По распоряжению ГубЧК, 7 июля 1920 года в Симбирский концентрационный лагерь для принудительных работ доставили гражданина города Сенгилей Баукина Флегонта Михайловича, 57 лет. Почтенному мужу вменяли в вину грехи «серьезные»: при прежнем режиме купец в 1913 – 1918 годах служил в Сенгилее городским головой и уходил из города вместе с «белыми». Для начала, бывшему купцу предстояло провести за лагерной стеной ровно год.


Ф.М. Баукин (1863 — после 1920)

Сенгилеевский купец Флегонт Михайлович Баукин был в своем роде фигурой выдающейся, даже уникальной. Он происходил из крестьян небольшого села Буераки. Его отец, разбогатевший на торговле хлебом, перебрался в уездный город. Когда вышел срок, сын торговца ушёл в армию и прослужил канониром долгих пять лет. В конце 1880-х годов, юный Флегонт Баукин начал собственное дело…
К началу XX века, без малого три четверти населения уездного города Сенгилея трудились на баукинских мельницах, пароходах, складах, магазинах. Флегонт Михайлович, единственный в Симбирской губернии, владел собственным пароходством. Четыре судна его легко-пассажирского пароходства «Дружба» бегали между Самарой и Казанью, с выгодой и пользой обслуживая пассажиров, с успехом конкурируя здесь с крупнейшими пароходными компаниями. Суда носили названия волжских городов между которыми они курсировали «Казань», «Симбирск», «Сенгилей», «Самара».


Капитан А.К. Поликарпов и запись о прохождении им службы на судне Ф.М. Баукина «Симбирск». 1912 г. (семейный архив Л.А. Рязановой г. Москва)


Капитан А.К. Поликарпов и запись о прохождении им службы на судне Ф.М. Баукина «Симбирск». 1912 г. (семейный архив Л.А. Рязановой г. Москва)

В нашем от века консервативном крае купец Ф.М. Баукин слыл за «красного». С великим скрипом предержащие властьутверждали купца в качестве попечителя к устраиваемым им же благотворительным и учебным заведениям. Еще бы, ведь в полном согласии и едва ли не по инициативе своего хозяина, работники его предприятий пытались создать в 1907 году один из первых в нашем крае «Профессиональный союз служащих пароходства «Дружба» и торговли Ф.М. Баукина»! «Царская» власть не разрешила союз под пустячным предлогом.


Пароход «Сенгилей». Постройка 1904 г. Владелец — Ф.М. Баукин

Дальше – больше. Став Сенгилеевским городским головой, в 1913 году купец, по собственным словам, «решил передать все свои торгово-промышленные предприятия своим сотрудникам для совместной эксплуатации их на кооперативных началах. Был выработан даже устав, но дело это не вышло, с одной стороны вследствие не утверждения устава правительством, а с другой, вследствие несогласия самих служащих».

Открывшийся от щедрот Флегонта Михайловича в 1899 году в Сенгилее Ольгинский детский приют трудолюбия для беспризорных девочек по справедливости считался не просто лучшим в губернии, но даже и в целом по Империи.
Бывший купец с гордостью говорил: «В 1916 году моими стараниями в городе Сенгилее была открыта первая в России пролетарская гимназия. С высшими классами, с правами правительственных гимназий, чтобы дать детям трудящегося населения города и уезда получить полное среднее образование бесплатно, для чего мною и было внесено в городскую казну 100 тысяч рублей». К характеристике следует добавить, что Сенгилеевская гимназия стала среди первых учебных заведений в стране, где совместно обучались девочки и мальчики.
Уже два с лишним месяца длилось заключение Баукина в концлагере, когда в середине сентября 1920 года в губернские «соответствующие органы» вдруг поступило прошение «от бывших служащих гражданина г. Сенгилея Ф.М. Баукина».
Служащие не просили. Они требовали от Советской власти освободить недавнего пароходовладельца из концлагеря «как человека вполне надежного в политическом отношении и могущего принести несомненную пользу как специалиста по переработке хлебных продуктов, по содержанию в должном состоянии мельничных заведений.
Он не был эксплуататором труда лично для себя, а наоборот, оказывал материальную помощь всем, кто к нему обращался. 20 процентов с валового дохода своих предприятий он отчислял ежегодно в пользу своих служащих»! Под бумагой стояло пять дюжин подписей природных пролетариев, и власть не могла проигнорировать сей «глас народный».
Советское руководство Сенгилеевского уезда также благожелательно отозвалось о своем предшественнике – городском голове: «До Октябрьской революции к местному населению относился хорошо. Во время нахождения в Сенгилее «белых», Баукин отдельным лицам не вредил и эвакуировался из города более всего из боязни «красного террора», как принадлежащий к буржуазному классу».
Уже 2 октября 1920 года Флегонт Михайлович Баукин получил свободу.
Делай добро, и оно отзовется!..