Ежов:  Олег Юрьевич, выборы идут, а публично – полное затишье. В сети много веселого фотошопа, на щитах-скумбрия, но ни дебатов, ни сколько-то серьезных дискуссий, ни по-настоящему системной агитации… Говорят, где-то на округах, сугубо «в поле» идут процессы.

Горячев:  Всё просто – общая социально-экономическая ситуация по стране для «Единой России» тяжелейшая. И это общефедеральная ситуация. Наш же регион ещё и «удачно» добавил крайне неудобной для партии власти повестки. Основная проблема – пенсионная реформа, плюс цены на бензин и повышение НДС. Если бы выборы прошли сейчас при полноценной явке, то они бы закончились полным крахом для партии власти. Реформа чудовищно усугубила выборную ситуацию и «ЕР» что-то с этим нужно делать. Официальный рейтинг ЕР упал по некоторым исследованиям до 37%. Думаю, не больше 20%  – реальный рейтинг партии. Как вытаскивать ситуацию? Вот и вытаскивают  – «сушат» выборы. Минимизируют явку и постараются приложить все усилия, чтобы люди вообще об этих выборах забыли. Те 20%, которые сегодня за партию, это те, кто на выборы обязательно «придут». А от оставшихся 80% придёт всего 15-20%: так у партии 40-50% стандартных и наберётся. Такая схема отлично работает, не на страну, конечно, на партию. Другого выхода в текущей ситуации у «ЕР» просто нет. Если бы явка была 60% – мы бы увидели совсем другие результаты «Единой России» по спискам. Но в реальности мы увидим колебания в 2-3 мандата максимум – что абсолютно ничего не решает для общей пропорции голосов в ЗСО. У власти, у губернатора проблем больших нет, наиглавнейшей их проблемой, на сегодня, являются разве что имиджевые последствия антикоррупционных скандалов.

Ежов: Другими словами, так мы выборов в Ульяновске и не увидим. На округах отрабатывают одномандатники, на которых, насколько я слышу, возложили дополнительную ответственность. В итоге, куда ни сунься – попадешь на «праздник двора». А явка дополнительно убивается волной, так называемого чёрного пиара, который, как мы знаем, эффективен не столько в роли убийцы чьего-то электората, сколько явки.

Горячев: Одномандатники решают судьбу выборов: выиграв 100% округов, «ЕР» получит 50% мандатов  ЗСО, + 40% голосов (по отдельной формуле) списочников – и будет конституционное большинство в ЗСО и никаких проблем. Дополнительно оттянут голоса у КПРФ с помощью «Справедливой России»: не зря приезжал Миронов; не зря, на федеральном уровне, им разрешили жестко высказываться по пенсионной реформе. Люди сегодня против ЕР, а не за КПРФ.  Сегодня вопрос в том, кто перехватит эту конкретную повестку. Конечно, КПРФ пока имеет здесь преимущество: за ними публичные акции и карт-бланш на высказывания. Но на билбордах уже видим (а агитационные волны только усилятся)- что «Справедливая Россия» тоже против пенсионной реформы, поэтому часть людей  повернётся туда. Плюс эти замечательные плакаты, которые появились от Жириновского: «Я не предам, я не обману» – это классика… Он в своем стиле, но дает четкий и хорошо считываемый посыл: я проголосовал против пенсионной реформы, я с вами. Поэтому я уверен, что ЛДПР несколько дополнительных % тоже заберёт, хотя дополнительный мандат вряд ли получит. У СР теоретически такой шанс есть. Причём эта картина не только в Ульяновске, в других регионах работают сейчас  аналогично.  Плюс пяток  партий – спойлеров –  это тоже десяток % аккумулирует. По коррупционным скандалам козырь Единой России против КПРФ – это Шайдуллин. И они этим козырем пользуются. Всегда есть ответ КПРФ на претензии по коррупционному скандалу: «Да, у нас проблема, но посмотрите что у вас, протестующих, происходит? Такая оппозиция, что один из трех депутатов – мошенник!».

Ежов: Как ни дадим что-то по Шайдуллину, обязательно получаем обвинения: «Зачем вы мочите КПРФ?» Но извините, кто кого «мочит». Есть реальная повестка и реальное уголовное дело и, более того, озвучивалась и сумма, в которую обошлось кресло. Или история со снятым кандидатом-директором школы, оказавшейся членом ЕР. Вроде бы и выборы особенно не заметны, а в сети страсти кипят постоянно. Две основныемтемы-коррупция и реформа.

Горячев: Отмечу, что тема коррупции сейчас всеми сторонами уводится на второй план: она просто никому не выгодна. По округам.  Хоть все и говорят, что Шерстнёв бьётся по-настоящему, думаю, округ сливается под Сычёва. Хотя в верхних кругах ЕР и говорят по-другому. Не зря же губернатор Миронова принимал… Как-то Сычёв уж точно должен пройти, по спискам нужно 5% набрать, но, думаю,  скорее всего, что по одномандатному. Плюс ещё один факт говорит за Сычёва-одномандатника – по списку идут Миронов, сам Сычёв и местный бизнесмен-ресторатор третьим, который может стать в итоге первым. Не думаю, что он бы стал вкладывать в выборы деньги, не видя для себя шансов… Думаю, их не будут обижать и во время подсчёта голосов. Тем более  что вся эта схема отлично вписывается в рамки общенациональной стратегии выборов – подвинуть коммунистов за счёт других партий.

Что касается интриги на других округах. Учитывая сложившуюся ситуацию, и с его любовью работать на улице, возможен проход Володарского. По одномандатному – вряд ли, а вот по списку вполне. Может много набрать Долгов по тому же помянутому округу, плюс Мурзаханов в Димитровграде. И уже между этими тремя может развернуться борьба за место, которое способна дать оппозиции пенсионная реформа. Касаемо дополнительного места в законе есть хороший честный пункт – кто больше набрал, тот и проходит. И это пусть локально, но создаёт конкуренцию уже внутри партии, т.е. тут уже не Гибатдинов с Куриным решают.

Коммунисты пребывают сейчас в определённой эйфории. Но не думаю, что сегодняшняя ситуация им сильно поможет. Но все что могут они делают. Объявили, например,  референдум и вынесли на него вопрос в такой неконституционной формулировке, что он юридически не мог быть утверждён законом, что они прекрасно понимали. Заведомо для того, чтобы потом заявить: а нам не дали провести. Конечно это популизм и откровенная эксплуатация (подчеркну слово) текущей повестки: вспомните, какой скандал был раздут ими  вокруг строительства «Пионер-парка», во время выборов в Гос. Думу, какие митинги организовывались, дороги перекрывали… Сразу же после выборов – мёртвая тишина. Тему словно забыли. Вспоминается, тот же Володарский… Когда он пришёл в ЗС, то отказался от всех депутатских выплат и попросил убрать мягкое кресло, чтобы 5 лет просидеть на стуле… Вот – честная позиция, хотя и вызывающая улыбку. А кто сейчас из «оппозиционеров»  откажется от своих зарплат  и бизнес – классов для полетов на митинги в Ульяновск? Я таких не вижу…