В современной русской литературе имя Светланы Замлеловой – известное и уважаемое. За полтора десятка лет творческой работы она получила вполне заслуженное признание среди ещё довольно многочисленной аудитории читателей, которые являются преданными приверженцами литературы классического толка, своими написанными простым и ясным языком с большим художественным мастерством и знанием русской действительности рассказами, повестями и романами, как из современной жизни, так и прошлого.

К месту будет сказать, что Светлана Замлелова принадлежит к числу самых образованных современных русских литераторов, но многознание не отягощает, как это часто бывает, её легкую и прозрачную манеру письма, и зачастую является необходимым катализатором создаваемого автором речевого потока, что придаёт языку художественного произведения смысловое наполнение самого высокого уровня. Это органичное насыщение просматривается уже в первых рассказах автора, и вдумчивый читатель понимает, что автор толкует ему о самых серьёзных вещах, и к нему стоит прислушаться.
Конечно, её книги вряд ли заинтересуют любителей легкого чтива, но для тех, кто ищет не только развлечений, но и внутреннего духовного роста, творчество Светланы Замлеловой будет весьма полезно, поскольку всё, что построено ею словом, отличает от лже-литературы русскоязычного толка чистота и ясность мысли и языка. В этом отношении Светлана Георгиевна, несомненно, принадлежит к лучшим писателям России, как мужчинам, так и женщинам. Можно даже сказать, что она своим творчеством превзошла творчество очень многих мужчин, которые склонны поглядывать на писательниц свысока.
Читатели, наверно не раз, замечали, что в книге одного автора он уже после первых страниц ощущал себя званым гостем, а в другой – сразу попадал в «банку с пауками», о которой писал Ф. Достоевский. Здесь всё зависит от умения писателя создать обстановку благоприятной для читателя реальности. Дело в том, что время и пространство в мире, созданным воображением писателя совершенно другие, чем в действительности. Литературное пространство и время – это скорее незримая ткань, на которое наматывается повествование. У каждого писателя она своя, тем более у нашего автора, который в каждом произведении с большим умением создаёт условия для возникновения завораживающей читателей прелести обаяния, аппетита от ещё до конца не прочитанной книги, как от вида свежей и спелой земляники. Именно этими свойствами обладают рассказы о чудиках и юродивых из не так глубокой московской старины и небольшая книжечка «Посадские сказки».
На «обаятельные» произведения Светланы Замлеловой я совершенно невольно откликнулся дюжиной поэтических строчек:

«… И вы создали как-нибудь для нас,
Поборников исконной русской речи,
Шедевр искусства цельный, как алмаз.
И мы в старинных канделябрах свечи
Зажгли бы и послушали ваш сказ
Про старую Москву, как в ней чудили
Юродивые, старицы и старцы.
Вы все прочли и небыли, и были,
Пред вами время открывало ларцы,
Вы перлы языка просвирен находили,
И насыщали ими свой рассказ,
Что мы услышим как-нибудь от вас.
Собравшись у свечей в крещенский вечер,
И насладимся вашей чудной речью».

