В выставочном зале Ульяновского областного художественного музея демонстрируется партнерский выставочный проект «Художники-реалисты, современники Аркадия Пластова».
Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения народного художника СССР Аркадия Пластова и организована совместно с Государственным выставочным центром «РОСИЗО», Институтом русского реалистического искусства и Союзом художников России. «В экспозиции представлены произведения выдающихся отечественных художников середины и второй половины XX века, творчество которых определило основные тенденции развития изобразительного искусства России данного периода и неразрывно связано с лучшими традициями русской реалистической школы живописи. В год 125-летия со дня нашего выдающегося земляка партнерский выставочный проект «Художники-реалисты, современники Аркадия Пластова» станет одним из знаковых событий, посвященных юбилею Мастера», — сказал на открытии выставки директор Ульяновского областного художественного музея Сергей Жданов.

Вниманию жителей и гостей Ульяновска предложены работы народных художников СССР Алексея и Сергея Ткачевых, Юрия Кугача, Гелия Коржева, Андрея Васнецова, Петра Оссовского, Андрея Мыльникова, Геннадия Мызникова, Ефрема Зверькова, Валентина Сидорова и других.

Братья Ткачевы работают вместе с начала 1950-х годов. В центре внимания художников, выросших в селе, -русская деревня. Герои их картин -реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни Ткачевы передают «правду времени», драмы страны. Большое влияние на творчество Ткачевых оказал ставший их духовным наставником Аркадий Пластов.

Учеником Пластова в прямом смысле этого слова можно назвать подолгу жившего в Прислонихе Ефрема Зверькова. Пейзажи Зверькова полны чистой и тихой радости, трогают благородством, утонченностью колорита. Доведенные до высокой степени живописной законченности, они сохраняют свежесть и трепетную непосредственность живого восприятия природы. Творчество лауреата премии имени Аркадия Пластова, народного художника СССР Валентина Сидорова, теснейшим образом связано с родиной и носит ярко выраженный национальный характер.

Одним из ключевых представителей русской реалистической школы второй половины XX века являлся Андрей Мыльников. Он продолжил гуманистическую и лирическую традицию русской и европейского живописи XIX-XX веков, на основе которой выработал свой уникальный художественный стиль. Художником со своей темой, особым взглядом на мир, со своей стилистикой, оформившейся в 1960-х годах, стал Геннадий Мызников. В его творчестве слились традиционность жизненного уклада и современность, выраженная яркими цветами и несколько упрощенными пластическими решениями. Одними из основоположников такого направления в отечественном искусстве XX века, как «суровый стиль», стали художники Николай Андронов, Андрей Васнецов, Петр Оссовский. Стремление изображать жизнь без прикрас и фальшивого блеска, донести свою мысль о связи поколении, о преемственности духовных, моральных качеств народа характерно для работ, созданных в русле этого направления.

Экспозиция небольшая, на ней представлено всего 16 полотен, что связано с неимением в музее больших выставочных площадей. Однако, как заявили присутствовавшие на открытии местные художники, это действительно лучшие живописцы своего времени и лучшие их картины. К тому же, по словам одного из художников, РОСИЗО посредственных вещей не приобретал.

Надо упомянуть, что на открытии выставки из местных живописцев присутствовали те, кто имеет непосредственное отношение к Пластову и Прислонихе. Единственный из всех присутствовавших Борис Скпярук лично встречался с Аркадием Александровичем, Юрий Панцырев поддерживает дружеские связи с его родственниками, а Ирек Нуртдинов много своих пейзажей написал в Прислонихе, только накануне закончил писать новый пейзаж с озером. Все они высоко оценили открывающуюся выставку и говорили о том, что реалистическое искусство сейчас живо только, пожалуй, в России. Западные художники так творить не умеют, разучились. Поэтому русская живопись так ценится во всем мире.

Экспонирование выставки продлится до 6 сентября.
Марина КОНОВАЛОВА