В музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX веков» 7 августа открылась выставка «Игра в бисер».

В музейном «кабинете коллекционера» разместились бытовые вещи конца XVIII-XIX веков. Предметы, расшитые бисером, – из частного собрания московского коллекционера, члена-учредителя московского Клуба коллекционеров изобразительного искусства, представителя в России Лондонского общества коллекционеров карт Андрея Кусакина и фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

Андрей Леонидович Кусакин хорошо известен в профессиональных кругах. Редкая серьезная историческая выставка обходится без собранных им старинных географических карт и гравюр. Среди музеев, сотрудничающих с ним, достаточно назвать Государственный музей А.С. Пушкина, музеи-заповедники «Царицыно» и «Тарханы», музей-усадьбу «Останкино», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

По признанию Кусакина, он любит ульяновские музеи и часто бывает в нашем городе. А в музее городского быта ему понравился маленький выставочный, зал, стилизованный под кабинет коллекционера. В нем он и предложил разместить часть своего собрания старинных предметов, вышитых бисером. Вероятно, лет сто или двести назад они дарились женщинами своим любимым, мужьям, братьям по разным случаям.

Здесь иконы и портреты, курительные принадлежности и шкатулки, чайница, кошельки, блокноты, картины и многое другое. Вещицы изящны и красивы, и у редкого мужчины, получившего что-либо из них в подарок, не растаяло бы сердце…

Экскурсовод-переводчик музея городского быта Денис Ойкин рассказывает:
– В основном бисер был предметом рукоделия дворянок. Сами работы небольшие, потому что это трудоемкое занятие. На каждую вещь уходили тысячи бисеринок. Но не нужно думать, что дворянки отличались чрезмерным трудолюбием, хотя, разумеется, были и такие. Самую кропотливую часть процесса – нанизывание бисеринок на нить – отдавали крестьянкам, а их хозяйкам оставалось нашивать готовое, занимаясь компоновкой сюжетов.

Любительницы рукоделия – барышни и дамы, имеющие художественный дар, могли сами создавать композиции, а для остальных выходили специальные альбомы с рисунками. Самый первый такой сборник вышел еще в начале XVI века в Германии.

Весь бисер был привозным – из Венеции и Богемии. Венецианский считался более удобным для рукоделия. В России во времена Михаила Ломоносова работал созданный им завод по производству бисера, но после его смерти он прекратил свое существование.

Вообще, в Россию мода на бисерную вышивку пришла из Западной Европы. Интересно, что если там создание таких вещиц было поставлено на поток и производство в чем-то было даже механизировано, то в России это была преимущественно ручная работа. Законодательницей мод на сюжеты также являлась Германия, где идеализировались радости семейной жизни, отчего на вещицах целовались голубки, распускались цветы, играли с собаками дети и так далее. Российские рукодельницы добавили к сюжетам свои, живописуя бисером прелести жизни дворянских усадеб.

Время на создание даже небольшой работы занимало у мастерицы от четырех до семи месяцев. А если покупать готовую вещь, например, кошелек, расшитый бисером, то обходилось это очень дорого – 35-40 рублей. Для сравнения: корову до революции можно было купить за 15 рублей, а лошадь стоила 30 рублей. Так что бисерный подарок был ценен не только в плане эмоциональном, но и материальном. И мужчины дорожили ими. Известно, что Александр Сергеевич Пушкин гордился бумажником, расшитым бисером руками его жены Натальи Николаевны. Та вещица была желтого цвета, что дало знатокам языка цветов и любителям посплетничать истолковать это как намек на будущее развитие отношений поэта и его супруги.

На выставке в музее городского быта самая старинная вещь – икона Николая Чудотворца конца XVIII века, остальные предметы датируются XIX веком.

Для того чтобы разбудить фантазию посетителей, музейщики решили немного «поиграть» экспонатами. На одной из полок они разместили рядом бисерный кисет для табака, две курительные трубки в чехлах из бисерной оплетки, подставку для курительных трубок и также из бисера портрет бравого офицера. Так и видишь мысленно картинку, как на привале или за игорным столом господа военные глубокомысленно дымят своими трубочками…

Другая полка повторяет сюжет одной из бисерных вышивок, где на ламберном столике расположились курительная трубка, три карты, пресс для карт, щеточка для столика, подсвечник… Эффект дежавю помогают создать подлинные предметы из музейной коллекции.

О том, какими могли быть женщины, занимающиеся рукоделием, дает возможность представить гравюра «Русская». На ней – пленительный образ молодой дамы, очень напоминающей Наталью Гончарову. Эта произведение было, кстати, приобретено коллекционером в Лондоне. Изображенная на гравюре русская красавица вполне могла бы декорировать бисером выставленную в музее маленькую вазочку, на которой читаются слова: «В день любви»…

Остается добавить, что слово «бисер» произошло от арабского «буера» или «бусер», что означало «фальшивый жемчуг». Вышивку из бисера находили при раскопках в Древнем Египте, у других народов. На Руси тоже любили украшать этим рукоделием одежду. Прошли тысячелетия, но бисер не вышел из моды. Уже в XXI веке искусницы создают из него настоящие шедевры. А оценить мастерство женщин прошлых эпох сейчас можно на выставке. «Поиграть в бисер» в музее городского быта можно будет до 23 декабря.
Ирина Морозова