Если в этих произведениях мир (время и пространств) являет собой пример состоявшейся гармонии, то в, казалось бы, бытовой повести «Скверное происшествие», которую по глубине поднимаемой автором проблематики вполне можно назвать романом, мир искажён, поскольку исказились отношения между Богом и людьми. И это привело к необратимым изменениям не только в нравственной сущности человека, по причине утраты им способности воспринимать любовь Бога, источаемую на весь тварный мир, но и вызвало искажение пространственно-временных координат и решительным образом отдалило человека от Творца. На пространстве православного русского мира произошла духовная катастрофа, почти незамеченная «инженерами человеческих душ», но которую очень точно и тонко прочувствовала Светлана Замлелова и поделилась своими мыслями с читающим народом. К сожалению, эта книга недостаточно известна, хотя это практически готовый сценарий для интересного и серьёзного кинофильма.
Путь развития творчества у таких талантливых личностей, как наш автор, предсказать невозможно, но я полагаю, что сделала не более четверти из того, что ей предначертано судьбою. В этом меня обнадёживает её осмысленное отношение к писательскому делу. Основным побудительным мотивом, притягивающим Светлану Замлелову к художественному творчеству, является невидимая глазу внутренняя духовная работа, постоянное «кипение» жаждущей Красоты и Правды души. И результатом этой работы является обретение искренности, которая будит дремлющую душу читателя и очеловечивает его самого.
В современной литературе искренность автора – довольно редкое явление по причине ставшего уже привычным всеобщего вранья. Если ещё два-три поколение назад оно было довольно редким и порицаемым явлением, в том числе и в литературе, то сейчас немалая часть писателей изолгались до такой степени, что превратились в пособников всеобщего физического и духовного разврата народа. Литераторов, живущих в творчестве по требованиям искренней правды, очень немного, но так и должно быть, потому что творческий дар – это большущая редкость. Чтобы убедится в этом, достаточно вспомнить, сколь мало книг выдерживают испытание временем. Но не стоит этим огорчаться: даже небольшая, но честная книжка есть частичка культуры народа, и жизнь её автора имеет тогда значимый смысл.
Существует ёще самый объёмный пласт литературы, которая предлагает читателю некий усреднённый уровень художественной правды. Она осуществляет необходимое для поддержания духовного тонуса народа сиюминутное наполнение культурного пространства страны художественными произведениями, лучшие из которых экранизируются, переформатируются для театральной сцены, телевидения, и радио.
Созданная этой литературой масса книг своей серостью заслоняет выходящие в общем потоке действительно интересные и талантливые книги. В России уже какое десятилетие нет толковой и правдивой критики, и это в переломное для русской литературы время, когда великая советская литература приказала долго жить, а возвращение в коренное русло классики еще не стало лозунгом писательского сообщества. И они этого не смогут сделать до тех пор, пока не разберутся, какие они писатели – русские, российские, русскоязычные?..
И в этом отношении позиция Светланы Замлеловой прозрачна – она защитница русской культуры, которая в наши дни подвергается недоброжелателями России нападкам и попыткам исказить её до умерщвления либеральными ценностями. Её многочисленные публицистические статьи в «Советской России» умны и доказательны, в них есть и сарказм, и гнев, и доброжелательное отношение к простому человеку труда, который никак не сообразит, как ему жить и чему покланяться в условиях буржуазной свободы.
Пока публицистическая сторона деятельности Светланы Замлеловой заметно не отражается её художественных произведениях, но будущее покажет, во что это выльется в дальнейшем. Можно только сказать, что критика и публицистика не есть что-то существующее отдельно от её художественного творчества, это ещё одна грань цельного и объёмного таланта писательницы, который органично включает в себя и редакционно-издательскую деятельность (сетевой журнал «Камертон», сетевой и бумажный журнал «Великоросс»).
И всё-таки главным сосредоточием духовных интересов Светланы Замлеловой является художественная проза. Всё, что ею создано в этом направлении, создано не вслепую, а с полным пониманием требований времени. А оно взывает к русскому народу, сохраняя отзывчивую на справедливость душу, повзрослеть разумом.
Недавно вышел новый роман Светланы Замлеловой, произведение на первый взгляд простое, если читать его поверхностно, не по словам, а строчными кусками. Но если в него вчитаться внимательнее, начинаешь понимать, что по языку это произведение безукоризненно, а что касается замысла, то понять его и ценить его сразу сложно. Думаю, что он вызовет самые разные и противоречивые оценки. На поверхности – это история девушки, утратившей связь с родителями, со своими национально-религиозными традициями…
Мне роман чем-то напомнил философские повести Вольтера. В нем те же вопросы человеческого бытия, которые неоднократно поднимала русская литература и среди них вопрос о случайности или предопределенности человеческого бытия. Если рассматривать роман в таком ракурсе, то становится понятной роль харьковского мецената-циника, письма которого к Ольге стали сквозной связующей нитью повествования. Кое-кому эта фигура может показаться неправдоподобной, но целью автора не был показ так называемой «сермяжной правды жизни», пресловутого «сора», из которого якобы «растут» стихи. Из сора может вырасти только куча мусора, и книги из серии «Бабья проза» этому подтверждение.
Повторюсь, роман вызовет разноголосицу мнению, но не это ли желанная цель писателя?..

Николай Полотнянко