз нашими скриншотами начали манипулировать, время пришло. Сложно передать словами ту палитру страшных эмоций, что мы пережили и переживаем эти 40 дней с гибели в нашем спортивном походе по Архызу Алены – нашей близкой подруги, по-настоящему светлого человека. Не прошло и дня, чтобы мы не анализировали прохождение перевала Софийское седло: что можно было бы изменить в тактике во время непогоды, на травяном склоне, при отсутствии нормальных мест для ночевки. Вывод всегда один: движение по склону возможно было только по этому оптимальному маршруту.
Остаться наедине с нашим общим горем нам, к “счастью”, не дают нападки диванных критиков и недругов (радует, что их немного, но в условиях этой черной полосы реакция на этих людей болезненная – возможно, местами слишком эмоциональна). Сегодня мне поставили в вину смайлик, который я поставила в комментарии – чтобы подбодрить и успокоить подругу из Америки (спасибо нашим друзьям, вашу поддержку мы ощущаем каждый день).
Уважаемые зрители! Вас там не было, вы не прочувствовали и не увидели все то, что случилось на перевале. Если у вас есть свои версии, идущие в разрез с официальным заявлением следследствия и мчс – “черепно-мозговая травма в результате несчастного случая”, оставьте его при себе пожалуйста.
Вообще, нам не очень понятно: кому в Ульяновске выгодно прекращение работы нашего неформального спортивного объединения туристов. За 4 года было проведено по горам России, Снг и дальнего зарубежья 850 человек. Ряд участников выполнили спортивные разряды. А сколько ребят нашли друг друга во время наших походов: нас каждый год приглашают на свадьбы участники наших мероприятий. Как в любом деле, человеческий фактор играет роль и 1-2% участников остаются недовольными (Как, например, недавний случай с непогодой и невосхождением на Эльбрус в июле 2018).  Сейчас очень сложный период, проверяющий нас на прочность. Надеюсь, мы его переживем, потому что не ходить в горы и не открывать красоту этого сурового края другим мы уже не умеем”.