Что вы представляете себе при слове «оригами»? Скорее всего, какие-то простые фигурки, сложенные из бумаги. Считается, что занятие оригами подходит для детей для развития мелкой моторики.
Ну, может быть, для женщин – для снятия стресса. Когда автор этих строк увидела объявление о встрече с мастером оригами в Центре японской культуры, была удивлена, что стояла мужская фамилия.

Александр Филиппов оказался приятным молодым человеком. А когда видишь удивительные фигурки, автором которых он является, понимаешь, что занятие оригами далеко не простое. В витринах представлены герои сериалов и фильмов, в том числе анимационных, среди которых – диснеевский слоненок Дамбо и Котобус, фигурки мотоциклиста и гейши и много чего другого. Есть даже копии скульптур Микеланджело – «Давид» и «Пьета». И совершенно удивительно, что каждая из этих фигурок сложена из одного листа бумаги без применения ножниц!

Александр рассказал, как к нему пришло увлечение оригами. Три года назад его мама работала в летнем детском лагере. Чтобы подготовить для детей занятие, она нашла в интернете описание, как сложить фигурку бабочки из бумаги, но никак не могла разобраться и попросила сына помочь. Для него это оказалось простым делом. Но с этого времени Саша «заболел», он стал постоянно складывать что-то из бумаги, какой бы листок ни попал ему в руки. Сначала это были простые фигурки, потом – все сложнее. Он узнал много об оригами, познакомился с людьми, которые этим занимаются в нашей стране и в других странах. Складывал фигурки по чужим схемам, а сейчас уже делает собственные, оригинальные. Начал с микеланджеловского Давида, которого придумал в январе нынешнего года. Саша может с гордостью сказать, что делает фигурки лучше многих других мастеров.

Он рассказывает, что при изготовлении оригами используют разные техники, и у каждого оригамиста свой почерк. Но есть какие-то общие правила, законы. Есть компьютерные программы, которые помогают составить схемы. Занятие это требует математических знаний – алгебры, геометрии и даже тригонометрии. Все не так просто. Недаром известный мастер, американец Роберт Лэнг, который пишет учебники по оригами, раньше был специалистом НАСА, занимался лазерами. Оригамист представляет все предметы в виде геометрических фигур. Надо рассчитать пропорции, вычислить градусы углов сгибов. Без математики никак не обойтись. Как смеется Александр, если схема рассчитана с ошибками, то автор или гений, или идиот.

В России сообщество возглавляет Андрей Ермаков, которого Александр считает своим учителем. Ермаков проводит олимпиады, когда участникам рассылаются схемы фигур, а потом жюри оценивает, у кого получилось лучше выполнить задание. Александр считает, что для него участвовать в такой олимпиаде уже не интересно, он может сам подготовить задание.

Присутствующих на встрече интересовало, как же все-таки делаются фигуры. Что для этого нужно? Александр рассказал и о том, какая требуется бумага. Лучше всего фольгированная, но в нашей стране такой нет. Приходится брать ту, какая есть. Нужен квадрат со стороной от метра. А еще вода, клей ПВА, метилцеллюлоза (клейстер). Из инструментов – только пинцет. Когда бумага хорошо размочена, из нее можно сложить округлые фигуры. Готовое изделие связывается нитками, пока не высохнет.

Александр сыплет терминами, которые непосвященному ничего не говорят: узлы, линии, углы, горы и долины, теоремы Кавасаки. Он считает, что оригами – это и искусство, и наука. По его мнению, золотой век этого искусства еще впереди.

Родиной оригами считается Япония, там им занимаются дома, для себя, приемы передают из поколения в поколение. Символ этого искусства, принятый во всем мире, – журавлик цуру. Он ведет свою историю со средних веков. Японская легенда говорит, что надо сделать тысячу журавликов и раздать их незнакомым людям, и любое желание исполнится. В Японии – издаются журналы, посвященные этому занятию, но выписать их в Россию стоит очень дорого.

Сейчас оригами популярно во всем мире, особенно распространено в Испании, в США. Устраиваются выставки, продажи. Люди покупают эти фигурки, сложенные из бумаги, и стоят они довольно дорого. Александр уверен, что в нашей стране это занятие дохода не приносит. У нас никто не будет тратить деньги на покупку бумажных фигур. Мы только посмотрим, поудивляемся, повосхищаемся, и все. Но, может быть, времена изменятся?

Работы Александра Филиппова можно увидеть в Центре японской культуры, который размещается на третьем этаже Областной научной библиотеки. Здесь же показаны схемы, по которым складывались некоторые из фигур.
Вера ПЕТРОВА