С 1 августа по 12 сентября в Ульяновском музее изобразительного искусства XX-XXI веков работает выставка «Поп-арт» «Арт-центра» из Санкт-Петербурга.
Представлено более 80 экспонатов, выполненных в различных техниках. Здесь и графика, и афиши, и постеры, собранные от частных коллекционеров и галерей. Это работы самых известных мастеров данного направления в изобразительном искусстве. На выставке, в частности, можно увидеть такие знаменитые произведения Энди Уорхола, как «Мэрилин», «Мик Джаггер», «Банка супа Кэмбелл» и другие.
Поп-арт – популярное или естественное искусство – направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество – на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Вспыхнув в Европе в 50-х, поп-арт быстро перелетел через океан и стал звездой нью-йоркских вечеринок. Именно там, под статуей Свободы, за чтением бульварных романов, просмотров голливудских фильмов, в сопровождении блеска бесконечной бродвейской рекламы, под оглушительную музыку «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Доре» и Дэвида Боуи, этот стиль обрел свой дом.
Поп-арт обращался к образам, которые наводнили жизнь людей в середине XX столетия: комиксам, гамбургерам, знаменитостям, холодильникам, кока-коле, автомобилям, политическим деятелям, туфлям, сигаретам… – «в общем, ко всем тем классным современным вещам, которые так усердно классным современным вещам, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство» (Энди Уорхол).
Эти объекты, вырванные из привычных контекстов и помещенные в художественную среду, а затем и заполонившие пространства выставочных залов, либо приобретали там бесконечную прогрессию смыслов, либо обнажали блеск своей крайней абсурдности.
Поп-художники, такие как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист и другие, в известной степени, поделили между собой арт-сцену, увлекшись новыми формами, сюжетами и техниками. Они не только использовали традиционные холст и масло, но и осваивали трафаретную печать, создавали масштабные инсталляции, скульптуры, аппликации и коллажи. В конечном счете все их произведения, способные стать легкодоступными для любого, носили массовый характер, как банка супа или бутылка колы.
Поп-арт сопровождается множеством собранных воедино, порой спорных и даже противоречивых диалогов между творцами, зрителями и критиками. Незримое, но ощутимое присутствие художников помогает каждому, кто включился в процесс, осмыслить это явление.
Сейчас поп-арт обрел второе дыхание – возрождается интерес к его феномену. К мотивам поп-арта обращаются такие современные художники, как, например, Ричард Райан и представитель стрит-арта Бэнкси, произведения которых включены в экспозицию. По всему миру организуются сборные выставки и ретроспективы Лихтенштейна, Индианы, Уорхола. Работы художников соревнуются с наследием старых мастеров на мировых аукционах Christie’s и Sotheby’s и нередко бьют все рекорды – но являются ли деньги подлинным мерилом эстетической и духовной ценности?
Алёна Иванова